Доброго времени суток. Это разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сегодня буду кратко пояснять за 52 позицию обозреваемого списка. Тут у нас вновь в гостях режиссёр Крис Маркер со своим фильмом и вновь в доселе невиданном жанре.
52 место
"Взлетная полоса"/"La jetée"(1962)
Рейтинг КП - 7,7; Кол-во оценок - 4 518;
Рейтинг IMDb - 8,2; Кол-во оценок - 35 852;
Режиссёр - Крис Маркер.
После термоядерного удара третьей мировой войны оставшиеся в живых парижане живут в подземных катакомбах. Они предпринимают попытки путешествий во времени в надежде найти в будущем потомков и заполучить от них еду, медикаменты и энергетические установки «во имя того, чтобы прошлое и будущее помогли настоящему».
Без спойлеров
Фильм короткометражный, идёт всего 28 минут. Поэтому и я, в свою очередь, распинаться особо не буду, поддержку тренд, так сказать. Да, конечно, лента считается одной из важнейших для жанра кинофантастики и всё такое, но я не искусствовед, мне за это дело, увы, не платят, так что, как и всегда, пройдусь по своим впечатлениям.
На сей раз у нас здесь уже другой жанр кино, о котором мало кто до этого момента слышал. Скорее не жанр, а именно техника. Вики обозначила это как "фотороман", то бишь кино состоит из сменяющих друг друга кадров с закадровой речью. До начала просмотра я о такой особенности не знал. И, что сказать, смотрится необычно, но что-то более конкретное сказать затруднительно. Ну любопытно, да, но смотреть такой же фильм, но уже полнометражный, даже на полтора часа, было бы уже, пожалуй, чересчур. А так нормально.
Сюжет у творения Маркера для своего времени очень необычный, я даже удивился, когда прочёл аннотацию. Впрочем, оно и сейчас смотрится хорошо. Пусть сеттинг уже довольно привычный, но сама концепция, нагромождение сюжетных аспектов, — очень необычно даже по нынешним меркам. За это безусловно плюс.
Помимо этого, у картины, за счёт техники исполнения, саундтрека, звукового сопровождения и сюжета, можно отметить местами очень недурственную атмосферу. В одном моменте даже пахнуло каким-то хоррором.
Из недостатков можно отметить то же, что можно закинуть и в плюс — хронометраж. Много интересных концепций, которые интересны даже сами по себе, в отдельности, и за 30 минут кино просто не успевает ни как-то глубоко копнуть в каждую тему, ни привязать к персонажам. Так всё, знаете, быстренько, пробежались и по домам.
Со спойлерами
Какой самый главный Секрет Полишинеля всех фильмов про путешествия во времени? — Именно, в конце окажется, что главный герой пересекался с самим собой из прошлого, но узнал об этом только когда пережил этот момент второй раз. На самом деле это удивительно, потому что лично я не вспомню особо много фильмов с такой концепцией и твистом, но почему-то у меня, как, думаю, и у многих, есть представление о таких сюжетах. Ну а что можно вспомнить из того, что сюда можно вставить? Мне в голову приходит пара фильмов, которые я вообще не смотрел и один что смотрел(кому интересно — это "Детонатор", сериал "Lost" и "Довод").
Тем не менее, тема в любом случае массовым кино до сих пор не обкатана, по какой-то причине, так что такие сюжеты остаются относительным раритетом, а учитывая, что мне нравится концепция путешествий во времени,временных петель, параллельных и мультивселенных в кино и вообще, то ничего страшного. Просто тут меня подловили тем, что я подумал, что протагонист, говоря в начале, что видел смерть, имеет ввиду вскоре начавшуюся войну, а оказалось, что он имел ввиду собственную смерть, произошедшую в той же сцене с женщиной в аэропорту.
Далее по списку. Говоря о множестве концепций, которые кино использует и которые интересны сами по себе, я имел ввиду: постапокалипсис, путешествия во времени, как они происходят, люди будущего, временные петли — это в основном. Некоторые из них ещё делятся, например, постапокалипсис здесь, во-первых, в виде самого факта Третьей мировой, а во-вторых, в том, что люди ещё и живут теперь в каких-то канализациях, подвалах и ещё незнамо где. Надеюсь, вы поняли.
То есть тут уже довольно серьёзный и необычный сеттинг, а ещё можно было бы показать жизнь людей здесь, чего здесь, спойлер, не сделано, а ещё тут как бы любовная линия меж протагонистом и той самой женщиной из его единственного "мирного" воспоминания. А фильм, тем временем, идёт 28 минут:/
Ну и закончу, опять таки, на концовке. Она хороша, но у меня возник уже сильно после просмотра вопрос: а зачем наблюдателю из ужасного настоящего убивать главного героя в прошлом? Потому что он как бы уже маленьким запечатлел свою смерть и дабы закрыть круг должен был погибнуть? Но это временной круг без начала. Зачем изначально его было убивать, в чём смысл этого движения? Что бы герой там такого сделал, что было не нужно руководству той помойки, где они все живут в настоящем? Вопросы. Вопросы требуют ответов. Которых, увы, не будет.
Послесловие
"Взлётная полоса", или же "Терминал" — это довольно занятный эксперимент режиссёра Криса Маркера, вроде как единственный его игровой фильм, удавшийся на славу и на сдачу закрепивший себя как один из родоначальников жанра кинофантастики. Лента до сих пор смотрится очень достойно ввиду наличия интересного сеттинга и сюжета. А его короткая, — быть может, даже слишком короткая, — продолжительность едва ли даст вам шанс заскучать во время просмотра. Поэтому всем заинтересовавшимся могу посоветовать к просмотру.