Уже почти год назад вышел документальный фильм Питера Джексона «The Beatles: Get Back», посвященный процессу создания последнего альбома Битлз. С удовольствием смотрели его всей компанией. Хочется сказать, что фильм полностью оправдывает свой хронометраж и впечатления оставляет самые теплые.
Для тех, кто сомневается, стоит ли смотреть фильм или нет, мы перевели для вас статью Крейга Дженкинса "Peter Jackson’s The Beatles: Get Back Accomplishes the Unthinkable". Осторожно, спойлеры!
А для тех, кто уже смотрел фильм, в этой статье говорится о некоторых интересных вещах, которые вы могли не заметить при просмотре.
История The Beatles охватывает широкий спектр человеческих переживаний, затрагивая духовность, политику, дружбу, наркотики, аресты, браки, расставания и даже убийства. Песни произвели революцию в поп-музыке, черпая вдохновение у таких титанов, как Чак Берри и Боб Дилан, и оказали влияние на будущие поколения авторов песен и инструменталистов, сохранившись в мюзиклах, фильмах, телевизионных рекламных роликах и архивных переизданиях. Талант и предприимчивость Пола Маккартни, Джона Леннона, Ринго Старра и Джорджа Харрисона хорошо задокументированы, что является предметом почти 60-летней кустарной индустрии официальных и неофициальных эфемерных битлов.
Мы думаем, что знаем историю того периода, когда ребята подготовили свои последние записи, устроили своё последнее живое шоу и в конечном итоге расстались. Мы слышали, что присутствие Йоко Оно на сессиях создавало помехи, что Маккартни мог быть надсмотрщиком, когда хотел, что эго Леннона и Маккартни сводило на нет вклад Харрисона. Отчасти это правда, но отснятый материал рассказывает немного другую историю: о простом дрейфе между друзьями и об этой последней отчаянной попытке дать отпор течениям, толкающим четвёрку в разные стороны.
Get Back застаёт The Beatles, находящимися под гнетом свалившейся на них славы и ответственности. После трудных сессий, на которых был записан одноимённый опус группы 1968 года, относительного коммерческого провала фильма 1967 года Magical Mystery Tour, кончины в том же году их менеджера Брайана Эпштейна и продолжительной реакции в Штатах на интервью, в котором Леннон сказал, что его группа «больше, чем Иисус”, Битлз были настороже. Однако они решили вместе пройти через все это и записать концертный альбом с новыми песнями перед студийной аудиторией .
Twickenham Studios — это широко открытое пространство, где поначалу проходили съемки фильма и репетиции группы. Репетируя The Beatles размышляют о песнях, на которых они выросли, разрабатывая способы соединить почтение к музыке прошлого со жгучим желанием конкурировать с современными исполнителями. Однажды, во время репетиции народной баллады „Two of Us“, Леннон предлагает спеть её, как Стиви Уандер, восхищаясь лёгкостью американского вокалиста в сложных вокальных партиях.
Когда группа отказывается от Твикенхэма и перебирается в новую студию в подвале штаб-квартиры своего мультимедийного стартапа Apple Corps — ещё одна почти катастрофа, поскольку звука в помещении было так мало, что продюсеру Джорджу Мартину пришлось привезти инструменты и состряпать восьмидорожечную звукозаписывающую установку, используя две четырехдорожечных.
Американский певец, автор песен и клавишник Билли Престон приглашён на сессии в интересах конкретизации композиций, не полагаясь на наложения, добавляя к записям весомую, красноватую душевность, которая довольно хорошо компенсирует их интересы к классическому року.
На самом деле, Get Back — это шоу о процессе и компромиссе, непостоянной природе творчества и ценности назидательного баланса между работой и личной жизнью. Иногда — часто — великая работа требует времени, и вдохновение не проявится до тех пор, пока отвлекающие факторы на вашей периферии не будут достаточно утихомирены. Просто невозможно предсказать, что произойдёт, когда вы сядете творить, невозможно сказать, что вас ждёт. Наблюдение за работой „Битлз“ очень поучительно. Они блестящие писатели, исполнители, переводчики и музыканты, и три недели, описанные в фильме „Get Back“, демонстрируют это и многое другое.
Вы узнаете о профессорском знании Маккартни истории музыки, наблюдая за спонтанным созданием классических песен, таких как „Get Back“ и „Let It Be“, а также через каверы, впечатления и фрагменты, подобные тому, как он пытается объяснить вечную привлекательность фортепиано: „Самое замечательное в пианино — это то, что все это есть. Там есть вся музыка, которая когда-либо была… Все, что когда-либо было написано, находится там“. Баланс комического абсурдизма Леннона и его преданности Йоко проявляются в полной мере; его миролюбивые наклонности, его грубые и первобытные выступления и задокументированный характер создают сложную композицию — гений, которому не помешал бы редактор, умник, не боящийся сказать вам, что он заслужил право быть высокомерным. Старр — обыватель, который излучает хорошее настроение и добродушное отношение. Харрисон явно является детищем группы, но он работает над серией песен, которые, возможно, лучше, чем альбом, над которым они работают. У вас просто возникает ощущение, что им комфортно делать большую часть текста. „Я слышу, как я тебя раздражаю“, - однажды говорит Маккартни своему другу. (На самом деле, на кадрах в основном видно, что Маккартни довольно мил со своими товарищами по группе, семьёй и инженерами, до такой степени, что возникает вопрос, сколько из того, что мы думаем, что знаем о The Beatles, получено из того, что они на самом деле делали, и сколько является фантазией таблоидов или коренится во всех злословиях начало 70х.) Харрисон уходит на несколько дней; парни хладнокровно разоблачают его блеф.
