Доброго времени суток. Это снова разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сегодня я буду пояснять за 56 позицию данного списка. Тут у нас признанный шедевр режиссёра Фрица Ланга в жанре триллер про поиски одного нехорошего человека.
56 место
"М убийца"/"M - Eine Stadt sucht einen Mörder"(1931)
Рейтинг КП - 7,9; Кол-во оценок - 14 173;
Рейтинг IMDb - 8,3; Кол-во оценок - 163 449;
Режиссёр - Фриц Ланг.
Маньяк-убийца наводит ужас на жителей Города. Маленькие девочки не успевают домой к обеду и не возвращаются вовсе. Полиция сбилась с ног в поисках преступника, однако все усилия тщетны. Обеспокоенный активностью полицейских преступный мир Города сам объявляет охоту на маньяка.
Без спойлеров
Однако же, если вы не ознакамливались ни с какими подробными материалами по фильму, то для вас у ленты припрятан сюрприз, который я, конечно, в этой части своего монолога раскрывать не буду, потому что да. В целом до того, к чему кино клонит, можно догадаться уже минуте на двадцатой. Можно, но не факт, что догадаетесь.
Однако без этих таких нужных спойлеров не удастся даже передать, как мне видится, одну из главных, если не самую главную, мысль картины. Поэтому ограничусь тем, что скажу, что по фильму оно высказывается уже почти под самые титры в виде одного замечания. Тем не менее, подумать заставляет, так как справедливость в суждении присутствует.
Говоря о других сторонах ленты, мало что можно сказать, кроме того, что в целом снято всё достойно и интересно. Провисает, на мой взгляд, кино лишь в середине, в том числе, — без спойлеров, — сцена в деловом центре как-то без особой надобности затянута. Хотя может мне показалось. Актёры добротные, декорации и антураж отличные, саундтрека я особо не заметил(в основном потому что его будто и нет — серьёзно, он там вообще есть?), сюжет очень неплох, начинается отлично, середина чуть подвисает, а финал довольно необычный и с такой же мыслью.
Ещё могу добавить, что где-то читал, что сам Фриц Ланг приписывал своей картине и тот посыл, что, мол, надо за детьми-то лучше приглядывать, а то незнамо что может произойти, как-то так. Что ж, даже еслито фейк и такого режиссёр не говорил, то и такой посыл явно в фильме можно найти, да и следовать ему не мешало бы. Это не значит, что нужно детей запирать, но правила безопасности лучше объяснить. А то времена нынче не спокойные в нашем мире... последние 4,5 миллиарда лет.
Со спойлерами
То, что маньяка возьмутся ловить даже местные преступные главари, я себе проспойлерил, и, следственно, до того, что его поймают именно они, впереди полиции, догадаться было не особо сложно. Но вот что они ему прям почти полноценный суд устроят — это, конечно, вызывает вопросы к логике, по типу "а на кой им это вообще, если толпа и так уже в начале процесса была готова с него шкуру содрать", но довольно интересно и необычно. От детективного триллера ждёшь немного другого финала.
И здесь, в словах маньяка и его приставного адвоката, раскрывается та самая занятная мысль. Дело в том, что у мистера М беды с башкой, свои преступления он совершал в каком-то полубреду, гонимый голосами в голове, при этом в психбольнице он уже лежал, так что сомнений, согласно фильму, эти его слова вызывать не должны. Да собственно его нервное и почти истеричное поведение после похищения, да и до него, было видно. И вот его адвокат говорит, что у товарища-то болезнь какая, которая ему портит жизнь и которая загубила его руками несколько детских жизней, — а вот все здесь сидящие и судящие его тоже преступники, убийцы и воры, только вот они, в отличии от подсудимого, все дееспособные граждане с сохранённым рассудком.
Разумеется, взъерошенную толпу такой довод не впечатляет, однако вот зритель уже может на эту тему поразмышлять. К тому же, как мне, замечу, показалось, авторы в этой сцене пытаются даже вызвать жалость к больному убийце на фоне беснующейся и требующей крови толпы таких же преступников, кто лучше, кто хуже, но в любом случае. Сцена суда долгая, так что в начале такой перевес в сторону убийцы показался мне немного странным, но вот после речи адвоката мысль а-ля "а хотя..." промелькнула.
В случае подсудимого его преступления были следствием психической болезни, в то время как преступления топлы присяжных(назовём их так) есть следствие просто злого умысла, вполне осознанного. Конечно, некоторых зрителей это также не впечатлит, и оно понятно, какой-нибудь условный вор на фоне детоубийцы не кажется каким-то уж особым злом. Да, но ведь есть факт осознания своего действия. Есть фактор ответственности. Да, преступления убийцы страшнее, но фактор ответственности относительно уравновешивает его совесть с совестью многих из тех, кто его судит. Ведь так? В любом случае, самосуд обламывается, и мистер М в итоге попадает на настоящий законный суд. Дальнейшая его судьба, как и всех прочих, неизвестна, но, думаю, авторы уже сказали, что хотели, а додумать самому тут не сложно.
Послесловие
"М", или же "М убийца" — это крепкий предвестник нуара, как его вроде называют где-то, в жанре детективного триллера с недурным сюжетом и интересной мыслью, которую подбрасывают в финале. Прочие составляющие ленты также никаких вопросов не вызывают. Поэтому, невзирая на столь далёкий, как теперь видится, 1931 год выпуска, я могу рекомендовать эту ленту как добротную классику в указанных жанрах, не только любителям, но и вообще желающим глянуть что-то добротное. Каких-то прям мощных эмоций оно не вызывает, но заставляет немного подумать, сделано хорошо и едва ли кого сильно разочарует.