24 сентября 2022 года принят Федеральный закон Российской Федерации 371-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон "об образовании в Российской Федерации" и статью 1 федерального закона "Об обязательных Требованиях в Российской Федерации". Суть закона заключается в том, что в России вводится федеральная основная общеобразовательная программа и, соответственно, единые учебники. Учебники должны быть готовы к 31 декабря 2022 года, вводятся они с первого сентября 2023 года. Для начальной школы это, пока русский язык, литературное чтение и окружающий мир. Предлогом для этого действия является облегчение переводов учеников из школы в школу. Что будет в учебниках никто не знает.
Одним словом: кот в мешке.
Какой он будет? Будет этот кот царапаться или мурлыкать? А мышей он ловить будет? Какая у него порода? А может это будет беспородный кот с улицы? Что будет с котами, которые сейчас живут в Министерстве просвещения?
Порода
«Загадка: Что будет, если скрестить ежа и ужа?
Ответ: Полметра колючей проволоки»
Старая хохма.
Для учебников порода – это система обучения, на базе которой этот учебник создан. Она как двигатель в автомобиле. От нее зависит, каким будет обучение. Если на гоночный болид формулы 1 поставить двигатель от газонокосилки – он вообще не поедет, пусть все остальное будет спроектировано гениально. Если в основу любого обучения (очного, домашнего, удаленного) положить недоработанную систему обучения, то результаты будут плохие.
Так что у нас лежит в мешочке, какие системы обучения есть для выбора?
Да никаких. Нет такого понятия в Министерстве просвещения. Явление есть, но оно игнорировано. А что же есть? Есть ФГОС НОО, который определяет все и вся. Он то как раз и есть «ежуж». Нежизнеспособная помесь. ФГОС , это не система обучения, это понятия, не основанные на законах педагогики и психологии. По этим понятиям и функционирует современное образование.
Что такое «Обучение по ФГОС» с точки зрения педагогики? Это смешение двух ввзаимоисключающих по методикам систем обучения. Традиционной и Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова. В нем одновременно предусмотрено развертывание материала от общего к частному и от частного к общему. Действие по образцу с одновременными логическими рассуждениями, одновременное развитие научно теоретического и практического мышления. Базовое понятие развивающей системы обучения «деятельность», которое имеет в развивающей системе специальный смысл, низведено до простого перечисления всего, что делает школьник. Нельзя одновременно ехать на север и на юг. Обучение по ФГОС несистемно и противоречиво. «Ежужевское» обучение невозможно.
В настоящее время мы имеем массу УМК. Все они как бы соответствуют ФГОС. Два из них представляют самостоятельные системы обучения: развивающая система обучения Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова и система Л.В. Занкова. Остальные УМК базируются на традиционной системе обучения, которые, благодаря ФГОС, имеют несовместимые с ней включения из развивающей системы обучения. В некоторых УМК можно дополнительно найти включения из других систем обучения, что еще больше ухудшает ситуацию. Эти УМК не пригодны для использования.
В основу единого учебника не могут быть положены развивающие системы обучения хотя бы потому, что для преподавания в них требуются специфические знания. Переподготовку учителей в настоящих условиях Министерство просвещения провести не сможет. Коты развивающей породы будут выброшены на помойку. Остается покореженная «традиционка», которая 30 лет не развивалась, а деградировала («Обучение по ФГОС»).
Чем это грозит? Уже сейчас начальная школа не выполняет своих функций. Введение единых учебников на базе «Обучения по ФГОС» еще больше снизит качество образования и еще больше затруднит усвоение материала учениками.
Из-за отсутствия развивающих систем обучения людей с теоретическим мышлением будет катастрофически не хватать. Креативные проекты скоро некому будет осуществлять. Выбрасываемая на помойку развивающая систем обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыова предусматривала развитие основ теоретического мышления уже в начальной школе. Классическая традиционная система обучения двигалась в ногу с возрастными этапами развития мышления, определенными Жаном Пиаже, и развитие теоретического мышления осуществляла в средней школе в возрасте 11 – 15 лет. Как показала практика, «обучение по ФГОС» не позволяет к концу 4-го класса освоить даже словесно-логическое мышление, превалирующим у них остается наглядно-образное мышление. Освоение теоретического мышления откладывается на неопределенный срок, да и у практического мышления перспективы не очень хорошие. Невозможность качественно развивать мышление приведет к единственно возможному приему обучения: действие по образцу (шаблону).
Чего нет в мешке? Какие породы котов выброшены или будут выброшены Министерством просвещения на помойку?
Развивающая система Л. В. Занкова.
Занковым было введено понятие общего развития ребенка как общей цели обучения в начальной школе.
Теоретические знания играют ведущую роль в обучение. Высокий уровень трудности. Быстрый темп обучения. Разработан механизм развития как слабых, так и сильных учеников, методика обучения вариативна. Достигается осознание процесса обучения учениками. Организационные формы обучения гибкие, используется большое количество экскурсий, наблюдений, изготовления поделок. Учёба должна порождать вопросы, которые ребёнок сможет решить с помощью учителя. Ориентация на самообучение и расширение кругозора. Контролируются темпы и качество развития каждого учащегося.
