Найти в Дзене

Осенний марафон. Мокрый старт

Пасмурным и ветреным утром мы выбрались за калитку нашего нового жилища в Симеизе. Холодный ветер не обещал комфортной погоды. Над крышами домов внизу — там, где было море — висело плотное, густо-синее небо. По лесенке, изрисованной чёрными кошачьими силуэтами, мы спускались вниз. А по ограждению скакали любопытные и общительные чёрные котята — двое — и такая же чёрная мама-кошка..

-2
-3

Далеко-далеко над улицами возвышались скалы Ай-Петринского плато. По верхней кромке стены стелились тучи — было очевидно, что там царствуют туман и дождь. Оставалось надеяться, что к моменту нашего подъёма немного распогодится…

Мы прошествовали мимо автостанции, пришли на автобусное кольцо — и принялись ждать 42 автобуса. А два огромных местных пса, прибредших за нами следом от автостанции, улеглись на асфальт у наших ног и принялись созерцать окрестности, изредка выходя из транса, чтобы облаять проезжавших на мотороллерах местных жителей. Мы прождали довольно долго. Потом выяснилось, что восьмичасовой автобус на Симферополь отменили, а 42-я маршрутка ходит только раз в час. Делать нечего, пришлось обращаться к таксистам, давно поглядывавшим на нас алчными глазами, и тут же заломившим за пару остановок цену в 300 рублей. Но сговорились с водителем, которому было по пути за сотню (всё равно — грабёж!), и к его изумлению высадились посреди трассы, у малозаметного поворота с уходящей в лес грунтовкой. На карте в программе OsmAnd+ тут обозначена остановка «Слободка», но на прочих картах она уже утрачена, да и угадать на трассе, где остановить автобус, не так просто. Наверное, поэтому Саша вылез из севастопольского автобуса сильно раньше — на «Питомнике» — и к моменту, когда он явился к нам из-за поворота дороги, мы уже начинали подмерзать. Энергичные приветствия — и мы бодро шагаем по тропе вверх…

На подъёме мы быстро согрелись — и даже принялись раздеваться. Вокруг, несмотря на пасмурную погоду, царила красота. Крымская осень — с запахом хвои и красно-жёлтой листвой — была в самом разгаре. Болтая, мы дошли до виноградников, успевших уже приобрести красно-оранжевый цвет, и снова погрузились в осенний лес.

-5
-6

Мы уже ходили как-то этой дорогой, но не знали, что, оказывается, рядом с ней здесь есть симпатичное озерцо со стеклянной гладью воды изумительного, мягко-изумрудного цвета. В воде отражались жёлтые камыши — и треугольный камень с ведущей к нему с берега лесенкой. Со своим отражением камень напоминал ската. Над озером возвышались светлые громады скал. Здесь всё дышало таким спокойствием и гармонией, что хотелось сесть на берегу озера — и смотреть в его изумрудную воду. Но мы, конечно же, не останавливались. Нам предстоял долгий путь…

Заболтавшись на лесной дорожке, мы пропустили нужный поворот, и выбрались к горе Шаан-Кая сильно правее, чем планировали. Теперь возвращение к живописному лесочку у подножия скалы сулило сильную потерю высоты — и мы, отказавшись на сегодня от красот нижних, принялись подниматься к красотам верхним. По крутой, явно свежепроделанной грейдером, грунтовке — меж чудных зарослей юных сосенок.

Природа брала своё, выгоревшие участки активно зарастали молодой порослью. Она была пока ещё невысока, так что нам предоставлялась счастливая возможность фотографировать Шаан-Каю во всех ракурсах — попутно поедая обильно произраставшую на обочинах ежевику и шиповник. Плотные облака, зацепившиеся за вершину скальной стены над нами, становились всё ближе, и холодный порывистый ветер временами приносил брызги дождя. Но чем пасмурней становилось, тем ярче делались осенние краски вокруг. И мы не уставали радоваться путешествию.

