Пребывание Джоди Уиттакер в роли Доктора подходит к концу в полнометражном спецвыпуске "Сила Доктора", который также знаменует конец эпохи, поскольку шоураннер Крис Чибналл уходит со своего поста, а его место займет Рассел Т. Дэвис - который неожиданно возвращается после своего ухода в 2010 году! Большинство людей согласны с тем, что эта серия "Доктора Кто" не была особенно сильной и послужила ошибочным аргументом для тех, кто выступает против идеи приглашения женщины на роль Доктора и т.д., но настоящим недостатком стала неспособность Чибналла соответствовать высоким стандартам своих предшественников...
Он не пишет эмоциональные диалоги так красиво, как РТД, он не так изобретателен и креативен, как Стивен Моффат, и уж точно не так остроумен, как они оба, и все сильные стороны, которыми он обладает, не смогли пробиться сквозь его решение попытаться подражать тому, что было раньше. Справедливости ради, Чибналл действительно начал со смелого переосмысления, в котором не использовал ни одного из предыдущих злодеев и выбрал более мрачный и поучительный тон, но затем быстро сменил его, когда это не понравилось зрителям, ожидавшим более легкого веселья...
Спецвыпуски Чибналла по большей части были самыми яркими моментами за годы его руководства (мы забудем, что "Легенда о морских дьяволах" когда-либо происходила), поэтому я был оптимистично настроен на то, что "Сила Доктора" сработает, несмотря на зловоние минисериала "Флюкс", которое все еще витает вокруг. И мое мнение об этом спецвыпуске таково: это был умеренный успех, переполненный нелепыми моментами и едва ли связным сюжетом, но все это подкреплялось тяжеловесной ностальгией и небольшим количеством эмоциональных моментов и забавных выступлений, которые попали в нужный аккорд.
Я с трудом могу вспомнить, как этот вольный сюжет увязывается вместе - если он вообще увязывается. Чибналл не умеет тщательно разрабатывать эпические истории такого рода, поскольку он склонен бросать в блендер множество безумных идей и визуальных образов. Он намеренно ускоряет темп (почти до ошибки) в надежде, что вся эта бессмыслица не успеет запомниться достаточно надолго, чтобы подвергнуться сомнению, но после этого вы даже не можете начать пересказывать историю или понять, почему те или иные вещи должны были произойти. Я до сих пор ломаю голову над пропавшими картинами маслом и над тем, почему Мастер (Саша Дхаван) решил выдать себя за Распутина в 1916 году. Поэтому я воздержусь от серьезной попытки покопаться в сюжете, потому что "Сила Доктора" - это шесть больших идей, которые держатся на волоске и молитве.
Но, по сути, отрекшийся Далек связался с Доктором (Уиттакер) с планом победить свой вид раз и навсегда; "Кибермастера" объединились с другими Далеками и Мастером, чтобы одновременно взорвать все вулканы Земли; бывшие спутницы Доктора 1980-х Тиган (Джанет Филдинг) и Эйс (Софи Альфред) помогают Кейт Стюарт (Джемма Редгрейв) в штаб-квартире ЮНИТ в связи с исчезновением сейсмологов; а у Мастера есть план буквально стать Доктором, используя галлифрейскую технологию. Не спрашивайте меня, как все это связано, поскольку это поток сознания, который можно ожидать от перевозбужденного восьмилетнего ребенка.
В этом эпизоде было несколько замечательных идей. Мне особенно понравился план Мастера по принудительному перерождению Доктора, в результате которого она превратится в него самого. В результате Дхаван надел одежду и серьги Тринадцатой, а затем, в конечном итоге, смесь многих классических нарядов Доктора, включая вязаный шарф Тома Бейкера и джемпер с вопросительным знаком Сильвестра Маккоя. Другая крупная идея о том, что Далеки и Киберлюди будут работать вместе, чтобы превратить Землю в литейный цех для киберконверсии, тоже была достойной, хотя обе эти идеи не очень хорошо сочетались друг с другом и лучше бы работали отдельно.
В конечном счете, "Сила Доктора" понравилась мне больше за то, что в ней были большие замахи на зрелищность "киношного размера", подкрепленные фансервисными вызовами и безумными выступлениями. Саша Дхаван добился особого успеха в роли Мастера в эту эпоху, лучше справившись с тем, что Джон Симм пытался сделать с этим персонажем в эпоху РТД. Он более правдоподобно изображает маниакальность, эксцентричность и даже иногда ненависть к себе. Иногда он заходит слишком далеко в карикатурное безумие, возможно, теряя реальное чувство злобы и угрозы (которое было у Мишель Гомес в версии Мисси), но за Дхаваном приятно наблюдать, и он часто крадет сцены, в которых участвует. Жаль, что теперь он, похоже, останется в истории, так как я бы хотел увидеть его возвращение с более удачным сценарием.
Я уверен, что многие отсылки к классическому Доктору Кто прошли мимо ушей случайных зрителей, включившихся после Strictly Come Dancing, которые, скорее всего, отказались от хлёсткого повествования уже через 10 минут, но, безусловно, было забавно увидеть возвращение многих прошлых спутниц (не только Тиган и Эйс...), плюс старых Докторов в лице Дэвида Брэдли (в версии "Уильяма Хартнелла"), Колина Бейкера, Питера Дэвисона, Сильвестра МакКоя и Пола МакГанна. Джо Мартин даже вернулась в роли Доктора-беглеца, хотя нелепость того, что она собой представляет, не была объяснена, возможно, в последней возможности.
