Найти в Дзене
КультУра

Как Марк Захаров открыл талант Александра Абдулова.

Александр Абдулов - единственный, неповторимый и крайне противоречивый. Когда речь заходит об этом, без сомнения, неординарном человеке, каждый раз, невольно возникает вопрос: "Кем же он все-таки был? Баловнем судьбы или гением?"

Александр Абдулов - единственный, неповторимый и крайне противоречивый. Когда речь заходит об этом, без сомнения, неординарном человеке, каждый раз, невольно возникает вопрос: "Кем же он все-таки был? Баловнем судьбы или гением?"

  • Это был человек стремившийся жить, брать все от жизни, не ограничивая себя ни в чем. Он курил до десяти пачек в день. На замечания друзей, он полушутя отвечал:" Да, что ты, я могу умереть в любой момент. в любую секунду. Я не буду свою жизнь ограничивать какими то мерами, лекарствами или еще чем-то. Я проживу ее так, как будто сгорел". Это был человек - праздник. А если праздник заканчивался, он просто не видел смысла жить.
Александр Абдулов.
Александр Абдулов.
  • Однажды, еще в начале студенческой жизни, одна из его многочисленных девушек, отказала ему во взаимности, предпочтя ему, одного из его приятелей по институту. Александр, от обиды вскрыл себе вены. Но, к счастью, его же друзья по общежитию вовремя пришли на помощь и откачали юношу. И если по этому факту было бы заведено дело, то, по видимому, никакой актерской карьеры Александра Абдулова и не было бы. Но, все закончилось хорошо, что лишний раз доказывает, что Александр Гаврилович, все - таки, был счастливчиком.
Александр Абдулов в детстве.
Александр Абдулов в детстве.
  • А вскоре, в 1975 году, ему улыбнулась, наверное, самая большая удача в его жизни. Начинающего актера Абдулова, заметил молодой и талантливый режиссер Театра Ленинского комсомола, Марк Захаров. И эта встреча перевернула всю жизнь актера. Он и сам стал другим.
  • Марк Анатольевич, образно выражаясь, взрастил и вскормил этого молодого актера "с руки". Когда он его взял, это был молодой, никому неизвестный и, на тот момент, не самый лучший студент. Никто не предрекал ему какого то грандиозного будущего. У него не было каких - то заметных ролей, во время учебы.
  • Если бы не Марк Анатольевич, юный Абдулов вполне мог остаться где то на задворках театральной сцены. Но, благодаря удивительной проницательности режиссера театра Ленкома, этого не случилось.
Марк Захаров и Александр Абдулов во время репетиции в театре.
Марк Захаров и Александр Абдулов во время репетиции в театре.
  • У Захарова был невероятно наметанный глаз. Он мог увидеть сотню студентов и сразу понять, на ком задерживается внимание. Кого полюбит и оценит зритель. И именно это умение, привело совсем юного и в то время, никому не интересного Сашу Абдулова, в Театр имени Ленинского комсомола, ныне, просто Ленком.
  • Он появился в театре каким то молодым, нескладным студентом. Он любил говорить:" Я маленький мальчик из Ферганы, волею судеб, попавший в московский театр Ленком". И в первые годы существования Александра Абдулова в театре, его называли "мальчонка". Хотя, этот "мальчонка" уже с трех лет был на сцене. Его отец, был главным режиссером Тобольского театра, потом драматического театра в Фергане.
Александр Абдулов. Молодость в Фергане.
Александр Абдулов. Молодость в Фергане.
  • А "мальчонкой", молодого Абдулова прозвали неспроста. Несмотря на театральное детство, на первых порах своей службы в Ленкоме, артист часто вел себя, как легкомысленный мальчишка. На первых порах, Абдулов был не самый дисциплинированный артист театра. Он лично рассказывал историю, как он проспал генеральный прогон спектакля "В списках не значился".
