Доброго времени суток. Это вновь рубрика по разбору списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сегодня пояснять буду за один из самых известных фильмов режиссёра Альфреда Хичкока.
54 место
"На север через северо-запад"/"North by Northwest"(1959)
Рейтинг КП - 7,9; Кол-во оценок - 26 943;
Рейтинг IMDb - 8,3; Кол-во оценок - 337 472;
Режиссёр - Альфред Хичкок.
Однажды успешного рекламного агента Роджера Торнхилла ошибочно принимают за агента разведки Кэплана, которого никто не знает в лицо, и хотят его убрать. Обескураженный Роджер пытается бежать. В вагоне-ресторане поезда милая женщина по имени Ив помогает ему скрыться от преследователей...
Без спойлеров
Очередной не последний фильм в карьере не последнего режиссёра в истории кино. В последнее время такие ленты идут чуть ли не подряд. На сей раз Хичкок со своим триллерно-приключенческим детективом в сеттинге чуть ли не Джеймса Бонда. Ничуть не удивился, когда вычитал, что эта картина считается предвестницей серии про агента 007. Даже комедию иногда к одному из жанров тут приписывают, хотя тут спорно, потому что юмора тут ну прям совсем кот наплакал. Этакий капустник, словом.
Что сказать, по итогу блюдо вышло добротное. Однако хочу от себя отметить, что первая треть картины является лучшей его частью. Без спойлеров, но сцена в ассамблее ООН видится мне своеобразной вершиной фильма, которая так усложняет ситуацию, что интерес к дальнейшим событиям крайне высок. Однако, увы, по мне кино именно начиная со момента знакомства с героиней Евы Мари Сэйнт начало как-то сдуваться. Конкретно там хотя бы есть интерьеры поезда, ну вы знаете, атмосфера железной дороги. Но далее стопроцентно удачной мне показалась лишь сцена с кукурузником, или как его там. Да и в целом мне кажется, что любовная линия здесь нужна только для того, чтоб дать протагонисту дополнительную мотивацию в более поздних событиях.
Но повторно уточню, что всё не так плохо, как может показаться с моих слов. Сюжет в целом неплох. Просто его первая треть настолько хорошо задаёт интриги, что ж будет делать герой далее, что дальнейшие события меня не так впечатлили. Да, все эти финты с "предатель/не предатель" и с фальшивыми смертями, конечно, весёлые, но боюсь, что зрителей, смотревших "Миссия: невыполнима" или что-то подобное, это сейчас мало впечатлит. Фильм, конечно, классика, потому что почитайте где-нибудь, почему, я не знаю, — и качество за ним оспорить сложно, приятное впечатление по завершению просмотра есть, однако вот, скажем, пересматривать кино в ближайшее время едва ли захочется, в отличии, кстати, от "Окна во двор", но о нём в следующий раз поговорю.
Со спойлерами
Есть за фильмом как минимум один непонятный момент, на который я так не увидел в ленте и на которые не нашёл ответа сам. С этой непонятки, собственно, и начинается сюжет: почему именно люди Вандамма приняли Торнхилла за Кэплена? Да, несуществующий мистер Кэплен должен был быть в том месте, где оказался Торнхилл. Но ведь там и помимо главного героя было полно подходящих под приметы мужчин. Мало того, они ещё все, и сам Вандамм, и его люди абсолютно непогрешимо уверены, что этот человек и есть Торнхилл. Ни один из них не проявляет в этом и капли сомнения. С чего вдруг такая уверенность?
Ну и касаемо героини Евы Мари Сэйнт. Даёт знать о себе старая школа любовных линий, когда великая любовь до самой смерти возникает чуть ли не сразу же. Впервые я это приметил во время первого просмотра фильма "Касабланка" несколько лет назад. Да, я понимаю, что Ив красива, проявила как бы интерес к Торнхиллу, сначала оказавшийся притворным, но затем открывшийся как искренний, — но всё же его прям таки дикое желание её спасти, рискуя своей жизнью, против воли Профессора, который явно больше в этом смыслит, уже после просмотра кажется каким-то чуть преувеличенным. Впрочем, такова старая школа. Пусть будет.
Разумеется, в итоге всё вышло хорошо, Процессор успел на выручку влюблённой парочке. Но мог бы и не успеть. И плакали бы тогда так называемые шипперы в 1959 году. И кстати про финал: я один обалдел от закрывающей сцены, где поезд, на котором едут новобрачные, въезжает в туннель? Это Хичкок так затраллЕл всех фрейдизмом, или шо?XD. И в интересных фактах на КП даже написали, мол, эта сцена несёт в себе фрейдистскую символику. Ни за что бы не подумал. Что ж, под занавес я посмеялся, спасибо и на том. Интересно, в 1959 году это было так же толсто, как и сейчас, или всё же нет?
Послесловие
"На север через северо-запад" — довольно занятная разножанровая чехарда от Альфреда Хичкока, напоминающая во второй половине вышедшие позже шпионские фильмы а-ля Джеймс Бонд. На мой взгляд, первая треть, когда ни зритель, ни герой не понимают, что происходит, вышла наиболее удачной и цепляющей, а вот дальнейшие события, хоть и сдобрены разными локациями, благодаря чему веет от ленты вайбом приключенческого кино, всё же такого интереса не вызывают. Тем не менее, смотреть это по крайней мере в первый раз было довольно интересно, поэтому посоветовать к просмотру можно, коль уж классика. Вопрос лишь в том, насколько сильный эмоциональный отклик это вызовет у зрителя, и захочется ли его пересматривать.