Найти тему
Сам себе энергетик

Сколько всего силовых трансформаторов на Украине. Часть 3. Автотрансформаторы 750-220 кВ

В данной статье мы рассмотрим ситуацию с автотрансформаторами 220-750 кВ на Украине, точнее – с автотрансформаторами со средним напряжением не ниже 220 кВ.

Внёс правку в первую часть: в логике данного цикла статей автотрансформаторы 220/110 следует отнести к понижающим. Поэтому они будут рассмотрены в следующей части.

За что отвечают автотрансформаторы 220-750 кВ? Собственно, за перераспределение электроэнергии между сетями 750, 400, 330 и 220 кВ. Математика нам подсказывает, что вариантов возможных комбинаций всего шесть, но в реальной энергосистеме Украины их всего четыре:

1) 750/330 кВ. Это главный переток для украинской энергосистемы, без него сеть 750 кВ бесполезна – если выдать мощность в эту сеть ещё можно с помощью генераторных трансформаторов, то вот вернуть её назад уже никак. Соответственно и количество автотрансформаторов (они ж ещё как правило и однофазные) тут самое большое, поэтому его рассмотрим далее более подробно;

2) 400/330 кВ. В украинской энергосистеме такое место ровно одно – ОРУ Бурштынской ТЭС – и там есть свидетельство, что после 10.10.2022 оно не работает, банально нет резервного автотрансформатора (предположительно АОДЦТН-210000/400/330). Аналогичные имеются на Молдавской ГРЭС, но там они имеют просто критически важное для Украины в первую очередь, но и для всех остальных (Молдавия и Приднестровье) то же, значение;

10.10.2022, горит автотрансформатор 400/330 кВ на Бурштынской ТЭС, снимок с сайта https://apps.sentinel-hub.com (спасибо Дмитрию Башкатову)
10.10.2022, горит автотрансформатор 400/330 кВ на Бурштынской ТЭС, снимок с сайта https://apps.sentinel-hub.com (спасибо Дмитрию Башкатову)

3) 400/220 кВ. А таких мест – ровно два: опять же Бурштынская ТЭС и ПС 400 кВ Мукачево. И там, и там – по семь автотрансформаторов предположительно АОДЦТН-133000/400/220, две группы по три плюс резервный. Эти трансформаторы на электростанции обеспечивают переток энергии в/из Европы, а на подстанции – электроснабжение Закарпатья и тоже немножко связь с Европой, конкретнее с Венгрией;

4) 330/220 кВ. Информацию по ним я уже писал, но ошибся с местоположением, их нет на ПС Ковель (там связь через ОРУ 110 кВ) и на ПС Луцк-Северная (тут вообще по стороне 220 кВ по факту – секционирующий пункт, вообще нет трансформатора), зато на Львов-Южный их два и ещё один – на ПС Трихаты (взаимозаменяемость последнего под большим вопросом, как и автотрансформатора на ПС Грабов).

Хитрая схема ПС 330/220/110 кВ Луцк-Северная. По факту 330/110+СП220
Хитрая схема ПС 330/220/110 кВ Луцк-Северная. По факту 330/110+СП220

Похоже, что и на Украине шёл процесс ликвидации сети 220 кВ (как в Белоруссии и Прибалтике), но, как и в Белоруссии, он так и не закончился. Поэтому схемы ПС 330/220 кВ – иногда просто взрыв мозга. Важное значение имеют не только автотрансформаторы на Бурштынской ТЭС, о чём я уже писал. На ПС Львов-Южная автотрансформаторы 330/220 фактически обеспечивают резервирование сети 330 кВ (имеется, конечно, возможность перетока через ОРУ 110 кВ), на ПС Трихаты – он фактически подпирает всю сеть 220 кВ в районе Николаев – Одесса. К тому же все эти автотрансформаторы, очевидно, плохо заменяемы, фактически изготавливаются только под индивидуальный заказ.

Не менее хитрая схема ПС 330/220/150/35 кВ Трихаты. Зачем в центре стоят три автотрансформатора 220/150 кВ – не понятно. С другой стороны их и применить-то негде
Не менее хитрая схема ПС 330/220/150/35 кВ Трихаты. Зачем в центре стоят три автотрансформатора 220/150 кВ – не понятно. С другой стороны их и применить-то негде

Ну и переходим к автотрансформаторам 750/330 кВ. Всего их на Украине 64 единицы. 62 из них, предположительно одного типа – АОДЦТН-333000/750/330, ещё два – трёхфазные, у энергоблока №3 Южноукраинской АЭС. Если подобное предположение верно, то запас по однофазным автотрансформаторам вроде как весьма велик: их непосредственно в резерве 17 штук (учитывая тот факт, что ПС 750 кВ Североукраинская на данный момент фактически является распределительным пунктом 330 кВ), а минимальная необходимость в схеме (по 3 на энергообъект, без учёта ПС Запорожская-750, Североукраинская и ОРУ ЧАЭС) – всего 21 штука. С другой стороны, постоянно таскать по всей стране тушки транспортной массой 232 тонны – удовольствие явно ниже среднего.

ПС 750/330 кВ Западноукраинская – самый большой склад автотрансформаторов 750/330 кВ, 12 шт. (отмечены синими кружками)
ПС 750/330 кВ Западноукраинская – самый большой склад автотрансформаторов 750/330 кВ, 12 шт. (отмечены синими кружками)

Примерная раскладка по автотрансформаторам 220-750 кВ энергосистемы Украины приведена в таблице:

-5

Какой выводы можно сделать из данной статьи?

1) Автотрансформаторов 750/330 кВ слишком много в системе, чтобы выбивать их чисто из расчёта уничтожить все – не имеет смысла. Поэтому, например, не трогают ПС 750 кВ Запорожская-750 – имеющиеся там в наличии семь автотрансформаторов бессмысленны при не работающих ВЛ 750 кВ;

2) Автотрансформаторов 400/330 и 330/220 кВ в энергосистеме крайне мало и они критически важны (кроме ПС Грабов), поэтому как минимум на Бурштынской ТЭС и ПС Львов-Южная они подверглись ударам;

3) Автотрансформаторы 400/220 кВ для энергосистемы Украины не особо критичны, фактически они нужны только для снабжения Закарпатья и для выдачи электроэнергии в Европу, и достаточно легко заменяемы – поэтому их не трогают. Хотя по Бурштынской могут и ударить – с целью перекрытия канала получения валюты.