Мне было невероятно сложно продираться сквозь хитросплетения сюжета этой рок-оперы, с учетом того прискорбного факта, что бессмертное произведение Толкиена, по мотивам которого поставлен этот спектакль, я не читала. Тем не менее, мне кажется, что кое-какую мысль, которую можно выдернуть из «Финрода», я поняла. Очень многие истории, так или иначе связанные с мистикой, фантастикой, затрагивают тему человека и судьбы, избранности судьбой, а также покорности ей. Во многих случаях смирение перед предначертанным – это нечто по умолчанию, добродетель, но в сегодняшнем 21-м веке такой подход выглядит если не устаревшим, то спорным. «Финрод» в некоторой степени представляет два взгляда, и, поскольку это все-таки постановка современная, то и к выводам он подводит вполне адекватным.
Если говорить о сюжете кратко, то безумно интересно, но ничего не понятно. Чтобы разобраться хотя бы чуть-чуть, пришлось в антракте лезть в Интернет за кратким содержанием, и это помогло, наконец, понять спектакль. Тема судьбы и покорности ей начинается если не с вступительной арии, из которой я мало что поняла, кроме родственных отношений двух эльфов, то точно с встречи Берена и Лутиэнь, когда события между этими двумя развиваются настолько стремительно, что оставляют стойкое ощущение, что я пропустила какой-то невыносимо большой и важный кусок истории. Так или иначе, но продемонстрированная между смертным и эльфийкой любовь выглядит чем-то предрешенным и неизменяемым, то есть волей судьбы. Примерно так же можно объяснить безропотную покорность в принятии предложенного Берену испытания со стороны отца героини, вот только в данном случае она воспринимается не с умилением, а с некоторым недоумением. Если в момент назначения испытания отец – отрицательный персонаж, желающий зла, то и смирение с предложенной судьбой – уже не добродетель, а безволие. Сколь бы сложными ни были дальнейшие испытания, но согласиться с, якобы, предначертанным – значит, переложить ответственность за свою жизнь и свои поступки на кого-то еще. Типа «так захотели небеса», и такое добром кончиться не может.
Собственно, дальнейшие события лишь подтверждают эту догадку, когда Берен утягивает за собой в бездну еще некоторое количество героев, включая заглавного Финрода. Здесь те же аргументы – судьба и долг, и выглядят они столь же неубедительно, как в случае нашего героя-смертного. В спектакле более всего удивляет отсутствие у героев критического мышления как такового, и, в некоторое степени, у героя-человека совести, потому что иначе я никак не могу объяснить его гениальную мысль отправиться к справедливому и честному правителю эльфов, чтобы, не слушая его аргументов, вынудить его идти за собой, автоматически повергая его королевство в хаос, при этом не до конца понимать, что делать дальше. Конечно, идти даже не отрядом, а буквально с парой верных людей вдвоем на земли тьмы и надеяться на «авось» - это потрясающий план, надежный, как швейцарские часы, что же здесь может пойти не так?.. Финал этой легенды о слабоумии и отваге выглядит предрешенным.
Но история не была бы более-менее адекватной, не будь здесь иной модели поведения. Если Берен следовал мнимому долгу и проиграл, то его возлюбленная Лутиэнь явно действует наоборот. Она плывет не по течению, а против, и не подчиняется судьбе, а кует ее сама. Акцент в спектакле сделан на ее победе над тьмой, и это победа личного выбора и личного решения над ситуацией, когда за героя решает кто-то другой. Таким образом, спектакль подводит, наконец, к адекватной идее, что судьбу нужно брать в свои руки, а все эти предназначения, следование долгу и прочее – чушь собачья, которая до добра не доведет.
Хотя я более-менее разобралась в истории, вынуждена признать, что она в изложении спектакля получилась довольно поверхностной. С одной стороны, события развиваются стремительно, с другой – из-за этого мало что понятно. Там где-то на втором плане звучат обрывки мыслей про месть, раскаяние, потерянную любовь, но с первого раза понять, к чему это, практически невозможно. Сейчас я даже поругаю спектакль за то, за что обычно хвалю – здесь совсем нет текстовых элементов, артисты только поют, но в данном случае это идет в минус восприятию, не помогает ему.