Между репетициями и разговорами о направлении проекта, который разворачивается от первоначальной идеи концертного альбома и телешоу к альбому, фильму и шоу на крыше, вы узнаете историю медленного разложения, которая привела Леннона к исполнению „I don't believe in Beatles“ на пластике Оно „God“ группы в 1970 году, через несколько месяцев после выхода их проекта „Назад к основам“ Let It Be и сопровождающего его фильма. Суть этого изложена в сцене, в которой Маккартни громко читает бульварную статью, которая, несмотря на диковинные приукрашивания, предлагает такое острое, как бритва, прочтение последних дней группы: „Они пошли своим собственным путём, нашли своих друзей и стали меньше полагаться друг на друга в вопросах руководства и товарищества“. Поток посетителей на сеансы намекает на то, что это сократит многие пути. Харрисона несколько раз навещают друзья, такие как Мукунда Госвами из Международного общества сознания Кришны; в конце 1971 года его интересы в индуизме совпали с его музыкой в классическом концерте для Бангладеш. (Слушать, как „Битлз“ вслух задаются вопросом, было ли их путешествие в Индию в 1968 году добросовестным, захватывающе.) Леннон и Оно почти неразлучны, и остальные уважают их приверженность радикальной честности и единству. Маккартни проводит много времени с Линдой и 8-летней Хизер, которая обменивается кошачьими криками с Оно во время джема, который сэмплируется для песни Let It Be „Dig It“, в самый очаровательный момент в документальном сериале, откровенно кишащем ими. Быстрый визит Селлерса сигнализирует о намерении Старра вернуться к актёрской карьере в начале 1970-х годов. Let It Be - хитроумный план, изобилующий изломами, но он спасает группу. Или, по крайней мере, это даст всем ещё один год. Избавляясь от нервотрёпки, песни текут рекой. Вы видите вспышки потрясающей мир магии Abbey Road и представляете альтернативную временную шкалу, в которой такие фрагменты, как „Jealous Guy“ Imagine, или „Teddy Boy“ Маккартни, или заглавный трек All Things Must Pass, или даже такая лузга, как „Old Brown Shoe“, попадают в альбом Beatles.
Пусть это будет нелегко сделать, но это восстанавливает чувство единства и семьи в расколовшейся группе братьев.
Как ни забавно наблюдать, как „Битлз“, их жены и друзья навёрстывают упущенное после праздника 1968 года и восстанавливают свои изношенные связи в качестве друзей и музыкальных коллег, не менее приятно видеть, как они взаимодействуют с текущими событиями. Спонтанный джем „Commonwealth“, возникший из статьи, подробно описывающей антииммигрантскую позицию давнего консерватора британского парламента Еноха Пауэлла, вызывает восторг, как и восхищение Леннона поэтическим выбором времени Мартина Лютера Кинга-младшего. В одном эпизоде вы видите Харрисона, сжимающего в руках копию классического романа Смоки Робинсона и the Miracles 1967 года „Сделай так, чтобы это случилось“, в котором представлены „Слезы клоуна“. В другой сцене Оно использует „Beggars Banque“ The Rolling Stones в качестве тарелки. (Несмотря на недавние комментарии Маккартни о The Stones, между двумя группами существует очевидное взаимное уважение в фильме Get Back, в котором Леннона только что пригласили выступить в Rock and Roll Circus, и он не перестаёт вставлять реплики, которые он должен произнести в фильме.) Мы получаем напоминание о любви Маккартни к научной фантастике, когда он упоминает случайный эпизод „Путешествия в неизвестное“, серии антологий о сверхъестественном, над которой работал режиссёр Let It Be Майкл Линдси-Хогг. Тонкий баланс задумчивой ностальгии The Beatles и актуальной осведомлённости о популярной культуре задал темп десятилетиям поп-карьеры, концептуализированной на их волне.
