В предпоследней истории мы поговорим об еще одном мастере кошачьих сценок конца XIX – начала XX века – Шарле ван ден Эйкене (1859 – 1923).
Шарль ван ден Эйкен родился в семье художников. Живописцами были и его отец, и его дед, а потому неудивительно, что первые уроки живописи дали ему именно они. В середине 1870-х годов Шарль отправляется в Брюссель для продолжения обучения в Королевской академии изящных искусств, где он обучался в мастерской бельгийского анималиста Жозефа Стивенса, старшего брата еще одного успешного бельгийского мастера Альфреда Стивенса, прославившегося своими жанровыми картинами с изображением прекрасных дам эпохи.
Жозеф Стивенс буквально заразил молодого ученика своей страстью к животным, и ван ден Эйкен, выпускаясь из Академии, имел не только прекрасные навыки рисования и понимания композиции, но и четкое представление о своем будущем и теме, которая станет для художника главной. С этот момента и до конца своих дней он писал домашних животных, чаще всего котят, но и не только. И пока Париж и вся Европа были поглощены революцией в искусстве, ван ден Эйкен часами выписывал пушистых котят и многочисленные детали различных аксессуаров и декоративных предметов, которыми изобилуют его полотна.
С 1880-х годов начинается наиболее активный период творчества Шарля ван ден Эйкена, он много работал и регулярно отправлял свои произведения в салоны Антверпена, Амстердама, Барселоны, Гента, Льежа и Мадрида, а также на ежегодную Выставку изящных искусств в Брюсселе, где его работы были отмечены несколькими медалями. Как и большинство мастеров-академистов конца XIX века, ван ден Эйкен пользовался огромной популярностью у зрителей и заказчиков, а к концу 1890-х годов фактически заслужил звание лидера модного в то время направления жанровых сценок с изображением домашних животных. Он даже получил заказ от королевы Марии Генриетты Австрийской, любительницы искусства и собак, для которой создал картину с собаками.
Любопытно, что и с началом XX века, работы ван ден Эйкена не потеряли своей популярности. Он выставлялся в Парижском салоне, а коллекционеры жаждали заполучить его произведения в свои коллекции.
Глядя на кошачьи сценки Шарля ван ден Эйкена можно увидеть много схожих черт с работами кошачьей художницы Генриетты Роннер-Книп, с которой мы познакомились несколькими днями раньше, однако более пристальное изучение работ Эйкена позволяет определить особенность, характерную только для его работ. Она проявилась в том, что у него из одной картины в другую кочуют различные предметы, и можно при желании составить список всего, что находилось в мастерской художника и использовалось им для построения композиции.
Массивные фолианты и фарфоровая чернильница, перья, серебряная шкатулка для драгоценностей с рельефом и ложементом из красного бархата, в которой очевидно хранятся драгоценности и веера, отданные на растерзание маленьким шалунам. И далее, небольшой деревянный сундучок для всяких мелочей, стулья, художественные принадлежности.
Но не только предметы повторялись в картинах ван ден Эйкена, путешествовать он отправил и своих котят. Во всех его работах можно увидеть котят одной и той же породы, незначительно отличающихся разве что окрасом и рисунком шерсти. Часто можно увидеть и схожие позы котят в разных полотнах. Мне кажется, именно в этом и крылась формула успеха мастера у невзыскательной публики рубежа веков. Разработав однажды набор эскизов маленьких котят, он на протяжении всей жизни пользовался ими в разных сочетаниях и с разными предметами из своей коллекции, тем самым удовлетворяя не иссякавший спрос на свои произведения.
Читайте также:
#искусство #живопись #кошки #кошкивискусстве