Доброго дня. Это рубрика по разбору списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сегодня я буду пояснять за 51 позицию списка, коей является один из поздних картин японского режиссёра Кэндзи Мидзогути.
51 место
"Сказки туманной луны после дождя"/"Ugetsu monogatari"(1953)
Рейтинг КП - 7,9; Кол-во оценок - 4 668;
Рейтинг IMDb - 8,2; Кол-во оценок - 24 843;
Режиссёр - Кэндзи Мидзогути.
XVI век. В Японии идет гражданская война. Бедный горшечник получает шанс как следует подзаработать — его горшки на удивление хорошо продаются, и изумленный ремесленник крепко держит в кулаке невиданные доселе серебряные монеты. Заработок вызывает азарт, быстро переходящий в одержимость.
Без спойлеров
Совсем недавно я рассказывал про ещё чуть более поздний фильм режиссёра, а именно про "Управляющего Сансё", и та картина мне понравилась. Если кратко, то там была интересная проблематика и сюжет. Если ещё более кратко, то здесь примерно то же самое. Да, кино хорошее, мне понравилось.
На сей раз проблематика чуть другая. Не скажу, что она менее или более жизненная. Чуть более простая, пожалуй. Но тоже знакомо будет многим, особенно кто постарше. В то же время сюжет не сказать что особо закручен, но для донесения нужной мысли каких-либо сложных схем было и не нужно, поэтому нормально.
А ещё здесь чуть более центральных персонажей, у каждого есть какая-то своя сюжетная линия, и это хорошо. Правда, две центральные сюжетные ветки, не особо того тая, немного копируют друг друга по выводу, что выглядит так, будто авторы как бы пытаются убедить зрителя в том, что хотят сказать. Однако, как я сказал, ветки все интересные, хоть и одним времени уделяют явно больше, чем другим, и потому никакой проблемы здесь тоже нет.
Со спойлерами
Центральная мысль в этом фильме — это что нужно уметь ценить то, что имеешь, разделять счастье и быт с близкими, а не гнаться за непонятно чем, каким-то там мнимым успехом, статусом и деньгами. Оба мужчины здесь выступают как с шилом товарищи, а женщины как мудрые жёны, которые пытаются им всё это объяснить. И тут именно то, что я упомянул. Ветки Гендзюро и Тобэя, естественно, разнятся по происходящим событиям, первой времени уделяется чуть ли не втрое больше времени, нежели второй, но приходят они к одному итогу: оба отринули то, за чем весь фильм бегали, и возвращаются домой.
Причём обоим эти из похождения обошлись дороговато: Охама, жена Тобэя, некоторое время жила в публичном доме после того, как потеряла его, и хорошо, что хотя бы так смогли вернуться к нормальной жизни, а вот Гендзюро повезло меньше, так как его жена Мияги погибла во время стычки с какими-то бандитами, один из которых просто так ткнул её копьём. Пусть повторюсь, но не могу не отметить, что очень хотелось, чтобы все эти люди, бывшие в начале соседями, вновь ими стали, так как были подозрения, что их пути ещё в середине разошлись и уже не сойдутся, однако нет, все вернулись к сожительству, правда, уже без Мияги. Впрочем, по финальной сцене видно, что теперь они живут более сплочённо, так как Охама зовёт Гендзюро и его сына есть.
А, ну и, наверно, нужно что-то сказать про сюжетную ветку Гендзюро и Вакасы, которая тоже занимает приличную часть хронометража. Ну, недурно, но по мне часть потраченного на эти сцены времени можно было выделить на показ Тобэя или Охамы, а то они оба в середине почти вовсе пропадают из фильма до последних 20 минут. Ну и замут с тем, что она на самом деле призрак, довольно странный сам по себе, плюс он как-то не ровно ложится в основную канву картины. Помимо этого, мне показалось странным решением сразу же после этого твиста, по сути, повторять его спустя буквально 5 минут, но уже с Мияги. Нет, конечно, там это тоже было полезно для сюжета, но я даже сейчас помню, как во время просмотра думал, мол, "ну, может она выжила тогда, не стали же они бы повторять этот твист с Вакасой, но уже с Мияги", — но нет, повторили. Ну, лады.
Послесловие
"Сказки туманной луны после дождя" — это кино с довольно нетипичным и по-японски странноватым названием, но интересной и доброй историей внутри, которое почти не вызывает никаких серьёзных нареканий и после которого остаётся приятное впечатление. По мне лента на одном уровне с "Управляющим Сансё", который был по списку ниже и который мне тоже зашёл. Поэтому если хотите глянуть что-то классическое, или же просто приятное, старое-доброе, то могу посоветовать обе эти ленты. Мои комплименты господину Мидзогути. Пусть он их и не услышит.