Многие задаются вопросом о создании своего дела. Зачем работать на дядю, если самому можно стать этим "дядей", в крайнем случае "тетей". Действительно, а почему бы и нет. В этой статье я хочу посмотреть плюсы и минусы этого мероприятия в текущей сложной ситуации.
С одной стороны хотелось бы обойти тему политики, но как её обойдешь, если мировые события так или иначе влияют на принятие решений. Про политическую ситуацию в стране буду писать только в том контексте, в котором это будет затрагивать экономическую часть.
Сейчас мы находимся в той фазе развития, когда очень сложно говорить о стабильности и пытаться предсказать, какие цены и спрос на ту или иную продукцию будет через полгода. Всё, что связано с продажами и так живой организм, а тут еще и мировая турбулентность.
Давайте попробуем разобрать плюсы начала бизнеса в кризис, кому подойдет и какими чертами должен обладать начинающий предприниматель.
Начну с конца, с создания некоторого портрета человека, который сможет стартануть и выдержать эту мировую неразбериху. Бизнес вообще дело рискованное, а у сейчас практически экстремальное, поэтому первое качество у потенциального бизнесмена - это готовность рисковать. Работа на себя - это прежде всего ответственность. Причем это не только лично за себя, если у вас семья, то и за них тоже. Если же вы планируете набирать сотрудников, то количество людей, которые от вас зависят, будет расти в геометрической прогрессии.
Следующее качество - это умение переобуваться в воздухе. Здесь я не имею в виду недоговороспособность или какой другой способ ухода от своих слов. Умение переобуться в бизнесе - это способность быстро переориентировать бизнес в случае внешних факторов.
В качестве примера рассмотрим 2020 год, когда к нам постучался Ковид, и мы в один миг оказались совсем в другом мире. Самый очевидный пример - это доставка еды и лекарств. Если раньше заказывать еду из магазина было чем-то странным, то теперь среди служб доставки высокая конкуренция.
Кризис. Говорят, что кризис - это развитие. Кто может увидеть это, тот и имеет больше шансов на успех. Пока действующие бизнесы испытывают ломку, пытаясь найти выход из новых условий, тот, кто только начинает, уже видит, где возникла проблема, в чем потребитель может испытывать дефицит, и быстро начать оказывать эту услугу. Когда текущие предприятия перестроятся, то у новеньких уже собрана клиентская база.
Нельзя смотреть на эту ситуацию однобоко, нужно еще и риски оценивать, чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Минусы начала своего дела в кризисное время следуют оттуда, откуда и плюсы. Нестабильность. В спокойное время 9 из 10 стартапов разрушаются на разных временных интервалах, что уж говорить, когда за окном в некоторых регионах военное положение. Сейчас настолько все не ясно в завтрашнем дне, то можно просто не успеть окупить затраты на открытие.
Риск закрытия и банкротства, как мне кажется, один из самых весомых. Очень хочется надеяться, что у нас не вернется время братков с малиновых жилетах, которым нужно было платить, а то велик риск был оказаться закатанным в асфальт в прямом смысле этого слова.
Какие виды бизнеса могли бы быть более устойчивыми в текущих реалиях. Я не буду писать какие-то конкретные направления, так как все всё равно перечислить не сможешь, напишу только общие критерии.
1. Минимальные расходы на запуск бизнеса. Для ITшника нужен компьютер, а для фотографа - фотоаппарат. Понятно, что по факту все немного сложнее, но эти затраты нельзя сравнить, если вы, к примеру, решили открыть маникюрный салон. Девочки поймут. Никто не пойдет к мастеру, у которого в палитре всего 5 цветов и нет аксессуаров. Чтобы иметь выбор, нужно купить материалов на большую сумму, причем эта покупка не одноразовая, базы и гель-лаки нужно обновлять постоянно, даже если предыдущая партия еще не закончилась.
2. Возможность ухода в онлайн, если вы оказываете услуги при непосредственном взаимодействии. Я могу из офиса, работая бухгалтером, работать из дома, а вот парикмахер или массажист так уже не сможет. Можно ходить по клиентам, скажете вы. Можно, но я пишу о ситуации похожей на самоизоляцию, когда выход из дома осуждался обществом.
3. Необходимость для клиента. Понятно, что когда у нас покупают товар или услугу, то это и было что-то нужное, чтобы закрыть потребность, но здесь в первую очередь вопрос в том, что мы предлагаем, относится ли наш продукт к базовым предметам или это уже больше приятный бонус. Если человек ограничен в деньгах, то он все равно пойдет и купить еду, лекарства, а от посещения ресторана или тура по Карелии может отказаться, как от вещей, не лежащих в основе пирамиды Маслоу.
Так все-таки, стоит или нет начинать своё дело в кризис особенно с такими неясными перспективами. Я считаю стоит, но только случае, если вы абсолютно уверены в своей выдержке и сможете справиться, если что-то пойдет не так, и если у вас есть тыл, который сможет вас прикрыть при необходимости. И речь здесь даже не о деньгах, а моральной поддержке, ведь начинать любое новое дело очень сложно.
Если моя статья была вам полезна, буду благодарна, если вы поставите мне лайк или поделитесь публикацией в социальных сетях. Подписка на мой канал позволит вам быть всегда в теме и не пропустить новые, интересные и полезные публикации