Доброго времени суток. Это снова рубрика по разбору списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сегодня буду тут пояснять за комедию режиссёра Жака Тати, у которого, кстати, мать была из Голландии, а отец - сын русского генерала. Так-то.
46 место
"Время развлечений"/"Playtime"(1967)
Рейтинг КП - 7,2; Кол-во оценок - 2 418;
Рейтинг IMDb - 7,8; Кол-во оценок - 24 792;
Режиссёр - Жак Тати.
Юло теряется в парижском аэропорту и встречает группу американских туристов, которые тоже толком не знают, что делать. После чего все они отправляются в путешествие по Парижу, который оказывается городом небоскребов и лабиринтов.
Без спойлеров
Начну с досадного. В некоторых источниках, в том числе на КП, хронометраж ленты указан как 155 минут, но почему-то все версии, что я видел, шли 125 минут. Как я позже вычитал, была вроде режиссёрская версия, которая то ли утеряна, то ли нет. Но в любом случае найти мне её не удалось, так что посмотрел версию 2002 года, которая идёт 125 минут. Досадно, ну ладно.
В кои-то веки комедия на нашей улице. Но кабы всё было так просто. Вот чего вы ожидаете от жанра комедии? Ну, вероятно, активного действия и кучу гЭгов, не? Однако довольно быстро мне стало видно, что Тати снял какую-то очень странную комедию, и это пожалуй главное, что можно сказать о картине, не вдаваясь в подробности: она... странная.
Кое-какие шутки стандартного типа здесь есть, но их на 2 часа хронометража кот наплакал. Заместо этого режиссёр представляет нам какую-то арт-инсталляцию, разбитую на отдельные эпизоды. Я даже читал в одной рецензии, что этот фильм советует то ли для архитекторов, то ли для кого в таком духе, не знаю, имелось ввиду, что советуют в школе, в вузе или где. Но вот в это я охотно верю. Картинка и всё, что в ней находится, очень красиво. Особенно в первые полчаса и в самом конце. И это, пожалуй, одни из главных сильных сторон этого фильма.
Но вот такая проблема имеется, что ввело в шок в первой половине, что в фильме почти нет сюжета. То есть есть, эм, два персонажа, которые проходят через все события и являются ключевыми, но если вы ждали тут каких-то конфликтов и персонажей, то... ну, здравствуйте, что сказать. При этом, само собой, какой-то смысл из картины извлечь можно, однако отсутствие внятного нарратива, думаю, испугает многих современных зрителей. Вместе с тем, есть то, что является третьим сильным звеном в ленте Тати, - это атмосфера. По ходу пьесы, особенно во второй половине, будут сплетаться множество людей, многие из которых так и остаются массовкой, однако автор всё так выстраивает, что некоторые лица вы таки запоминаете, да и там уже какой-никакой юмор подъезжает, и всё это работает в связке, образуя ту самую атмосферу. А ещё концовка. Она тоже очень хорошо работает на атмосферу. Я бы сказал, концовка создаёт половину атмосферы и равно очарования этого полотна.
Со спойлерами
Кабы был сюжет, то можно было бы что и спойлерить. А так из такового только то, что в эпизоде с рестораном, который единолично занимает почти всю вторую половину хронометража, главный герой Юло встретится с, как бы её назвать, главной из американских туристок, заведёт с ней разговор, которого зритель не услышит, после чего она убегает на автобус, он дарит ей цветы на прощание, а она уезжает обратно в аэропорт.
Думаю, вы видите, что здесь за мотив использовали авторы. Дескать, только встретились, хорошо пообщались, но уж так - пора прощаться, и не только персонажам между собой, но и этой американской даме с Парижем, ровно как и зрители прощаются и с персонажами, к которым успели неизбежно хоть чуть привязаться, и с городом. Люблю вот эту тему. Не знаю как её озаглавить? "Прощание навсегда" или что-то такое? В любом случае, меня это всегда трогает даже в довольно средних фильмах, и здесь это тоже сработало, добавив в моих глазах фильму плюс.
Говоря об остальном, подозревать, что с фильмом что-то не так я начал, когда увидел, что от фильма прошло 20 минут, а тут вообще толком ничего не обозначено. Нам показали, как в самом начале жена проводит молчаливого мужа в полёт, зачем-то, показали прибывших туристов из ЮэСЭй, и показали бегающего по офисам Юло. Подозрения усилились, когда я понял, что господин Юло уже минут 20 реального МОЕГО времени не может выйти из офиса. А уж в моменте, когда он в другом эпизоде приходит в гости к другу и ведёт с ним беседу, которую зрители не слышат ВООБЩЕ, потому что оператор как бы на улице, а они в доме, за стеклом, - я понял, что кино воистину странное. Да, кадр красивый, но реально минут 5-10 смотреть на немую сцену, где Юло с товарищем что-то там обсуждают, - звучит как развлечение для ограниченного круга лиц.
И да, раз уж упомянул эту пожилую пару из начала, задам свой излюбленный вопрос: зачем это? То есть да, опять же, кадр красивый, а вот смысл его... Наверно, есть. Туда же и немую сцену с Юло и его товарищем. Чего там было в режиссёрской версии ещё на полчаса больше? - Знаете, учитывая, что я увидел, такого наснимать несложно, найти бы только декорации. Какие-то декорации, кстати, вроде сами строили, но я не знаю, не уточнял. В любом случае, красиво, ставлю лайк.
Ну в общем кино идёт ровно и несколько нудновато вплоть до последних минут 15, где ты уже примерно понял, кто чего, а тут - бац! - и все уже расходятся. Даже печально как-то стало. Но я уже говорил про финал.
Ах, да, и про смысл фильма. Ну, кто-то говорит, что это критика современного градостроительства, где чёрт ногу сломит. Кто-то говорит, что это ловля смешинок над попытками Франции копировать Америку(ну тип сверхсовременный дизайн, забегаловки со странной едой, как-то так). Есть общие точки, поэтому можно предположить всего понемногу. Я уж не помню, какие там ещё идеи предлагали люди, а своих у меня мало(их нет). Так или иначе, боюсь, такого рода смыслов будет недостаточно для того, чтоб повторно отсиживать эту ленту, а некоторые её и один раз не высидят.
Послесловие
"Время развлечений" - это очень странный фильм от режиссёра Жака Тати, который обладает сильными сторонами, такими как атмосфера, декорации, антураж, концовка, но вместе с тем у неё есть... даже не минусы, а просто какие-то странности, такие как отсутствие привычного сюжета, большой упор на созерцательность(потому как полно сцен, где люди просто молча или бубня себе под нос бегают на фоне шикарных локаций), что в целом отдаёт этим артхаусным вайбом, который откровенно на любителя.
Однако лично я классифицирую ленту Жака Тати как позитивный опыт просмотра, более того, опыт довольно необычный, даже несмотря на то, что ввиду вышеуказанных причин смотреть фильм в середине становилось скучновато. Так что да. Странно. Но есть в этом что-то очаровательное.