  • И вот, генеральный прогон, надо начинать спектакль. Абдулова нет. Захаров говорит: "Давайте подождем". Абдулова нет. Марк Анатольевич разозлился: "Нет, Абдулов играть не будет! Пусть играет второй состав!" И когда второй состав уже оделся на прогон, вбежал Александр Гаврилович, практически, в шубе на голое тело, потому что, как проснулся, так и побежал. Он сел рядом Марком Анатольевичем, чуть не заплакал, повинился: "Марк Анатольевич, этого никогда в жизни больше не повторится, я просто проспал". После чего, Захаров остановил спектакль, велел одеваться и играть Абдулову и первому составу.
А. Абдулов в спектакле "В списках не значился".
А. Абдулов в спектакле "В списках не значился".
  • Отношения Захарова и Абдулова, это было больше, чем отношения режиссера и актера. Это, скорее всего, были отношения отца к сыну. Захаров был жесткий, в отношении дисциплины, режиссер. Но Абдулову, как любимому ребенку, многое прощалось. Но это не могло длиться вечно. Несмотря на то, что Захаров питал ко Абдулову по настоящему, отеческие чувства, его терпение было не безгранично. А Александр Гаврилович, все время, это терпение испытывал. Он мог выйти на сцену совершенно неподготовленным, он относился у профессии, немножко не серьезно. И неизвестно, чем бы это все закончилось, если бы в театре не появилась актриса, Ирина Алферова.
Ирина Алферова.
Ирина Алферова.
  • И первым, кого она видит, это был Александр Абдулов. Надо сказать, что он ей сразу не понравился, он был рыжий, некрасивый. Внезапно, к ним подошел Олег Янковский со странной репликой: "О, это твоя жена!" Ирина Алферова от души посмеялась над шуткой Олега Ивановича. Да, да, тогда для нее это была просто шутка. Актриса и подумать не могла, что слова Янковского окажутся пророческими. Как отнесся к шутке коллеги Александр Абдулов - неизвестно. Известно только, что для самолюбивого актера, стало делом принципа, завоевать понравившуюся ему женщину.
  • Летом 1977 года, театр поехал на гастроли в Ереван. И там, за Алферовой стали ухаживать сразу три "ленкомовских" актера: А. Збруев, О. Янковский и А. Абдулов.
Александр Збруев.
Александр Збруев.
А. Абдулов и О. Янковский.
А. Абдулов и О. Янковский.
  • Но актриса поставила своеобразный ультиматум. Кто пронесет ее на руках через весь парк до памятника, тот и удостоится внимания красавицы. А. Збруев, в силу своей субтильности, не смог этого сделать. О. Янковский просто отказался от этой почетной миссии. А вот Абдулов, подхватил актрису и выполнил все ее условия. С тех пор, между Алферовой и Абдуловым завязались отношения. Кто знает, чем бы закончился роман Алферовой и Абдулова, если бы не гений режиссера Марка Захарова.
  • В 60-е и 70-е годы прошлого века, существовал некий тренд - звездная пара в театре. Первой такой парой были В. Высоцкий и М. Влади. Это привлекало к театру дополнительное внимание зрителя. Марк Захаров, как раз и решил провести такую операцию, по созданию такой пары. Он дал Алферовой и Абдулову роли. Обеспечил Александра Абдулова, живущего в общежитии, двухкомнатной квартирой. В общем, сделал все, чтобы этот тандем состоялся.
Ирина Алферова и Александр Абдулов.
Ирина Алферова и Александр Абдулов.
  • Сыграли ли старания Марка Захарова какую-либо роль в судьбе Александра Абдулова и Ирины Алферовой, неизвестно. Но так, или иначе, он получил то, что хотел. Обретя семью, темпераментный и любвеобильный актер, успокоился и стал больше времени уделять творчеству. А его союз с красавицей Алферовой, действительно прибавил популярности и ему и театру, в котором он служил.
  • Абдулов менялся на глазах. За очень короткое время, никому неизвестный и неинтересный мальчонка из Ферганы, превратился в ведущего актера театра, любимца публики.