По качеству постановки «Финрод», конечно, самодеятельность, где каждый элемент вопиет об отсутствии денег. Тем не менее, вопреки всему, самодеятельность талантливая, за исключением отдельных элементом типа эльфийских ушей – лучше никакие, чем вот эта поделка клуба «очумелые ручки», или невероятно неправдоподобных париков, как у Галадриэль. Также отмечу, что в полной мере «Финрод» спектаклем назвать сложно – скорее, театрализованный концерт. Причиной тому – отсутствие связок между сценами, когда после каждой арии тухнет свет, после чего артисты приступают к следующему эпизоду. Это, безусловно, серьезная недоработка режиссера – менять сцены надо уметь, я всегда обращаю внимание, как это делают в разных спектаклях. Не всегда удачно, но все-таки так откровенно на сию задачу не забивал никто. Насчет костюмов – спорно. У кого-то даже неплохо – образ Берена и Финрода мне понравился, у кого-то печально и много тряпок – Галадриэль. Все эти диадемы и короны – красиво, но есть одно «но». Их надо уметь надевать на артистов: у каждого второго они сидели криво. Кроме того, точно надо как-то подумать о короне Финрода, что забирают другие эльфы – у артистов на сцене зеркала нет, они должны иметь возможность надеть сию бижутерию легко и правильно, поскольку сидящая на косе-боке корона вызывает только фэйспалм. Отмечу также звук – ну, такое. В принципе, слышно неплохо, но качество записи музыки кажется средненьким, а что поют артисты, порою разобрать сложновато (хотя и не полный провал, как в театре Бабкиной). Сама же музыка временами очень даже классная, я бы переслушала (дуэт Берена и Лутиэнь зацепил).
Уровень основных артистов постановки виден невооруженным взглядом, и то, что артисты профессиональные, очевидно. Во многом это спасает ситуацию. Отметить хочу дуэт Андрея Бирина (Берен) и Елены Бахтияровой (Лутиэнь) – вот уж где этой пресловутой «химии» актерской хоть ложкой черпай. Когда эта пара на сцене вместе, они совершенно завораживают и крадут внимание полностью. При этом даже по отдельности оба хороши. Странно, но эта пьеса скроена так, что, будучи центральными героями, оба производят впечатление персонажей второго плана, особенно, героиня, которая, будучи носителем центральной мысли, имеет не так уж много выразительных сцен. В Берене Андрея Бирина мне очень понравилась…его приземленность, даже простодушие: может, именно это призвано объяснить, как ему хватило нахальства отправиться к Финроду в целях вовлечения того в свое безнадежное предприятие.
Больше всех вообще мне понравился Ярослав Баярунас как Финрод – вот уж роль нашла своего исполнителя! Я не видела Ярослава на сцене уже давно, и с той поры он просто колоссально прибавил в мастерстве. Здесь сошлось все: необычная внешность Ярослава идеально подошла для образа эльфийского правителя, но в роль актер привнес гораздо больше. В его Финроде было столько достоинства, столько какого-то неземного изящества в движениях, как у настоящего эльфа, столько мудрости и «второго дна» за произносимыми им словами… И какое-то невероятное отчаяние в стремлении к погибели: будто герой, понимая, что был вынужден пуститься в какую-то бессмысленную авантюру, ищет хоть какой-то смысл, дабы его возможная смерть не была напрасной для него самого. Образ очень интересный, и я не покривлю против истины, если скажу, что лучший в этом спектакле.
А вот Саурон –Эмиль Салес – спорно. Это не привлекательное зло, но непредсказуемое (рыжие волосы – какое необычное решение) и отталкивающее. Интересно, что в «Финроде» зло вообще ничего не хочет и ни на кого не нападает – банально скучает, а потому в отчаянном походе к нему нет большого смысла. И раз так, то и победа над злом – тоже бессмысленная. Возвращаясь к Саурону – его катастрофически мало, и это точно не главный антигерой спектакля, это, скорее, нечто вроде обстоятельства и испытания – не лучше и не хуже других.
В завершение всего сказанного. Спектакль вызвал противоречивые эмоции. Как постановка любительского театра – хорошо, как профессионального – сильно ниже среднего. Смотреть правда интересно, но правда сложно что-то понять без посторонней помощи. Фэнтези – сложный жанр, и мне трудно представить, можно ли его вообще реализовать в условиях весьма скромных возможностей. Может, стоило не к правдоподобию стремиться, а только к стилю, и выбрать строгий минимализм?.. Не знаю, художественно в части рисунков и прочей подобной фантазии я не одарена. В целом, постановка не вызвала шквала негативных эмоций или смеха. Я бы даже на что-то еще той же творческой группы сходила. Просто стоит понимать, что это не репертуарный театр. Все гораздо проще. Впрочем, сделано-то без претензии и пафоса.
Пару слов о месте проведения. Театр расположен относительно удобно – рядом с метро Багратионовская (хотя сама «голубая» ветка – удовольствие спорное), но там сейчас все перекопано. Персонал театра очень приветлив и адекватен, само место достаточно приятное. Начали спектакль с опозданием минут на 25 против стандартных 15-ти, управились по продолжительности где-то за два часа. Программка есть, купить ее можно или переводом, или за наличные. В программке не хватает информации о продолжительности постановки (впрочем, как и на сайте). Наверно, теперь все – организационные вещи я тоже рассказала.
Состав: Ярослав Баярунас (Финрод); Андрей Бирин (Берен); Елена Бахтиярова (Лутиэнь); Эмиль Салес (Саурон); Алексей Толстокаров (Тингол); Екатерина Медведева (Мелиан); Максим Раковский (Келегорм); Андрей Антипов (Куруфин); Тария Батурина (Галадриэль).