Доброго времени суток. Это разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сегодня я поясню за 57 позицию списка, коей является фильм режиссёра Орсона Уэллса, который считается некоторыми одним из лучших в его карьере.
57 место
"Печать зла"/"Touch of Evil"(1958)
Рейтинг КП - 7,6; Кол-во оценок - 7 008;
Рейтинг IMDb - 8,0; Кол-во оценок - 107 464;
Режиссёр - Орсон Уэллс.
Печатью зла отмечен маленький городок на американо-мексиканской границе. Её оттиск ложится и на главных героев этого мрачного триллера.
В частности, на мексиканского агента отдела по борьбе с наркотиками Мигеля Варгаса, превращающегося из законопослушного мужа и полицейского в мстительного безумца, на его невинную жену Сьюзан, погруженную преступниками в пучину наркотического транса, и на американского полицейского Хэнка Куинлана, продавшего душу дьяволу ради наживы.
Без спойлеров
С парой работ Уэллса я уже знаком, но никакой статистики из этого выудить не удастся: "Гражданина Кейна" я смотрел давно, но вроде бы мне зашло, "Полуночные колокола" мне вообще не понравились, а вот "Великолепие Амберсонов" понравилось. А ещё это нуар. Так что ожидания были довольно средние, если не сказать никакие.
Однако же случилось непредвиденное — мне понравилось. Кто бы мог подумать. Из всего нуара, что я видел, в том числе и в обозреваемом списке, рядом для меня стоит лишь "Сладкий запах успеха"(1957), который я смотрел и о котором рассказывал полтора года назад. И даже в упрёк ленте мне поставить особо нечего. Разве что жанр не для всех. А так есть разве что пара вопросов к некоторым деталям сюжета, но вопросы не из разряда киногрехов, а из любопытства.
Причём начало у картины довольно стандартно сухое для нуара, вот событие, открывающее детективную линию, вот краткая экспозиция персонажей, — и пошли. Но уже в середине, а то и раньше, кино набирает обороты. Разве что развязка, учитывая накопившееся напряжение, могла бы быть и поживее, подраматичнее да пободрее, ну да и так, в принципе, сойдёт.
Сам конфликт, тот, который центральный по итогу, довольно приземлённо-бытовой, я бы сказал, но нервов от этого он от этого меньше не наматывает. Даже напротив. Местный конфликт вполне может встретиться где угодно и с кем угодно, просто о таком далеко не всегда, увы, пишут в газетах, так скажем. Однако хоть, в свою очередь, для нуара тема обыденная, всё равно ставим "нравится".
Со спойлерами
Поначалу кажется, что это будет какой-то такой детективчик, весь нуар которого будет в том, что членов расследовательской группы будут кошмарить местные. Ну знаете, как в "Китайском квартале" с Джеком Николсоном. Но вот когда доходит до сцены в доме дочери погибшего и её друга Санчеса, то всё переворачивается с ног на голову и становится сильно интереснее. Причём переворот даже двойной.
Когда находят коробку с динамитом, Варгас тут же сообщает, что коробка-то была пуста с пару минут назад. Куинлан ему не верит, но я-то, не читавший подробный синопсис, ещё ничего не знал, и думал, что тот действительно просто из нелюбви к мексиканцам считает, что Варгас пытается оправдать парнишу. Я-то думал, что мистер Подстава - это кто-то из полицейских, что-то такое.
И да, я был прав. Но я не думал, что им окажется сам Куинлан, как его называют, местное светило, способное раскрыть любое преступление. Тут меня, конечно, подловили. Далее начинают всплывать новые подробности того, как Куинлан, пользуясь доверчивостью и преданностью своих людей, решает свои дела, подбрасывая улики и устраняя тех, кто ему не нравится, или просто если лень разбираться, может. Понятно, что с первого же его появления в кадре он кажется, так скажем, себе на уме, но в последней трети он вызывает такой ужас и отвращение к себе, даже несмотря на то, что у него есть как бы грустная предыстория про задушенную мигрантом жену, что мне даже было жалко старшего Гранди, когда Куинлан его же задушил над телом спящей жены Варгоса, которую по сговору с самим же полицейским и похитили люди Гранди.
Учитывая, как, мягко говоря, "закипел котёл" у Варгоса от действий Куинлана, я ждал какого-то жёсткого месива, но получил тихую и галантную попытку, - замечу, по итогу успешную, - подслушки с целью создания компромата. Жаль, конечно, Мензиса, получившего пулю от лучшего друга и всадившего ему же другую. С другой стороны, учитывая, что он много лет помогал тому в его бесчестной тасовке улик, надо полагать, такой финал для этого героя был закономерен. Тем не менее, хотя бы перед концом он исправился, согласившись помочь Варгосу и открыв ему правду.
Немного смутил меня тот факт, что Шварц в финальном диалоге сообщает, что арестованный Куинланом Санчес, которого тот несправедливо обвинил, сознался в преступлении. Фильм, наверно, подразумевает, что это правда, но во-первых, учитывая как Куинлан прямо говорил своим людям "трясти" парня, я как-то сомневаюсь в правдивости такого признания, и во-вторых, даже если парень действительно был виновен, то... как бы, к чему в таком случае клонит кино? Что методы героя Уэллса были отчасти, но оправданы? Э-э-э, ну не знаю.
Ну и по поводу некоторых деталей, которые меня смутили. Если ещё понятен прикол, когда нам показывают Куинлана в одном крупном плане с подвешенной на стене головой быка, то к чему, скажем, тот момент, что ночной сторож мотеля, где отдыхает героиня Джанет Ли, какой-то весь дёрганый? Это слишком заметная деталь, чтоб можно было предположить, что оно сделано просто так. Но к чему бы это?
Что ещё? Ах да, смысл названия и тема тьмы в этом фильме. Звучит как тема для эссе по философии или типА того, поэтому, коль интересно, можете прочитать про это у кого-то более образованного и умного. Ну да, большинство героев довольно сомнительные личности, тёмные мысли, тёмные дела, действие происходит по большей части ночью, - и на всём этом печать зла, ну дескать потому что люди зло и творят. Ну, вы понимаете, нуар, все дела. Что тут ещё сказать?:)
Послесловие
"Печать зла" - очень занимательный нуар от режиссёра Орсона Уэллса, который ради роли в этом фильме сотворил с собой что-то совсем жуткое, - я даже, пока не заглянул в список актёров, не мог поверить, что "это Уэллс?". Кино интересно смотреть, и причиной тому является, что все его составляющие просто хорошо работают: детективный сюжет неплохо закручен, центральный конфликт будет понятен многим живущим в мире, актёры очень хорошие и приятные, атмосфера и антураж выдержаны.
В связи с этим эту картину можно советовать даже тем, кто вообще этот жанр не шибко жалует. Её сильные стороны явно способны перебить возможные минусы для потенциально придирчивой публики.