Найти в Дзене
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 209 - Никто не идеален:)

Доброго времени. Это рубрика по разбору списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год. Сегодня буду пояснять за 43 позицию списка, коей является ультимативная классика от режиссёра Билли Уайлдера, — фильм, о котором слышали, думается, почти все. 43 место "В джазе только девушки"/"Some Like It Hot"(1959) Рейтинг КП - 8,5; Кол-во оценок - 312 423; Рейтинг IMDb - 8,2; Кол-во оценок - 277 672; Режиссёр - Билли Уайлдер. Когда чикагские музыканты Джо и Джерри случайно становятся свидетелями бандитской перестрелки, они в срочном порядке смываются на поезде во Флориду, прикинувшись женщинами. Теперь они — Джозефина и Дафна, новенькие и хорошенькие инструменталистки женского джаз-бэнда. До поры до времени их маскировка срабатывает. Но вскоре любвеобильная солистка влюбляется в «переодетого» мужчиной Джозефину, престарелый миллионер подкатывает к Дафне, а босс мафии, разгадав тайну маскарада, решает срочно разделаться со свидетелями. Без спойлеров Среди
Оглавление

Доброго времени. Это рубрика по разбору списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год. Сегодня буду пояснять за 43 позицию списка, коей является ультимативная классика от режиссёра Билли Уайлдера, — фильм, о котором слышали, думается, почти все.

43 место

"В джазе только девушки"/"Some Like It Hot"(1959)

Рейтинг КП - 8,5; Кол-во оценок - 312 423;

Рейтинг IMDb - 8,2; Кол-во оценок - 277 672;

Режиссёр - Билли Уайлдер.

«В джазе только девушки» (Some Like It Hot, 1959)
Когда чикагские музыканты Джо и Джерри случайно становятся свидетелями бандитской перестрелки, они в срочном порядке смываются на поезде во Флориду, прикинувшись женщинами. Теперь они — Джозефина и Дафна, новенькие и хорошенькие инструменталистки женского джаз-бэнда.
До поры до времени их маскировка срабатывает. Но вскоре любвеобильная солистка влюбляется в «переодетого» мужчиной Джозефину, престарелый миллионер подкатывает к Дафне, а босс мафии, разгадав тайну маскарада, решает срочно разделаться со свидетелями.

Без спойлеров

Среди фильмов Уайлдера в списке фигурировали ленты "Квартира" 1960 года и "Сансет бульвар" 1950 года. Картина с Мэрилин Монро является последней работой известного режиссёра в списке — так что ни вам "Двойной страховки", ни "Свидетеля обвинения", ни получившего Оскар за лучший фильм "Потерянного уик-энда". Если вкратце, то фильмы мне плюс-минус понравились, при том, что "Квартира" и "Сансет бульвар" разные по духу ленты, так что тоже показатель мастерства.

И здесь тот, чьё настоящее имя Самуил Вильдер, тоже не подвёл. Фильм хороший. Я, конечно, не уверен, что готов поставить настолько высокую оценку, какую ставит большинство, судя по огромным рейтингам, но тут, пожалуй, дело просто в разной системе оценивания. Ну и раз уж это упомянул — меня удивило, что на КП у фильма и рейтинг и количество выставленных оценок выше, нежели на англоязычном IMDb. Я слышал, что в России картину неплохо знают и любят, но чтоб даже сильнее, чем на Родине, узнал только когда ознакомился с циферками.

Можно, кАнечно, пояснять, что в фильме такого удачного, что все его так любят, так что я бы и не стал, — но жанр обязывает. Первое, что бросается в глаза — это актёры на главных ролях. Монро знают все, а вот Тони Кёртиса и Джека Леммона далеко не все. Видеть этих двоих было приятно. Не в первый раз встречаемся всё-таки, тассазать. Ам, ну и да, перфомансы у них тоже на солидном уровне, смотрится всё живенько.

Постер фильма
Постер фильма

История занятная. Поделена на некие "блоки", поэтому за счёт создаваемой динамики сложно выделить момент, где стало бы скучновато, поскольку таких вовсе нет. Персонажи такие же приятные, хотя иногда, особенно во второй половине, возникали вопросы к некоторым их решениям и поступкам. Юмор приятный, шуток ниже пояса особо не заметил, так что если вы не ценители "чёрного" юмора, то бояться вам нечего. Я на парочке моментов довольно широко ухмыльнулся, что очень хорошо, учитывая, что жанр комедии на меня вообще слабо воздействует, по какой-то причине.

