Увлёкшись периодом 14-15 веков нашей истории, с интересом нахожу некоторые параллели между историей "нашей" и "забугорной". Вот, например, всегда мне было несколько странно то, что во время правления Великого князя Московского Дмитрия Ивановича было в нашей церкви "неустроение" прямо-таки лютое. Судите сами, при живом митрополите Алексии, Константинопольский патриарх "мобилизует" еще одного митрополита на эту же митрополию, Киприана.
Да и после смерти Алексия раздрай не прекращается. Князь продавливает своего "кандидата" на должность. Церковные иерархи упираются рогом и, о чудо, княжеский ставленник, чутка до патриарха не доехав, отдаёт богу душу. Один из архимандритов, сопровождающих неудачливого "претендента", вписывает после бурных дебатов в претенденты себя любимого. Благо нашлись "чистые" княжеские грамоты. А уж при наличии митрополичьей казны на борту, получить должность было, как оказалось, не сложно. Но Дмитрия Ивановича такая рокировка не устроила, и инициативный архимандрит-митрополит Пимен загремел на нары. Пришлось некоторое время потерпеть Киприана, того самого который параллельно с Алексием "митрополил". Но вскорости и ему указали на дверь. К патриарху шлют нового претендента. Офигевший от такого напора патриарх резонно замечает, что, позвольте, у вас уже было два митрополита на одно место. Но денежные знаки не бедствующего Московского князя творят чудеса и в Москву едет одновременно третий митрополит - Дионисий. Вместе с ним едет парочка митрополитов от патриарха для внимательного ознакомления с недобросовестным плательщиком Пименом. Мужчина сильно потратился, будучи в Константинополе, пришлось занимать. В будущем, когда Пимен снова поедет в Константинополь, безжалостные кредиторы Пимена в долговую-то тюрьму упрячут. Дионисия "перехватывает" в Киеве Владимир Ольгович, дескать Киприана в Москве "обижали" и я Дионисия "обижу". Что там с ним "делали" доподлинно не ясно. Точно только то, что вскоре там он и умер. Пимен тоже не зажился и, в итоге, митрополитом остался Киприан. Вот такие пертурбации, если кратко. Так вот, я-то думал, что такой ухабистый путь - это чисто наша карма. Ан нет, и у них, за бугром, ничуть не менее "интересно" было. Причём в те же годы. Вот как раз "те же" годы меня и удивили. Не сказать, чтобы я не знал понятие "антипапа", но по времени как-то не соотносил с нашими "антимитрополитами", извиняйте за такую гм... псевдонаучную академичность. Ну, пойдём по порядку.
1375 год. Константинопольский патриарх рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского. Несмотря на то, что митрополит Киевский и Всея Руси, Алексий жив и здоров. Патриарх просит митрополитов немного "потерпеть" двойственность ситуации. Ну, до той поры, пока "смерть не разлучит вас". А там уж Киприан останется один одинёшенек на митрополичьем престоле.
1378 год. С разницей примерно в месяц, у нас - умирает митрополит Алексий, а в Риме - папа Григорий XI. Ну и понеслось. Немного отступя в сторону. И у нас, и у них весь этот кавардак был связан с территориальными вопросами. Григорий XI первый из пап, вернувшийся из Авиньона в Рим. В последствии, папы будут друг друга анафеме предавать именно из этих двух городов. А у нас митрополия вроде как Киевская и прочая, и прочая, а митрополит в Москве сидит. Киприан было дёрнулся в Москву приехать, ан нет, не нужны Дмитрию Московскому проводники объединительной, даже и в духовном плане, с Литвой политики. Киприана развернули в обратную сторону и дали хорошего "леща".
Сильно он в глазах московской элиты "облитовился". В Москве, спешным порядком, "печётся" княжеский "митрополит", Митяй. У них, проходят выборы нового папы. "Народ" требует папу итальянца, так как до этого папы были французами, в Авиньоне всё же сидели. Выбрали "компромиссного" неаполитанца, подданного сына французского короля. И нашим и вашим, так сказать. Но суть не в этом. Новый папа, Урбан VI, дал понять французским кардиналам, что "не всё коту масленица" и деньги будут распределяться "более благочестиво". Такое приобщение к благочестию сильно расстроило отдельных кардиналов, привыкших к комфорту, а потому они, посовещавшись, выбрали нового папу, Климента VII. Урбан остался в Риме, а Климент укатил с "сподвижниками и карбонариями" в Авиньон.
Вот из этих точек, отдалённых друг от друга на 666 километров по прямой (залез посмотреть в яндекс-карты и померял 😜) святые отцы с божьей помощью друг друга анафеме и предали. У нас, сильно обидевшись на Дмитрия Ивановича Московского, "посадившего" наместником митрополичьего престола своего "попа Митяя", Киприан пишет письмо в спортлото Сергию Радонежскому и его племяннику, Феодору, но как бы сейчас сказали "открытое письмо". Оно должно было переписываться и распространяться среди паствы. В нём Дмитрий Иванович, будущий Донской, отлучается от церкви и, ну вы поняли, проклинается вместе со всеми, кто Киприана "имал, запирал, бесчестил и хулил". Далее, Киприан "сидит" на западе. В Константинополь не доезжает Митяй и в митрополиты "проскакивает" Пимен. Но князь Дмитрий упекает его "на подвал". Происходит "примирение" с Киприаном, но длится оно недолго. После сожжения Москвы Тохтамышем, на митрополию приглашается Пимен.
Против Пимена выступает Дионисий, "приятель" Сергия Радонежского. Все, кроме последнего😉 периодически срываются к патриарху в Константинополь. В итоге возникает занятная ситуация. В 1383 году патриарх ставит Дионисия на митрополию. Получается, что одновременно на митрополичьем престоле до зимы 1384 года формально "сидели" три митрополита. Уже "почти отставленный" князем Пимен, поставленный патриархом Дионисий и непоседливый Киприан. У них, папы и антипапы привычно продолжали сидеть по своим углам, сменяя друг друга аж до 1409 года, в "династии" пап Римских сменилось четверо пап, Авиньонских сменилось двое. В итоге на соборе в Пизе, собравшиеся решили, что, "условно", толпа кардиналов с обеих сторон выше рангом любого из пап и выбрали папу Пизского. ( Гусары! Молчать!) Сáмого, нет не поднимается рука писать такое... сáмого правильного папу.
Авиньонский и Римский папы дружно со словами "что вы себе позволяете" отказались решение собора принять. Так в Западной Европе стало сразу трое пап.
Такой триумвират продолжался до 1417 года, когда следующий собор низложил всех троих и избрал четвёртого. Замечу, наши раньше управились, правда по чисто физиологическим причинам 😜 Вот такая интересная параллель нашлась.
P.S. Про митрополита Романа, залезшего в Киев поперёк Алексия, я в курсе. Но, как там... Вы не понимаете, это другое.
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться