Смотря современные сериалы, мне всё чаще кажется, что канал НТВ тайно распространил своих адептов по всем континентам и находится лишь в шаге от мирового господства, а сериал «Утюг против Бешеного», на этот раз с индийским колоритом, победоносно шагает по планете.
авторы сериала: Эрик Сингер, Стив Лайтфут
год: 2022
в ролях: Чарли Ханнэм, Антония Деспла, Шубам Сараф, Александр Сиддиг, Венсан Перес, Электра Килби, Файсаль Баззи, Суджая Дасгупта
Привет зрителям!
В жизни каждого подростка наступает момент, когда стремительно растущее тело на несколько лет обгоняет интеллектуальные способности мозга и в этот период молодого человека охватывает непреодолимое желание быть не таким как все. Как известно, наиболее простой способ продемонстрировать миру свою уникальность это увлечение экзотическими странами и преклонение перед чужеродной культурой.
Ну и начинается — ух ты, негры носят дреды, как это стильно (и плевать, что вши для какой-нибудь Ямайки — обычное дело), ах-ах, французы едят луковый суп — как это высококультурно и утончённо (и ничего, что по факту это еда бедняков, которым нечего было положить в кипяток, кроме луковицы), о боже, китайцы лечат болезни акупунктурой (Стиву Джобсу она так успешно помогла против рака, хехе). Со временем часть людей взрослеет, их мозг приходит в нормальное состояние и они с улыбкой вспоминают свои чудачества. Ну а те, кто так и не выходит из 14-летнего возраста, вырастают и либо снимают, либо с восторгом потребляют сериалы типа «Шантарама».
Сериал повествует об интересной жизни уголовника по имени Дэйл, жившего в Австралии в начале 80-х. В лучших традициях саундтрека к фильму «Бумер», главный герой когда-то в ПТУ обучался на фельдшера, но холод дикого города заставил стать вором. Впрочем, преступник из Дэйла вышел никудышный — во время очередного ограбления напарник главного героя подстрелил случайно проходившего мимо банка копа, а Дэйл, вместо того, чтобы добить свидетеля, в ужасе бросил револьвер и в слезах начал откачивать эцилопа, причитая что-то вроде «не умирай, родненький!» Впрочем, точно определить, что именно говорит протагонист можно исключительно с помощью субтитров, потому что главный герой у нас австралиец, а значит разговаривает с чудовищным акцентом. Помнится, Берджес в «Механическом апельсине» здорово высмеял лондонский диалект кокни, скрестив его с русским для получения уж совсем неудобоваримого новояза, но тут ситуация ещё хуже.
Однако, несмотря на все усилия протагониста, коп дал дуба, а суд благородства гопника не оценил, и впаял ему 20 лет австралийского гулага. В заключении дела у героя пошли совсем плохо — хоть Дэйл и молчал, как Зоя Космодемьянская и не сдал напарника, несмотря на избиение сотрудниками полиции, по тюрьме прошёл слух, что мил человек стукачок, за что честные воры собрались его зарезать. Тут я в первый раз схватился за голову — то есть все видят, как Дэйла забирают из камеры менты, неоднократно хорошенько избивают, в итоге его осуждают одного, подельник выходит сухим из воды — а сокамерники всё равно считают, что Дэйл кого-то сдал. Очевидно IQ зэков должен быть негативным, всё же Австралия — большой остров, маленький генетический пул и близкородственные браки с кенгуру, что же тут поделаешь.
Видя столь резкое отношение к своей персоне, протагонист решает сбежать из тюрьмы, что в Австралии оказывается проще пареной репы — немного полазив по вентиляции (благо она в тюрьме метрового диаметра и без решёток — удобно!), герой перекидывает через стену обычный удлиннитель и, напевая старую австралийскую блатную песенку «за окном кудрявая белая коала», уходит в закат прогулочным шагом. Встретив на воле подельника, Дэйл забирает свою долю награбленного, покупает фальшивый паспорт на имя Линдси Форда и решает улететь в Индию, потому что грязь, кучи мусора, привычка населения испражняться на улице, вонь, гепатит и средневековая ментальность это именно то, что нужно любому уважающему себя человеку для полного счастья.
Прибыв в Бомбей, мистер Лин, как теперь себя называет протагонист, знакомится с навязчивым гидом-шудрой по имени Прабху и начинает осмотр достопримечательностей — пожалуйста, вот храм XII века, загаженный коровами, вот древний дворец магараджи, загаженный обезьянами, вот клуб, где курят гашиш, вот загаженные их обитателями трущобы — ах, как это здорово и экзотично, ажно дух захватывает.
Немного погуляв по городу и сняв стресс, Лин, как и положено криминальному элементу, находит местный притон и вместе с ним, соответствующий круг общения — фальшивомонетчиков, сутенёров, проституток, пушеров и прочую подобную публику. Но а поскольку Лин всё-таки уголовник совершенно несерьёзный, и не знает, что по понятиям женщин ни в коем случае нельзя считать людьми, его немедленно очаровывает местная femme fatale по имени Карла. Предприимчивая дама вешает лапшу герою на уши, мол, мою знакомую (героиновую проститутку, сразу понятно — достойную и светлую душу) удерживают в плену сутенёры, подъезжай, реши вопрос, спаси дамзель в печали. Ну а дурачок берёт и едет на разборку, в результате чего случайно узнаёт лишнюю информацию и невольно ставит палки в колёса опасным людям, после чего на Лина начинается охота. Хорошо хоть новый знакомый Прабху помогает герою спрятаться в гетто, где тот, имея начальные знания фельдшера, приобретает среди аборигенов репутацию великого врача. Тем временем один из местных бандитов, видя, что у него на районе поселился туповатый, но исполнительный и крайне легко внушаемый австралиец, решает подружиться с ним и впоследствии использовать протагониста втёмную. Ну а зрителю остаётся только грызть ногти от волнения, гадая, какую же очередную самоубийственную глупость выкинет наш герой.