А. Абдулов, Ирина Алферова и дочь Алферовой Ксения.
А. Абдулов, Ирина Алферова и дочь Алферовой Ксения.
  • Когда вышла рок-опера А. Рыбникова "Юнона и Авось", она стала хитом всех времен и народов, который до сих пор идет на сцене Ленкома. Образовалось звездное трио актеров, исполнивших главные роли в спектакле: Н. Караченцов, Е. Шанина и А. Абдулов. После премьеры "Юноны и Авось", Абдулов проснулся знаменитым на всю Москву, получил обожание всей страны.
  • И это обожание зритель тут же проявил. Это было время, когда зрители, чтобы попасть на спектакль, занимали очередь за билетами еще ночью. Дело было зимой. И чтобы не замерзнуть, люди жгли на улице костры. Билеты в театр Ленком, это была практически "валюта". На них можно было купить и обменять все!
  • Образовались даже две группировки поклонниц: "караченцовки" и "абдуловки". Между ними были сложные отношения, но, насколько известно, до потасовок не доходило. Эти группировки после спектаклей, ожидали своих кумиров.
А. Абдулов в рок-опере "Юнона и Авось".
А. Абдулов в рок-опере "Юнона и Авось".
  • А ведь всего за несколько лет до этого, о существовании актера Александра Абдулова, никто даже не подозревал! Никто, кроме Марка Захарова! Уникального режиссера, единственного, кто в излишне темпераментном мальчонке, увидел алмаз чистой воды и превратил его в бриллиант. Казалось, что Захаров поставил на нем эксперимент, создав актера и человека. Захаров создал непросто актера и человека, подобно Волшебнику, из его же "Обыкновенного чуда", он сам совершил чудо! Захаров сделал выдающегося артиста из немного неотесанного студента Саши Абдулова, которого он заметил в 1975 году.
  • Удивительно, но даже когда Александр Абдулов заблистал на театральной сцене. В мире кинематографа, его отказывались замечать. Может быть, это было связано с его типажом, на который в то время был устойчивый претендент - Игорь Костолевский.
Пробы на роль Д'Артаньяна, в фильме "Д'Артаньян и три мушкетера".
Пробы на роль Д'Артаньяна, в фильме "Д'Артаньян и три мушкетера".
  • И даже когда Марк Захаров пригласил Абдулова на кинопробы в "Обыкновенное чудо", актер пошутил: "Пробуют всегда меня, а снимают Костолевского". И действительно, так оно и было. Роль Медведя в "Обыкновенном чуде", тоже изначально предназначалась главному сопернику Александра Абдулова. Захаров отстоял кандидатуру Абдулова на худсовете. И это было большой удачей! Не только Захаров, но все вокруг, поверили наконец в уникальный талант Александра Гавриловича .
"Обыкновенное чудо". А. Абдулов в роли Медведя.
"Обыкновенное чудо". А. Абдулов в роли Медведя.
  • Конечно, Абдулов очень любил свою работу, но еще больше он любил жизнь. И время от времени, жизнь перевешивала все остальное. Он отдавал очень много сил на сцене. Но после спектакля, вместе с друзьями, он спешил в ресторан ВТО или еще куда - то. И там, его бурная жизнь могла продолжаться всю ночь.
  • Он был настоящий артист и настоящий друг. "Дружба - понятие круглосуточное",- любил говорить актер. Вопросы касающиеся дружбы, Александр Абдулов всегда решал однозначно. В любое время суток, друзья могли попросить его о чем угодно и никогда не получали отказа. Умение дружить, Марк Захаров очень уважал в Абдулове.
  • Но больше всего, актер дорожил отношениями со своим учителем - Марком Анатольевичем Захаровым. Он сам говорил: "Марк Анатольевич для меня как отец". И режиссер платил ему тем же. "Как - то мы летели вместе с Марком Анатольевичем,- вспоминает режиссер Сергей Соловьев. И Марк Анатольевич ему сказал: "Сережа, вы с ним дружите, у него все очень не в порядке со здоровьем. Это первое, это второе и это третье". Соловьев смотрел на главного режиссера Ленкома открыв рот. Потому что, так говорить об актере мог не главный режиссер, а только исключительно близкий ему человек.
