Доброго времени суток. Продолжается разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сегодня буду пояснять за 55 позицию списка, коей является один из тандемов режиссёра Мартина Скорсезе и актёра Роберта Де Ниро.
55 место
"Бешеный бык"/"Raging Bull"(1980)
Рейтинг КП - 7,8; Кол-во оценок - 33 971;
Рейтинг IMDb - 8,1; Кол-во оценок - 367 232;
Режиссёр - Мартин Скорсезе.
Джейк ЛаМотта, получивший прозвище Бронксский Бык, - боксер. И все его психологические и сексуальные комплексы яростно извергаются на боксерском ринге. Под горячую руку ему попадается родной брат, ставший жертвой навязчивой паранойи и ревности Джейка, а также пятнадцатилетняя девочка, которой суждено было стать самой главной наградой Джейка... и преследующим его наваждением.
Без спойлеров
Кое-какие фильмы Скорсезе я смотрел, но далеко не все: в разное время ознакамливался с "Мысом страха", "Славными парнями", "Отступниками" и "Молчанием". На этом вроде и всё. Все они имеют приличное качество, какие-то нравились чуть больше(последние два), какие-то поменьше(первые два). Но в случае с "Бешеным быком" ожидания почему-то всё же были. По меньшей мере, я надеялся, что будет хоть чуть интересно, пусть и бестолковенько.
И знаете, вышло лучше минимальных ожиданий, я бы даже сказал, на уровне ожиданий смелых. Здесь собрались и персонажи такие, характерные, и актёры, из играющие, хороши, и сюжет хороший, пусть и малость предсказуемый, но здесь это не есть минус, и при некоторой зримой стандартности истории показана она так, что назвать её банальной трудновато, и даже кое-какой смысл здесь даже есть. Придраться можно в лучшем(или скорее в худшем?...:/) случае к тому, что... не знаю, некоторые сцены, возможно, чуть подзатянуты, но из таковых я могу назвать только две.
Из особо примечательного отмечу ещё раз тот факт, что кино довольно бодрое, и его хронометраж в 2 с лишним часа, как это говорят, не чувствуется. Помнится, я как-то во время сеансе очнулся и обнаружил, что до конца осталось всего 30 минут. Второе, что здесь явно примечательно, — это, конечно, главный герой, Джейк Ла Мотта. Его брат тоже тот ещё фрукт, но сам Джейк, конечно, вне конкуренции, кроме финальной части картины. Хотя, разумеется, интерес он притягивает не самым хорошим поведением. Его юморная ругань со всеми в первой трети и временами совсем уж безумное поведение во второй трети, да, отдают ощущением, что в реальной жизни с таким человеком едва ли хотелось бы иметь что-то общее, но следить за его выходками и судьбой менее интересно не становится.
Со спойлерами
Начнём с немногочисленного негатива. Есть две сцены, которые не то, чтоб смотрятся странно, но они явно как-то подзатянуты, а у особо скромных граждан могут вызвать неконтролируемое желание закрыть лицо ладошками. Первая — это сцена знакомства Джейка с будущей женой Вики, когда он то катает её, то зовёт домой, где просит сесть к нему "поближе", и всё такое. Странным мне здесь показалось то, что в дальнейшем по фильму если и не подтверждалось, то и не опровергались тоже. А именно тот факт, что уже здесь видно, что герой Де Ниро довольно эмоционально скупой человек. В сцене, где они с Вики, ходят по квартире его отца, я прям шкурой чувствую, как ему не о чем с ней поговорить, и поэтому он предложил показать квартиру. И даже когда он проводит экскурсию, она буквально звучит как "это кухня, тут едят... это спальня...". В связи с этим мне показалось странным, что 15-летняя девушка Вики проявила любовный интерес к такому человеку. Я бы понял, если бы из отношения зародились бы позднее, но нет, всё завертелось тут же, в этой же сцене. Ну, видать, я что-то не понимаю в психологии 15-летних девушек:/
Вторая сцена, что вызывала ощущение перетянутости, из той же оперы, — это момент, когда Джейк как бы хочет с ней так сказать, но как бы нет, потому что нельзя, потому что соревнование, ну вы понимаете. Я уже понял, в чём тут замес, но сцена продолжается и продолжается, одаривая меня подробностями их, эм, семейной жизни, что безусловно будет кому-то интересно, наверно, но мне не очень.
Ну-с, а говоря про финал, то мне на фоне предыдущего фильма он показался чуть тусклее всего прочего. Тем не менее, он не плох, он просто ровный. Более того, он закономерный. Здесь потерявший всё герой оказывается если не на дне, то где-то уже в паре станций от него, и былое величие осталось далеко в прошлом, и ясен день, что всё это, даже несмотря на то, что он это отчасти заслужил, человеком, семьянином и братом он был далеко не лучшим, грустно и уныло, — и именно поэтому финал ощущается так же, то бишь тоскливо, что контрастирует с предыдущим содержанием, где драки, скандалы, ругань и всё такое.
Что ж, какой из этого вывод? Такой же, как и из вставки из Библии перед финальными титрами: прозреть-то человек может и прозрел, да только толку от того уже мало — всё кончено. Мораль: не будьте как Джейк Ла Мотта, не терроризируйте и не бейте близких вам людей, не будьте не скажу чем на палке — и будет вам счастье, а даже если не будет, то по крайней мере будет чиста совесть.
Послесловие
"Бешеный бык" — это отличная спортивная драма про человека, проявлявшего в жизни не меньше агрессии, чем на соревнованиях, в итоге получившего по делам своим. Можно ещё раз озвучить всё, что сделано добротно, но я лучше скажу лишь, что кино интересно смотреть, у него есть запоминающийся главный герой и пусть довольно популярная, но не менее животрепещущая тема в своём основании. Могу посоветовать к просмотру, особенно ценителям жанра.