На развилке мы дружно выбрали незнакомую (и неправильную, как выяснилось) тропку, повёдшую нас напрямки по восточному склону горы. Но, не доходя до вершины, тропка упёрлась в скальную стенку, непроходимую для туристов, не владеющих альпинистскими навыками. Нам не оставалось ничего, кроме как немного спуститься по траверсу склона на нормальную, человеческую тропу.

-11

Подхватываемые порывами ветра, мы свернули на тропку к вершине. Прекрасные виды Ай-Петринского плато заставляли поминутно замирать с фотоаппаратами наперевес. Пасмурность была прекрасна — пусть и сулила дождь. Мы выбрались на вершину, увенчанную каменным туром и живописными соснами на фоне плотной синевы слившихся друг с другом моря и неба. Ветер кинулся в лицо с остервенением, но мы ухитрились всё же и полюбоваться открывшимися панорамами, и поснимать друг друга, и даже сделать парочку групповых снимков. А потом поспешили вниз. И по пути заглянули в давно уже знакомый нам тайничок. Когда-то давно именно он познакомил Сашу с нами — здесь он нашёл компакт-диск с нашими крымскими фотографиями!

В каменной котловине, спасаясь от ветра под защитой высоких стен, мы решили немного погреться и перекусить. Но погреться нам не удалось. Стоило расположиться на обед, как начал накрапывать дождик. Сделалось прохладно и не слишком уютно. Пришлось торопиться. Быстро поев, мы отправились дальше разматывать нитку нашего сегодняшнего маршрута.

-14

Дождь меж тем и не думал прекращаться. Тропа вывела нас на смотровую к западу от Шаан-Каи. Гора под свинцово-синими, со светлыми подпалинами небесами была величественно хороша, но снимать приходилось с ухищрениями, потому что остервенелый ветер тут же швырял в объектив смачные дождевые капли. Мы немного поколдовали, пытаясь запечатлеть впечатляющий пейзаж. К тому моменту на Лене с Андреем уже были плащи, и с Сашиной помощью получился потешный семейный портрет на фоне грозной горы.

Оторваться от созерцания величественного пейзажа было чрезвычайно трудно — казалось, что лучший кадр ещё не снят, и в паре метров от тропы ракурс намного лучше! Но впереди был ещё долгий путь, и мы следом за растворившейся тропой нырнули в юный сосняк. Очень зелёный и очень мокрый! Обширные поляны от выгоревшего когда-то леса сплошь заросли очаровательными пушистыми сосенками, уже изрядно вытянувшимися, и фигуры, шагающие через мокрый зелёный лесок, напоминали великанов, торчащих из сосновых вершин плечам и головами. Временами в юном густом сосняке попадались чудесные, трогательные осинки, дрожащие на ветру ярко-жёлтыми листиками-монистами.

Когда мы вышли на тропу Жидовского, именуемую в народе «Еврейкой», дождь на время перестал — а может, это мы вышли из его зоны. Соснячок закончился, мы выбрались на открытую местность. На холме загадочными менгирами торчали крупные, геометрично-прямоугольные камни. Справа над нами высились стены Главной гряды, и растущие по краю деревья прозрачными силуэтами плавали в тумане. По всему, дождь нам ещё предстоял…

В низкорослом кустарнике у дороги паслись лошади, теснились у большого серого камня, и мимо нас обочиной проехал на коне человек — явно к ним... Ну а нам теперь предстоял подъём по знакомой дороге через очень красивый осенний лес. Снова начал капать дождь — но, несмотря на сырость, навстречу то и дело попадались люди. Группа туристов в ответ на наш вопрос вдохновила рассказом, что им повезло побывать над облаками. Второй раз за день встретился грибник с жёлтым пластмассовым ведром — в прошлый раз мы встречались у подножия Шаан-Каи, и он был без улова. Теперь он шёл с вершины, и ведро его было полно грибов. Глядя на наши фотоаппараты, он принялся советовать, откуда сверху лучшие ракурсы. Это его, конечно, разговорил Саша — большой мастер по таким делам…

-21

После родника Симеиз-Текне лесная дорога окуталась туманом, стали встречаться буки с узловатыми корнями, и мир вокруг сделался загадочно-акварельным… В такой красоте оставшийся путь наверх стал даже как будто короче!

