Найти в Дзене

Российская глубинка глазами иностранца 18-го века.Про книжную графику

Как её увидел французский художник Ле Пренс Жан Батист.

Книжная иллюстрация относится в основном к жанровой графике .Русская жанровая иллюстрация появилась к концу 18–го века, а предшествовало этому изображение русского быта в графике. И очень редко в живописи.

И первыми художниками, которые стали изображать русский быт, были в большинстве своем иностранные художники.

И тут мы не можем не отметить такого прославленного художника, графика 18-го века, как Жана Батиста Ле Пренса (1734-1781) родился во Франции в городе Мец. В 1750 году отправился в Париж и стал учеником художника Франсуа Буше.

В 1758 году ,по приглашению Шувалова И.И., приехал в Россию.

Ле Пренс прожил в России около пяти лет. Побывал в центральной России и в Сибири. Он зарисовал огромное количество типов, костюмов и сцен из реальной русской жизни. На сегодняшний день эти рисунки являются документальным изображением жизни сельского населения. Один из немногих художников, который не превратил крестьян в своих рисунках в «пейзан». Хотя живопись Ле Пренса более слащава.

Для художников-иностранцев 18-го века русская жизнь, её быт, нравы были экзотикой. И они старались зарисовать всё, что им казалось необычным.

Зарисовки Ле Пренса не предназначались для публикации в России и потому были натуралистичны и искренни.

Конечно, Ле Пренс не смог отойти от школы Буше. В его рисунках мы видим влияние старой классической школы, условность и античность. Но то, что его рисунки зарисовывались с натуры, делает их документальными изображениями того времени. И имеют историческую ценность. Художник старался очень добросовестно изобразить все, что видел и то, что поразило его воображение.

За одну из своих работ - картину «Русские крестины» — Ле Пренс был удостоен в Париже звания академика.

Его рисунки были изданы им лично в 1769 году. А после его смерти изданы его наследниками, туда вошло 160 гравюр.

Эти рисунки изображали как типы разнообразного Российского населения, одежду, так и бытовые сцены — крестины, пляски, брачная ночь, русская мать, укачивание ребенка, едущие на санях, случайные заработкии т.д.

Так же мы видим сцены наказания — порка, битье батогами и т.д. Ле Пренс в своих в своих russeries стремился изобразить всё многообразие народов, проживающих на территории России, а также тех, кто был подданными Империи Елизаветы I (1741-1762). Это и эстонцы, и финны, а также чуваши (из Сибири и поволжских районов) и многие другие народы.

Именно иностранные художники того времени сыграли огромную роль в создании и развитии жанровой графики и иллюстрации. Они печатали свои работы за рубежом и вызвали огромный интерес у иностранцев к русской жизни. Рисунки Ле Пренса использовались другими изданиями того времени, о них мы поговорим отдельно.

Новизна гравюр Ле Пренса заключалась не только в сюжетах, но и в технике. Он считается первым художником (в 1768 году), который использовал акватинту в своих травленых и гравированных пластинах. Возможно, он даже был изобретателем акватинты — техники травления, позволяющей воспроизводить широкую тональную гамму.

После 1775 года плохое здоровье заставило Ле Пренса уйти на пенсию и поселиться в районе Бри недалеко от Парижа.

После смерти художника в 1781 году была организована распродажа его мастерской .В каталоге числились многочисленные рисунки русской тематики. Двенадцать альбомов для набросков ,сделанных во время поездки по России, и несколько русских костюмов.

Сегодня в музеях Москвы и Санкт-Петербурга есть коллекции рисунков на русские сюжеты.

☞ Подписывайтесь на наш канал. Делитесь информацией, с активной ссылкой на контент, в социальных сетях!

Если Вашим раритетам нужна помощь ждем Вас в наших мастерских.

Реставрация книг Rеставрация-R.