Мой предмет не совсем обычный – я преподаю танец. На первый взгляд он не очень важен, его можно пропустить, никаких зачетов и экзаменов сдавать не нужно. Но насколько он красив!
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
Мы живем в сумасшедшем ритме, у нас не всегда хватает времени, чтобы сходить в театр или посетить выставку, спокойно побродить по тихим комнатам музея. Искусство, казалось бы, так близко, но в то же время…
На моих уроках дети могут слегка прикоснуться к нему. Урок танца – это не только движения под музыку, но еще и история. Я рассказываю ребятам, как возник тот или иной танец, как его исполняли раньше и как сейчас. Мы говорим о традициях и нравах того времени, когда полонез, вальс, мазурка только появились в бальных залах дворцов Европы.
Существуют разные учебные программы для предмета «Хореография», но для общеобразовательных школ, на мой взгляд, они скучны и неинтересны! Все сводится к простым движениям под музыку.
В некоторых школах предмет так и называется – «Ритмика». Мне больше по душе другое название. С первых уроков мы с ребятами договариваемся называть его «Танец».
Искусство танца настолько многогранно и красиво, что каждое занятие можно превратить в интересное, динамичное и полезное путешествие в ту или иную эпоху. Занимаясь на школьных уроках, ребята получают глубокие знания в области литературы, истории и других предметов. Мои уроки немного дополняют их. Это интересно.
Знакомясь с тем или иным танцем, можно рассказать, в каких художественных произведениях он встречается. Например, Александр Сергеевич Пушкин описывает мазурку в произведении «Евгений Онегин», Лев Николаевич Толстой в своем рассказе «После бала» затрагивает особенности бального этикета, а московский бал 1810 года, ставший дебютом для Наташи Ростовой, – первое, что приходит в голову, когда речь заходит о балах в литературе. И еще множество примеров!
Бывает очень полезно посмотреть с ребятами фильм о балах XVII-XVIII вв. Если фильм хороший, в голове сложится более полная картина. Я подбираю для своих уроков материал, в котором затрагиваются культура того времени, мода, особенности этикета, правила хорошего тона.
Рассказ об историческом фоне эпохи, о которой идет речь на уроке, будет очень познавателен для ребят. По глазам ребят я не раз замечала, что многим из них становится интересно. Они начинают понимать, что танец был очень важной составляющей любого образованного человека. Неумение танцевать считалось дурным тоном. И постепенно дети начинают относиться к предмету уважительнее, думая, что уметь исполнять элементарные движения разных танцев – это совсем не плохо, а красиво и важно. Очень нравится ребятам играть на уроках в те игры, которые были частью любого бала XVIII в. Как много, оказывается, в детский мир пришло из той эпохи: всеми любимая игра «ручеек», задорные «фанты», игра в рифмы. Конечно, тогда эти игры были наполнены немного другим смыслом, но все же как много общего между нами и нашими предками! Когда проводишь связь между прошлым и будущим, урок становится живым и увлекательным.
На моих так называемых уроках-беседах у меня есть раздел «Танцы народов мира». Это совсем не означает, что мы с ребятами изучаем народные танцы. На них я рассказываю, как и о чем танцуют разные народы, какая интересная связь существует между культурными традициями и танцем, как географическое положение и климат оказывают влияние на характер танца того или иного народа, манеру исполнения, движения и национальный костюм. Много интересного нам говорят названия танцев разных народов. Свой рассказ я обязательно дополняю показом слайдов или иллюстраций. Иногда после таких уроков можно провести викторину, в которой ребята, прослушивая национальную музыку, пытаются угадать, культуре какого народа она принадлежит. Хотя таких уроков в течение года бывает мало (все-таки наша задача – научиться танцевать), я стараюсь наполнить их информацией, которая легко и с интересом запомнится. Обязательно затрагиваю тему театра. Древняя Греция. Как зарождалось, каким было театральное искусство. Я думаю, что эта информация важна для любого ученика современной школы. В любом случае она не помешает, а обогатит его внутренний мир.
На уроке танца можно рассказывать об известных деятелях в области хореографии, о важных явлениях (например, таких как «Русские сезоны в Париже» Сергея Дягилева, это целый пласт культурной жизни России начала XX века), о композиторах, чью музыку мы используем при изучении танцев (классическая музыка – неотъемлемая часть наших уроков). В школах, богатых традициями, все это пригодится ребятам во время поездок в профильные лагеря, возможно, при написании различных работ по истории и литературе. Практические навыки помогут ребятам смело и красиво держаться на выпускном балу или тематических мероприятиях, которых в школах немало. Конечно, важно разделять информацию для детей младшего и более старшего школьного возраста.
Иногда на уроках мы с ребятами занимаемся импровизацией в ее разных вариантах. Здесь начинается самостоятельное творчество, очень важный элемент в развитии любого ребенка. Особенно этим любят заниматься ребята младшего школьного возраста.
Зачем все это нужно? Думаю, все просто: чтобы урок танца сделать живым и интересным для современных детей.
Я не стану описывать структуру своих уроков. Думаю, что у каждого педагога свои предпочтения. Детям необходимо прививать эстетический вкус такими танцевальными образцами, как полька, вальс, мазурка, полонез, бальный русский танец. Ведь они мало где в современном мире могут прикоснуться к этому, если не занимаются танцем профессионально. Модные стили и направления, которые многие мои коллеги используют в своей работе, дети пробуют в повседневной жизни. А красиво и уверенно держаться в паре, наполнять танец смыслом и получать от этого удовольствие можно только тогда, когда понимаешь, для чего это нужно. Всегда очень приятно наблюдать результат работы, когда современные мальчишки вдруг становятся галантными кавалерами, а девочки – элегантными и сдержанными партнершами. Они преображаются и становятся красивее и культурнее. Согласитесь, это не может не радовать.
О пользе занятий танцем написано много, не стану останавливаться на этом. Моя задача – дать ребятам общее представление об этом виде искусства, привить элементарные танцевальные навыки, научить использовать их в повседневной жизни, различать жанры и стили, работать в паре, уметь ориентироваться в танцевальном пространстве и, конечно же, творить!
Книги, которые помогают мне в работе: Михаил Гаспаров «Занимательная Греция», Юрий Лотман «Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства», Вера Куликова «История костюма», Юрьев и Владимирский «Русские традиции. Правила хорошего тона», Николай Вашкевич «История хореографии всех веков и народов».
Очень хочется пожелать коллегам, работающим в школах, успеха в работе и умения делать наш предмет живым и интересным для современных детей! Для этого есть масса возможностей.
Наталья АКИМОВА, педагог-организатор школы №1245
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».