Полные восторга, мы выбрались на перевал. Здесь бурлил у кромки скал облачный прибой, но выше тумана нам оказаться сегодня было не суждено. Тут просто шёл дождь. Увы, надежды на солнце окончательно растаяли. Пасмурная осень с рыже-жёлтыми пятнами деревьев в долине внизу таяла в серой дымке, и мы, не теряя времени, пошли вдоль кромки плато в сторону горы Спирады. Встретили романтичную парочку, целующуюся под дождём. Заглянули в сосенки, укрывавшие нас здесь полтора года назад от ветра и дождя. Сунули нос на скальный отрог, но ввиду полного отсутствия видимости, решили здесь, под густой сосновой крышей, побаловать себя горячем чаем с бутербродами.

-24
-25

Дальше, к Спирадам, тропа была для нас новой — мы старались не отставать от задававшего темп Саши. Рыже-жёлтый лесочек по краю яйлы был довольно нарядным, но снимать было особо нечего. Тем более, под ногами хлюпало, и поскользнуться ничего не стоило.

-26

Следом за тропой мы то ныряли вниз в мокрую цветную красоту, то поднимались вверх к кромке яйлы, на роскошные обрывы с причудливыми скалами. Шёл дождь, полыхала внизу яркими красками осень. Было очень тихо — ни ветерка — и хотелось стоять у кромки скал, дышать тишиной, наслаждаться, проникаться… Но Саша торопил. Предстояло ещё отыскать крутой спуск меж этих самых грозных с виду обрывов, и скатиться по вымокшей тропе.

У подножья горы Спирады два горных прохода, по которым можно спуститься. Мы дошли до перевала Миэссис-Сохах-Богаз («Запрещённый перевал», или ещё Кикинеиз-Богаз, 980 м), но спускаться здесь не рискнули — тропа тут крутовата и ведёт по камням, которые от дождя стали предательски скользкими.

Поэтому мы нырнули обратно в лес, где Саша по одному ему ведомым приметам отыскал восточный перевал — Аскер-Кач-Атан («Воин потерял крест», 980 м) — и начало тропы по живописному скальному карнизу. Поначалу, в верхней части, спуск оказался немного крутоват и неприятен мокрыми сыпучками, но и они, и крутизна быстро закончились — мы скатились на лесную тропу, засыпанную роскошной осенней листвой. Лес был чудо как хорош, наряден, жёлто-рыж. Правда, в мокрой листве тут же окончательно промокли ноги. Мы спешили вниз, иногда споря о выборе оптимально маршрута. В ботинках наших хлюпала вода, куртки промокли, пальцы заледенели. Но чудесный день стоил этих неудобств!

-30

На Южнобережное шоссе мы спустились через Голубой Залив уже в сумерках, переходящих в темноту. Из-за отсутствия оборудованной остановки Саша не рискнул ждать здесь севастопольский автобус, и попрощавшись с нами, отправился к повороту на Оползневое. А мы перешли трассу и под текущей крышей бетонной остановки «Голубой залив» стали дожидаться Юру, вызвавшегося подвезти нас домой. Юра приехал за нами, словно Мазай за зайцами, и вмиг домчал нас до гостиницы. А по дороге мы славно поболтали — ведь не виделись уже с января! Юра мечтал на предстоящей неделе выбраться с компанией в горы, и уговаривал нас присоединиться к этой затее. Но пока, вымокших и уставших, нас не очень прельщала идея ночевать в октябрьских горах. Точнее, эта мысль была нам чужда уже в Туле, так как ни спальников, ни палатку мы брать с собой не стали — не сезон! Но когда мы через день, как и положено крымским туристам, гуляли по Ай-Петри, Юра с друзьями штурмовали на внедорожниках нижнее плато Чатыр-Дага, где они провели целых две ночи! Ну что ж — снимаем шляпы, нам слабо!

-33

Симеиз. 16 октября 2016 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

#Крым #шаан-кая #горы #осень #ат-баш