Система В. Ф.Шаталова
Обучение на высоком уровне сложности. Крупные блоки. Быстрое движение вперед. Бесконфликтность. Опора на большое количество повторений. Ведущую роль играют теоретические знания. Система скрупулезно проработана в деталях. Разработаны приемы, облегчающие работу как ученика, так и учителя, прежде всего, опорные конспекты, которые развивают ассоциативное и логическое мышление, упрощают воспроизведение материала. В математике сделан акцент на решение задач. Ежедневный, скрупулезный контроль и оценивание.
Развивающая системаД.Б. Эльконина– В.В. Давыдова
Слово «развивающая» в названии этой систем обозначает то, что формирование теоретического мышления начинается уже в начальной школе.
Изучение материала происходит зеркально, не от частного к общему, как в других системах обучения, а от общего к частному. Это позволяет глубоко понимать теоретическую суть любого раздела знаний, и на базе этого понимания самостоятельно разбираться в частностях. В этой системе обучения нет объяснений и показа в привычном понимании этих слов. На изучение общих закономерностей может уйти достаточно времени, зато частности постигаются самими учениками достаточно быстро. Содержанием образования является система научных понятий. Постоянный поиск способов решения учебных задач развивает широту и смелость мышления.
Ученик рассматривается как самостоятельная личность, ставящая перед собой задачи, находящая решение этих задач, оценивающая свою деятельность и результаты работы.
Свою познавательную деятельность ученик ведет в постоянном взаимодействии с коллективом класса. Разработана методика работы в группах, от пар до всего класса. Имеется несколько типов организации уроков, в зависимости от учебной задачи. Дети приучаются к ведению аргументированной дискуссии. Получают высокие коммуникативные навыки.
Деятельностный подход к обучению глубоко проработан и является фундаментом методических приемов. Контроль результатов своей деятельности осуществляется самим учеником с коррекцией товарищей и учителя. Это развивает способность адекватно оценивать себя (рефлексия).
Школа М. П. Щетинина.
Отказ от классно-урочной системы обучения. Система погружения. Разработано достаточно большое количество видов погружения: по времени, по предметам, метапредметное, тематическое, эвристическое и т. д. Разработаны рекомендации по смене одного погружения другим. Погружение позволяет увеличить интенсивность занятий не утомляя учеников. Обучение по этой системе проводится в более сжатые сроки. Реально индивидуальное планирование занятий, которое осуществляется совместно с учителем, обеспечивается либо благодаря опережающему обучению на кафедре, либо в разновозрастном коллективе. При обучении в коллективе используется взаимообучение детей. Систематизация знаний при помощи компактных структурно-логических схем – «концептов». Многообразие форм уроков. Разнообразная система оценивания.
Список систем обучения можно продолжать.
Вывод.
· Разработка единых учебников и «золотого стандарта» проводится по предложению Министерства просвещения, силами Министерства просвещения и контроль будет осуществляться Министерством просвещения.
· Информация о проекте и ходе его выполнения отсутствует. Как всегда, учителя, родители и научное педагогическое сообщество будет допущено к уже готовым учебникам.
· Критика, возражения и предложения учитываться не будут, как это было со всеми документами, разработанными Министерством просвещения, начиная от закона 83-ФЗ от 8 мая 2010 года, который узаконил разделение обучение на элитарное и для остальных, и заканчивая последним ФГОС, который закрепил деградацию образования.
· Министерство просвещения не имеет готовых наработок для создания единых учебников для начальной школы и будет его лепить на базе традиционных УМК.
· Следование федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования с большой вероятностью приведет к созданию учебников с использованием несовместимых друг с другом элементов традиционной и развивающей системы обучения («Обучение по ФГОС»).
· Из обихода будут изъяты две развивающие системы обучения Л.В Занкова и Д.Б Эльконина – В.В. Давыдова. В результате уменьшится количество выпускников начальной школы, которые владеют базовыми приемами научно-теоретического, логического мышления, приучены мыслить широко и смело, не скованы шаблонами и способны к креативному творчеству.
· Педагогическая наука, скованная рамками «золотого стандарта», не сможет выйти из существующего кризиса, будет топтаться на уровне традиционной системы времен Яна Крменского. «Исследователи и ученые» будут выдавать развитие технических средств обучения (компьютеризация) за развитие передовых методов обучения, а педагогика и психология как науки продолжат свою деградацию.
· Единственным местом, где возможно обучение на высоком научно обоснованном педагогическом уровне останутся автономные школы с очень большим доходом. Они в состоянии привлекать сотрудников высокой квалификации и не только из России. Они вольны использовать любую систему обучения. Они способны составлять учебные планы, которые позволяют выполнить все требования стандартов, причем в сокращенное время и дать детям образование, соответствующее современным потребностям общества.
· «Золотой стандарт» – это очередная безграмотная инициатива, которая продолжает разрушать российское образование.
PS. У российского образования есть только одна проблема: «Министерство просвещения». С остальными проблемами можно справиться.
Ссылки
Сообщение о принятии законопроекта Государственной Думой в первом чтении. http://duma.gov.ru/news/55222/
Сообщение о принятии законопроекта Государственной Думой во втором и третьем чтении http://duma.gov.ru/news/55237/
Законопроект и его движение https://sozd.duma.gov.ru/bill/192680-8
Федеральный закон № 371-ФЗ от 24.09.2022 г. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209240008
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ с внесенными изменения https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/