Все прочие аспекты, навроде операторской работы, монтажа, работы художника-постановщика и так далее, не вижу смысла расписывать, так как там всё на стандартно приличном уровне. А вот про смысловую нагрузку сказать что-либо затрудняюсь. Я краем уха улавливал, что в ленте есть некоторые неочевидные на поверхностный взгляд темы, что-то там про гендерную идентичность, "обратные" каминг-ауты, или как это там называется, но я не вижу смысла это подробно расписывать, поскольку: 1)можно почитать в оригинальных источниках; 2)мне за это не платят, в отличии от так называемых "профессиональных критиков"; 3)нет нужды, ибо фильм и без глубинных психологических смыслов хорош. Тем более, что достаточно и приятного житейского смысла: все мы хотим, чтобы нас любили и признали.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

Когда я думаю про кажущиеся мне странными решения персонажей в этом фильме, я думаю в первую очередь про финал сюжетной линии героев Кёртиса и Монро. То есть, она узнаёт, что Джозефина, эм, не есть Джозефина, что этот человек её обманул, воспользовался удачно сложившимися обстоятельствами, чтобы развести её на то, что ему было надо, — и что она делает? Говорит что-то в духе "я знаю, поцелуй мои жаркие уста". Да, она говорила, что испытывает слабость к саксофонистам, но... это как-то несерьёзно чуть, нет? Также можно заявить, что она его узнала, пока он притворялся женщиной, и знает, что он хороший, — но так ли уж знает? Сами подумайте, вы бы захотели сойтись с таким человеком? Учитывая, как он себя ведёт со своей подругой в начале фильме, думаю нет, тем более что он ведь по сути не особо-то к финалу и изменился, на самом-то деле. Или что, подразумевается, что он тоже в неё влюбился по-настоящему и поступать плохо с ней не будет? Мило. И наивно. Впрочем, подобный идеализм вполне свойственен старым мелодрамам. К тому же это кино, для красоты картины можно принять некоторые допущения. А ещё там в той же сцене происходит знаменитый момент между "Дафной" и Осгудом с этим его "Well, nobody's perfect", который слишком уж "на приколе", чтоб серьёзно к нему относиться.

Из менее ярких моментов а-ля "почему так" могу отметить ещё пару вещей, но там всё ещё менее серьёзно. Скажем, я в какой-то момент вообще задумался, почему Джерри терпит Джо, потому как ему от товарища почти весь фильм только и достаётся. Несущественно по большому счёту, так как очевидно, что они какие-то старые друзья, просто это не проговаривается вслух, — и без того видно. Просто заметка для себя. Ну и план музыкантов тоже отдаёт "киношностью". В реальности с большой долей вероятности люди бы кинулись куда глаза глядят, а не стали бы придумывать эти многоходовочки с переодеванием в женщин. Да, там как бы влиятельные гангстеры, но и двух людей найти в огромном городе, в огромной стране тоже задача как бы не самая тривиальная.

Дабы не душнить, отмечу и положительное. Скажем, про юморески. Мне хорошо запомнился момент, где Джо встаёт из ванны в костюме и со страшным выражением лица идёт на Джерри. Само собой, мне запомнился финальный разговор между Джерри и Осгудом. Сцена с массовой вечеринкой в поезде довольно орная. Это основные "перлы", но не все. Комедия ж всё-таки, при том хорошая.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Послесловие

"В джазе только девушки" — это приятная комедийная лента, добротно поставленная и сыгранная, имеющая своё обаяние и ушедшими в народ цитатами. Несмотря на мой скептицизм по отношению к фильмам, имеющим слишком высокие рейтинги у публики, к картине Билли Уайлдера у меня нет каких-либо существенных претензий. Не могу сказать, что я прям таки скакал на кресле да диване от радости после просмотра, но приятное впечатление от знакомства с этой работой осталось. Поэтому если вы до сих пор не смотрели, то преград для ознакомления не вижу. Хуже точно не будет.