Доброго времени. Это разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сегодня я буду пояснять за фильм, от которого я в кои-то веки даже кое-чего ждал по причине того, что мне его, что называется, продали.
64 место
"Сансет бульвар"/"Sunset Blvd."(1950)
Рейтинг КП - 8,0; Кол-во оценок - 21 771;
Рейтинг IMDb - 8,4; Кол-во оценок - 228 507;
Режиссёр - Билли Уайлдер.
Молодой сценарист Джо Гиллис сидит на мели, его преследуют кредиторы, ему не на что поесть, ему кажется, что жизнь кончилась. Машина, на которой он отправляется бездумно и бесцельно неизвестно куда, вдруг из-за лопнувшей шины резко виляет в сторону и влетает во двор особняка знаменитой в прошлом и увядающей в настоящем кинозвезды Нормы Десмонд.
Без спойлеров
Этот фильм пользуется хорошей славой у разного рода киноманов, киноведов и прочих кинологов, и посему определённые ожидания не могли не появиться. Да, я часто по долгу службы сталкиваюсь с такими как бы признанными творениями, но здесь поводов сомневаться было не так много. Во-первых, фильм вышел до 1960-х годов, когда, по моим прикидкам, кино начало дрейфовать куда-то не туда, особенно авторское, а во-вторых Билли Уайлдер вроде как неплохой режиссёр, судя по фильму "Квартира". По итогу - есть ли на что смотреть здесь?
Ну да. Конечно, от ленты, о которой ходит молва как чуть ли не об одном из лучших фильмов всех времён, я ждал чуть большего, но это, я так полагаю, уже следствие того, что я разбалован более сложными структурами современных фильмов. Но даже та простенькая история, что есть, довольно хороша. Её хватает, чтоб удержать зрителя на экране в течении хронометража ленты, который составляет 1 час 50 минут.
Думается, не все согласятся, что в произведении Уайлдера "простенький" сюжет, как я выразился, однако в самом деле - разве он какой-то сложный? Да, у этой истории может быть несколько "слоёв", трактовок и тому подобное, но, честно говоря, при должном навыке в демагогии, таких слоёв можно найти сколь угодно и где угодно. Здесь, конечно, наличие таких слоёв оправдано, но и даже внутри себя эти слои довольно понятные, да и дойти до них не сильно тяжко.
Фильм хорош, но вот насколько он хорош, полагаю, станет ясно со временем, когда он переварится в сознании и наступит послевкусие. Пока что оно какое-то смазанное.
Со спойлерами
В арсенале имеется история о том, как неудавшийся писатель попадает в дом к звезде немого кинематографа, который как бы уже на момент 1940-1950-х годов (или когда там происходит действие фильма) всё, кончился. Если поначалу Норма Дезмонд кажется просто дамой, пусть и со своими странностями и замашками, то в финале она уже кажется совсем двинутой. И это "кажется" становится определённым, когда героиня убивает главного героя, совсем поехав крышей и не желая отпускать его, ни к другой женщине, ни просто так.
О чём же эта история? Ну, первое, что приходит в голову, - это история о какой-то нездоровой любви. И сам главгерой выглядит странно, живя с женщиной, которая сильно старше его, что он и сам признаёт, но с другой стороны, это максимум странно, но не более того. Но вот что ему идёт в "копилку", так это заигрывания с будущей невестой лучшего друга. Конечно, позже в их отношения уже веришь, но в самом начале их флирт друг с другом смотрится странновато.
Потом у нас идёт дворецкий и слуга Нормы Макс, который, как оказывается во второй половине фильма, является первым мужем Нормы, который решился оберегать её от суровой правды от большой любви, даже путём такого унижения. Буквально служить той, которая тебя бросила, - это, конечно, да. Интересный ход, я такого не ожидал. Во время просмотра нервный смешок у меня раздался. Ну и героиня сего торжества, сама Норма Дезмонд, которая втрескалась, опять же, буквально в первого встречного, кто вообще случайно попал к ней в дом и оказался сценаристом. И так сильно она отгородилась ото всех, что не просто влюбилась в первого же, кто составил ей компанию за многие года, но и как влюбилась - так, что когда он решил от неё уйти, то застрелила его.
Какие ещё слои можно нащёлкать? Ну, про индустрию кино тут тоже что-то есть, так что наверно и про это тут что-то да сказано. Многие говорят, что в фильме дана довольно жёсткая критика внутренней кухни синематографа, но я, честно говоря, мало понял, в чём она заключается. В том, что местные звёзды совсем сходят с ума от славы? Или что в этой индустрии вчерашних звёзд выбрасывают на помойку истории, где они уже никому на самом деле не нужны? Что эта сфера, как и любая другая, не сама чистота? Ну-с, бывает.
Остальные теории и трактовки смысла фильма предлагаю обсудить всем желающим, потому что мне уже лень + сложна, надо думать, а я пишу это в 5 утра и хочу спать не имею соответствующих данных.
Послесловие
"Сансет бульвар" - это почти классическая трагедия в жанре драма/мелодрама, которая при любой трактовке приводит зрителя к неутешительным выводам, исполненная грамотной режиссёрской работой и, возможно, являющаяся этаким прощанием с эпохой немого кино(возможно, это натянуто, но есть такое впечатление). И пусть с точки зрения обычного современного зрителя кино звёзд с неба не хватает, но всем желающим вкусить плоды классического кино смотреть это в любом случае придётся. Благо, что на сей раз классика хоть в какой-то мере достойна быть таковой.