Смотря современные сериалы, мне всё чаще кажется, что канал НТВ тайно распространил своих адептов по всем континентам и находится лишь в шаге от мирового господства, а сериал «Утюг против Бешеного», на этот раз с индийским колоритом, победоносно шагает по планете. Увы, но ничем другим патологическое нежелание авторов хотя бы немного постараться снять приличный проект на криминальную тему, объяснить просто нельзя. Как и недавний «Американский жиголо», «Шантарам» представляет собой очередной сомнительный триумф банальности и примитивизма, завёрнутый в яркую, экзотическую обёртку для того, чтобы вызвать восторг наиболее интеллектуально одарённой части аудитории. Избитые, затёртые до дыр и приевшиеся до изжоги сценарные ходы, не имеющие ничего общего с реальностью, упорно (и, судя по рейтингам плебса, успешно) подаются в качестве новаторских и захватывающих — протагонист с непростым прошлым; одноклеточный уголовный рыцарь на белом коне, по мановению руки прекрасной дамы бросающийся спасать проститутку; душевные страдания, вычитанные из учебника по психологии для старших классов — всё это настолько очевидно, что хочется задать мультикультуральным и гендерквирным авторам сценария вопрос — вам самим-то не противно?
Впрочем, ответ на него очевиден — креативщики, в которых осталось ещё что-то человеческое, в Голливуде, и уж тем более в компании «Apple TV», надолго не задерживаются. Зато вместо логики развития сюжета и рационального героя зрителю навязывают псевдофилософские внутренние монологи, призванные отвлечь внимание аудитории от того, что протагонист — дурачок, тюфяк и наркоман.
Самое обидное в этой ситуации это конечно тот факт, что хорошие картины о криминальном мире в Голливуде снимать умеют и любят — настоящие профессионалы, начиная с эпохи Скорсезе, «Семьи Сопрано», «Тюрьмы Оз» и заканчивая первыми сезонами «Фарго», стабильно радовали зрителя достойными просмотра произведениями. Увы, но в наше время всё чаще не просто приемлемым, но даже желательным считается введение в сериал тупого, слабого, аморфного и неуверенного в себе мужчины-протагониста и умной, сильной, собранной и целеустремлённой женщины, и таким образом, совершенно не скрываясь, менять привычные гендерные роли. В более масштабных проектах в качестве визуальной компенсации за это извращение зрителю предлагаются полёты на драконах или битвы орков с эльфами, но «Шантарам» и здесь не держит марку — панорамы помоек, общественных туалетов и бомбейского муравейника — удовольствие сильно на любителя и вызывают стойкие ассоциации с тиктоками неактуальных инфлюэнсеров, застрявших на Гоа и занятыми поиском смысла жизни в навозной куче. Возможно, я слишком много требую от современного кино, но я не считаю годным развлечением наблюдать за коверкающими английский язык индусами, достойными программы «В мире животных» наркоманами и маленькой психованной девочкой в главной роли. Мне разумеется, могут возразить, что фильм, мол, снят по книге реального Лина Форда, а значит всё так и было, да только вот сам неоднократно судимый автор в интервью признавал, что роман «Шантарам» — выдумка и из его криминальной биографии взяты всего несколько незначительных фактов. Оно и понятно, ведь бывалому арестанту куда выгоднее продать охочим до экзотики дамочкам чушь о том, как он якобы лечил детей в трущобах, а не продавал им наркотики. К тому же, большую часть хронометража подкачанный протагонист ходит с голым торсом, а что ещё надо вышеозначенным зрительницам?
Труппа подобрана неплохо, но на практике в полной мере отражает принцип действия голливудской аксиомы «bad acting is bad directing». Чарли Ханнэм, при отсутствии руководящей и направляющей роли Гая Ричи, убедительно переносит на экран довольно-таки отвратительный образ стокилограммового слизняка. Антония Деспла, хоть и весьма хороша в роли смертельно опасной обольстительницы, фактически впустую тратит свой талант, ведь мужчинам в сериале достаточно одного небрежно брошенного взгляда, чтобы упасть к её ногам. Шубам Сараф вполне естественен в роли архетипичного доброго и позитивного индуса, Александр Сиддиг прекрасен в роли афганского мафиози, а Электра Килби очень точно попадает в роль Наташи из Нью-Джерси.
Итог: очередной массовый продукт для экзальтированных домохозяек, а также Гены и Вована из Нижнего Тагила, на этот раз в стиле программы «Мир наизнанку» или «Шокирующая Азия». Впрочем, есть и очевидно положительные моменты — всё настолько предсказуемо, тупо и пошло, что искушённый зритель начинает зевать после 15 минут просмотра — если смотреть на ночь, то действует получше любого снотворного.
Александр Костин для портала Альтерлит
#шантарам #сериал #alterlit #новыекритики #imhoch #shantaram