Get Back показывает, сколько намерений и работы это требует. (Это также развеивает миф о том, что Оно разорвала эту группу на части. Оно, которая выступает в качестве продюсера the doc вместе со Старром, Маккартни, Джексоном, Оливией Харрисон и другими, талантлива и бесстрашна, и всем им, похоже, нравится, когда она рядом. „Это будет такая невероятная, комичная вещь, как через 50 лет“, - говорит Маккартни в одной из сцен, жутко предсказывая не только неминуемый конец своей группы, но и истории, которые в конечном итоге возникнут вокруг этого. „Они расстались, потому что Йоко села на усилитель… Видишь, Джон продолжал приводить с собой эту девушку“. В другом предзнаменовании Маккартни и Старр расстаются после особенно тяжёлого дня, и Маккартни говорит: „А потом их было двое“.)
Джексон верит, что отснятый материал Линдси-Хогг исправит давнее представление о Let It Be как о тяжёлом времени для The Beatles, и склоняется к тому факту, что большинство из тех, кто посмотрит Get Back, будут знать по крайней мере некоторые из самых важных деталей об этой группе. Однако трудно рассматривать это как кардинальное изменение для музыкальных документальных фильмов, потому что такие широко известные, но слегка непонятые истории нелегко найти. Точно так же, как перестройка Аланом Эллиотом фильма Ареты Франклин Сиднея Поллака „Amazing Grace“, „Get Back“ превращает режиссёра в одного из самых прославленных музыкальных хранилищ и заглядывает в период, который иногда упускается из виду. Это немного похоже на бандтерапевтический опус Metallica, Some Kind of Monster, в том смысле, что он стремится разрешить творческую борьбу группы, добираясь до сути отношений между ними как друзьями, коллегами и художественными препятствиями. Это также не похоже ни на что другое в этой области прямо сейчас, возможно, самое чистое представление о заботе, которая заключается в поддержании открытых линий связи с самыми близкими людьми, с которыми вы имеете дело. Секретное выступление Леннона и Маккартни, когда Харрисон уходит (гениально запечатлённое режиссёром с помощью микрофона, спрятанного в цветочном горшке) — о том, как перестать относиться к 25-летнему парню как к младшему брату — похоже на разговор, который мы не обязательно должны были наблюдать, так как многое из этого документальный фильм делает это, как в острые моменты, которые кажутся более редкими, чем мы привыкли думать до сих пор, так и во времена, когда группа ненадолго расстаётся со своим налётом профессионализма и постоянным потоком интригующей музыки и на некоторое время отключается.
Get Back наполнен интригами. Следует отметить огромное количество выкуриваемых сигарет и странные места, где парни прячут зажжённые для сохранности, а также тщательно продуманную сеть инженеров и костюмов, необходимых для доведения Let It Be до конца. The Beatles - экспериментаторы в такой же степени, как и классики, поэтому забавно наблюдать, как их умы взрываются от новой технологии или подачи нестандартного инструмента. Макет гитары с двумя грифами легендарного инженера Magic Алекса Мардаса — это настоящий бунт, в котором используется один гриф вместо двух. Продюсер Глин Джонс быстро соображает, засовывая газету между молотками и крышкой пианино, когда группа спрашивает, как сделать так, чтобы это звучало „плохо“. Радостная лёгкость Леннона, с которой он за несколько дней расторг контракт с Престоном и подписал его с Apple, - это то дерьмо, которое можно вытянуть только тогда, когда ваши записи способствуют сильному бизнесу, например, Адель просит Spotify перестать позволять людям тасовать альбомы и добиваться своего. Битлз понимают, что они и есть Битлз; иногда они склоняются к этому и получают удовольствие от обязательств и власти, которые это приносит, а иногда они носят это как мяч и цепь. В Твикенхеме Старр обсуждает идеи с Линдси-Хогг, которая говорит о мультимедийном начинании: „Сердца миллионов с вами… Это просто должно быть самое лучшее“. Старр отвечает: „Каждый раз, когда мы что-то делаем, это должно быть самое лучшее“, - и слегка поджимает губы, как будто он смертельно устал от безупречного исполнения, предвещая, что следующие пять лет превзойдут все ожидания фанатов от его сольной карьеры.
Прошлое и настоящее The Beatles сталкиваются подобным образом на протяжении большей части Get Back. Любой, кому когда-либо приходилось разбираться в записи двух людей, говорящих друг через друга, знает, что здесь происходит техническое волшебство, но мы никогда не получаем той атмосферы сверхъестественной долины, которую вызывают некоторые реставрации старых кадров. Get Back - это благородный проект ностальгии. Перед ним стоит незавидная задача предложить новое понимание одной из самых документированных музыкальных карьер всех времён. Документ охватывает всего три напряжённые недели, но вы уходите с немного более глубоким пониманием всей десятилетней истории The Beatles и некоторых триумфов и трагедий, которые произошли после этого. Это немного длинновато; за ним так же приятно наблюдать, как и за аудиовизуальным гобеленом, который вы просто воспроизводите на заднем плане, занимаясь чем-то другим. Это не идеально; это может быть мгновенная классика?
_____________________
Спасибо, если дочитали до конца! Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк! Будет еще много интересного!
#блогомузыке #музыкальныеальбомы #музыкальныеобзоры #рок-группа #рок-музыка