Сергей Соловьев и Александр Абдулов.
Сергей Соловьев и Александр Абдулов.
  • Каждый раз, великий мистификатор Захаров, с помощью неисправимого фантазера Александра Абдулова, заставлял поверить зрителя в, казалось бы, невероятное.
  • На съемках у любимого режиссера, Абдулов оставлял всего себя без остатка. Ради дела он готов был на все. Захарову даже приходилось останавливать своего любимца. Даже некоторые трюки на съемках, Абдулов выполнял сам. В фильме "Тот самый Мюнхгаузен", в сцене, где его герой крадет распорядок дня Мюнхгаузена, и прыгает со стены - это был Александр Гаврилович. Но никто не знает, что прыгнув, он ломает ногу, тем не менее, он добежал до лошади, прыгнул в седло и поскакал. Этот кадр так и остался в фильме.
А. Абдулов в фильме "Тот самый Мюнхгаузен".
А. Абдулов в фильме "Тот самый Мюнхгаузен".
  • А еще Захаров ценил настоящую дружбу. И пусть, друзья нередко не самым лучшим образом влияли на его любимого актера. Умение дружить в Абдулове, Марк Анатольевич очень уважал. Мало того, сам не раз помогал актеру в поддержке друзей. Именно так, в картине "Тот самый Мюнхгаузен", появился Леонид Ярмольник. Александр Гаврилович порекомендовал актера Захарову, а тот, приложил максимум усилий, чтобы Ярмольника утвердили на роль Феофила, сына барона Мюнхгаузена.
Л. Ярмольник в роли Феофила. "Тот самый Мюнхгаузен".
Л. Ярмольник в роли Феофила. "Тот самый Мюнхгаузен".
  • Окончательное решение принимал худсовет. Абдулов переживал больше всех. Он очень хотел, чтобы Феофила сыграл Леонид Ярмольник. Александр Гаврилович был убежден, что он точнее всех по характеру и свойству своей натуры, подходит к этой роли. И Леонид Ярмольник снялся, а потом снялся и в картине "Ищите женщину", вновь, благодаря своему другу.
Кадр из фильма "Ищите женщину".
Кадр из фильма "Ищите женщину".
  • Александру Абдулову. И еще многие и многие актеры, благодаря Александру Гавриловичу, нашли свое место в профессии, своих режиссеров. Сам же Абдулов, всегда оставался верен человеку, его открывшему. И возможно поэтому, навсегда в нашей памяти остался Медведем из "Обыкновенного чуда", сотворенного Марком Захаровым. Абдулов остался артистом, даже в таких фильмах, как "Чародеи, "Самая обаятельная и привлекательная" и других, везде он был на своем месте.
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита". А. Абдулов в роли Коровьева.
Кадр из фильма "Мастер и Маргарита". А. Абдулов в роли Коровьева.
  • Казалось, что Александр Абдулов делал шаг и пересекал границу, разделяющую вымысел и реальность персонажа и человека. И даже когда актер заболел страшной, смертельной болезнью, никто не мог до конца в это поверить. Казалось, это происходит не с ним, а с одним из его многочисленных героев. и все как обычно, непременно закончится хорошо. И до сих пор, мы не можем смириться, не в состоянии понять, осознать, как жизнь может уйти из человека, который был самым совершенным ее воплощением? Как сказка может закончиться плохо? Но, оказывается, бывает и такое. И все же, сегодня вспоминая Александра Абдулова, мы вновь улыбаемся. Потому, что даже уйдя от нас, он продолжает не только с экрана, но и устами своих коллег, своих друзей, дарить нам веру в чудо, в любовь, в дружбу. А главное в то, что за пятьдесят четыре года, можно прожить и двести лет.
-20