Также было приятно увидеть Брэдли Уолша в роли Грэма, хотя это сделало отсутствие Тосина Коула в роли Райана еще более заметным (он не хотел возвращаться?), а ранний уход Дэна (Джон Бишоп), конечно, помог сократить сюжет, но сделал его присутствие в "Докторе Кто" чем-то ненужным. Дэн был представлен только в "Flux", мини-сериале, который был бы лучше без дополнительного бремени, связанного с необходимостью объяснять его участие и предысторию. Его уход после открывающего серию космического поезда в этом спецвыпуске выглядел как признание того, что он был заменой Уолшу в последнюю минуту, и не более того.
Выступления Софи Олдред и Джанет Филдинг были немного неуклюжими, причем последняя временами была откровенно плоха, но ни одна из них не является знаменитой актрисой, чья карьера расцвела после "Кто". Но все же удалось затронуть сердечные струны, когда оба компаньона получили возможность действовать вместе со "своими Докторами" в виде голограмм А.И., несмотря на то, что актеры явно не находились в одной комнате. Я был слишком молод, чтобы в полной мере оценить эпоху Пятого и Седьмого Доктора в 80-х годах (классический сериал закончился, когда мне было 10 лет), так что, возможно, этот момент не так сильно затронул меня, как тех, кому за 50... но это все равно был желанный штрих, который придал эпизоду столь необходимую эмоциональную нагрузку.
К сожалению, как финальная история, она показалась немного поспешной, как только мы добрались до момента, когда Тринадцатую, благодаря вмешательству Мастера, бесцеремонно укусила инопланетная кальмарно-звездная рыба. Я уже почти забыл, что это будет финальный выход Джоди Уиттакер, и не самая лучшая идея заключалась в том, чтобы в сюжете до такой степени задействовать регенерацию до того, как она произойдет традиционным способом. В наши дни мы видим так много фальшивых или причудливых регенераций, что я беспокоюсь, что вся концепция не кажется такой особенной, когда это происходит сейчас.
Тем не менее, я оценил то, как Тринадцатая справилась с началом своего превращения - никакого нытья, ворчания, гнева или недовольства. Она приняла это как естественный порядок вещей и изменение, которое даже нужно принять, с прекрасной сценой прощания с Язом (Мандип Гил), сидящим на вершине ТАРДИС и облизывающим мороженое, глядя на Землю с орбиты. Хотя, учитывая, что это была лебединая песня Яз, она покидает сериал с наименьшей трансформацией среди всех спутниц с момента возвращения сериала в 2005 году.
И сама последовательность регенерации Доктора была потрясающей, происходящей снаружи, с ТАРДИС, стоящей на вершине Дердл Дорсета (новая мекка для любителей Котов...), с Тринадцатой в позе распятия, когда она становилась.....
... эээ, Дэвид Теннант?!
Да, хотя не стало сюрпризом то, что Дэвид Теннант возвращается в роли Доктора в трехсерийном спецвыпуске, посвященном 60-летию Доктора, который будет снят в следующем году, не все ожидали увидеть его в этом эпизоде. Хотя это имело смысл, поскольку представить Нкути Гатву, прежде чем сделать три спецвыпуска с одним из его любимых предшественников, было бы несправедливо и нелогично.
Так что же происходит?
Ну, сам эпизод изменил наше понимание того, куда "уходят" прошлые воплощения Доктора, в том смысле, что их личности, похоже, обитают в лиминальном ментальном пространстве, помимо метафорического края обрыва к забвению. Может быть, дремлющая личность Тен по какой-то таинственной причине заставила себя вернуться в собственное тело? (Он ведь знаменито сказал, что не хочет уходить, помните, ребята...) Посмотрим, но интересно, что RTD уже назвал Теннанта официальным Четырнадцатым Доктором, так что это настоящая регенерация, которая будет недолгой до прихода Пятнадцатого Гатвы. (Но мы все будем называть Гатву Четырнадцатым Доктором, верно?)
В целом, мне понравилась "Сила Доктора", потому что я научился игнорировать случайную и необъяснимую природу закрученного Чибналлом сюжета и сосредоточился на получении удовольствия от спектаклей и визуальных эффектов (например, фантастической платформы для бурения Далека). Однако Джоди Уиттакер никогда не была воплощением Доктора, которое мне особенно нравилось, потому что она была так плохо написана, и ей часто приходилось спасать себя самой в перерывах между вываливанием массы информации каждые несколько минут. Такие идеи, как ее склонность хранить секреты от своих спутников, часто ощущались скорее как сценарные проблемы, которые объяснялись как "черты характера", но ни один из интригующих аспектов ее личности за эти годы никуда не делся. И все же ее Доктор, возможно, навсегда изменил весь сериал благодаря огромным откровениям о том, что Доктор является "ребенком вне времени" и прародителем всей расы Повелителей Времени, так что Джоди оказала большое влияние на историю, не оставив ничего особенного в наших сердцах.
Или, может быть, она была любимицей каждого маленького ребенка, и ее будут косплеить десятилетиями, а я - ворчун средних лет.