Найти тему
Sunny Blues

Эрик Клэптон: Я не могу этого сделать. Никто никогда не играл на пластинках «THE BEATLES»

Оглавление

Джордж Харрисон рассказывает о событиях 1968 года.

Песня While My Guitar Gently Weeps была записана THE BEATLES в 1968-м для их одноименного «Белого альбома», который вышел в том же году. Изумительное гитарное соло, навсегда вошедшее в историю рока, записал друг Джорджа - Эрик Клэптон.

Джордж Харрисон и Эрик Клэптон в Мэдисон Сквер Гарден, 1971, концерт для Бангладеш
Джордж Харрисон и Эрик Клэптон в Мэдисон Сквер Гарден, 1971, концерт для Бангладеш

Изначально Харрисон написал песню на акустической гитаре, после чего BEATLЕS несколько раз пытались записать её. Джордж записал гитарное соло, прокручивая магнитофонную ленту в обратном направлении, как он это делал в I’m Only Sleeping из альбома Revolver 1966 года, но результат его не устроил.

На помощь позвали Клэптона, но как утверждает в интервью Харрисон, Эрик поначалу не захотел присоединиться к легендарной группе в студии.

Эрик Клэптон неоднократно упоминал Харрисона как гитариста, оказавшего влияние на его собственный стиль, и был период, когда оба музыканта стали в какой-то степени похожи. Something, например, не слишком далека стилистически от Wonderful Tonight.

Джордж Харрисон: «Есть гитаристы, которые лучше чем другие или, наоборот, не так хороши, но у каждого есть что-то свое»:

«Я очень люблю слушать, когда Эрик играет на гитаре. Мне нравится, как он это делает. И когда он приходит ко мне, чтобы поиграть мои песни, он не берет с собой ни усилитель, ни гитару, он просто говорит мне: «О, у тебя хороший Stratocaster».

«Он знает об этом, потому что это он отдал его мне. (Смеется). Он включается, и его вибрато и ещё разные фирменные приемчики… Он заставляет эту гитару звучать как Эрик».

«В этом и есть прелесть всех гитаристов. Среди них есть те, которые лучше других или, наоборот, не столь хороши, но у каждого из них есть что-либо свое».

«Это как 12-тактовый блюз. Настоящие блюзмены говорят, что вы никогда не сможете дважды пройти по этой 12-тактовой дороге одинаково. Есть вещи, которые Эрик может сыграть за один дубль, а мне понадобится целая ночь, чтобы сделать всё это правильно. А он может сделать это за один дубль. Просто потому, что он играет все время».

«Но опять жекогда мы слушаем некоторые из моих слайдовых партий, он смотрит на меня, и я понимаю, что ему это нравится. И если Эрик поднимет большой палец вверх во время моего слайдового соло, я понимаю, что действительно очень хорошо сыграл».

Эрик Клэптон: «О, нет. Я не могу этого сделать. Никто никогда не играет на пластинках THE BEATLES»:

Джордж Харрисон продолжил: «Меня не раз спрашивали: «Как так получилось, что самая подходящая для длинного гитарного соло песня из всех, что я сочинил для BEATLES, стала единственной песней BEATLES, в которой Эрик Клэптон сыграл соло». Скажу так: мое эго предпочло, чтобы Эрик сыграл здесь. К тому же получился идеальный ход с точки зрения продюсирования».

«Я работал над этой песней на студии с Джоном, Полом и Ринго, но они совершенно ею не заинтересовались. А я знал внутри себя, что это была очень хорошая песня. И вот на следующий день мы сидели с Эриком, я собирался на сессию и сказал ему: «Мы собираемся записать эту песню. Давай, сыграй на ней».

«А он ответил: «О, нет. Я не могу этого сделать. Никто никогда не играет на пластинках THE BEATLES».

«Но я возразил: «Слушай, это ведь моя песня, и я хочу, чтобы ты на ней сыграл».

Джордж Харрисон и Эрик Клэптон в 1985-м
Джордж Харрисон и Эрик Клэптон в 1985-м

«Итак, Эрик пришел в студию, и другие ребята были на высоте в тот день, совсем другая атмосфера сложилась. К тому же я смог просто играть ритм и петь, не думая больше ни о чем».

«Эрик сыграл соло, и я подумал, что получилось действительно хорошо. Потом мы ещё раз прослушали запись, и тут он сказал: «Да, но есть проблема. Всё это недостаточно похоже на BEATLES». Мы пропустили соло через Automatic double tracking, чтобы немного раскачать его».

Automatic double tracking (ADT) - это когда при записи инструмента или голоса на один трек его копия дублируется на другой трек с небольшой задержкой во времени за счёт нескольких головок ленточного мультитрекера. В результате исходная запись немного размазывается при сложении и звучит более объёмно.

Отличается от Double tracking, когда гитарист, например, заучивает своё соло и записывает его дважды на два разных трека. В силу того, что он не может сыграть одинаково с точностью до миллисекунды, получается эффект, аналогичный ADT, а при необходимости треки могут также быть сведены с небольшой задержкой.

Джордж Харрисон:

«До того времени у нас было всего четыре трека. Но на том альбоме - «Белом альбоме» - я думаю, у нас уже было восемь треков на студии. Так что мы получили дополнительные возможности для наложений или чтобы у каждого из нас был бы собственный трек».

«Я предполагал, что барабаны, вероятно, будут на одном треке, бас на другом, акустика ещё на одном, на следующем - фортепиано, дальше - Эрик, потом вокал, а затем что-нибудь еще».

«И когда мы записывали этот трек, я спел его под акустическую гитару с Полом на фортепиано, Эриком и Ринго – вот так мы записали трек. А позже Пол наложил на него бас».

Читать также: