Найти тему
Alterlit Creative Group™

Александр Костин: Рецензия на сериал «Шантарам» / Shantaram

Смотря современные сериалы, мне всё чаще кажется, что канал НТВ тайно распространил своих адептов по всем континентам и находится лишь в шаге от мирового господства, а сериал «Утюг против Бешеного», на этот раз с индийским колоритом, победоносно шагает по планете.

авторы сериала: Эрик Сингер, Стив Лайтфут
год: 2022
в ролях: Чарли Ханнэм, Антония Деспла, Шубам Сараф, Александр Сиддиг, Венсан Перес, Электра Килби, Файсаль Баззи, Суджая Дасгупта

Привет зрителям!

В жизни каждого подростка наступает момент, когда стремительно растущее тело на несколько лет обгоняет интеллектуальные способности мозга и в этот период молодого человека охватывает непреодолимое желание быть не таким как все. Как известно, наиболее простой способ продемонстрировать миру свою уникальность это увлечение экзотическими странами и преклонение перед чужеродной культурой.

Ну и начинается — ух ты, негры носят дреды, как это стильно (и плевать, что вши для какой-нибудь Ямайки — обычное дело), ах-ах, французы едят луковый суп — как это высококультурно и утончённо (и ничего, что по факту это еда бедняков, которым нечего было положить в кипяток, кроме луковицы), о боже, китайцы лечат болезни акупунктурой (Стиву Джобсу она так успешно помогла против рака, хехе). Со временем часть людей взрослеет, их мозг приходит в нормальное состояние и они с улыбкой вспоминают свои чудачества. Ну а те, кто так и не выходит из 14-летнего возраста, вырастают и либо снимают, либо с восторгом потребляют сериалы типа «Шантарама».

-2

Сериал повествует об интересной жизни уголовника по имени Дэйл, жившего в Австралии в начале 80-х. В лучших традициях саундтрека к фильму «Бумер», главный герой когда-то в ПТУ обучался на фельдшера, но холод дикого города заставил стать вором. Впрочем, преступник из Дэйла вышел никудышный — во время очередного ограбления напарник главного героя подстрелил случайно проходившего мимо банка копа, а Дэйл, вместо того, чтобы добить свидетеля, в ужасе бросил револьвер и в слезах начал откачивать эцилопа, причитая что-то вроде «не умирай, родненький!» Впрочем, точно определить, что именно говорит протагонист можно исключительно с помощью субтитров, потому что главный герой у нас австралиец, а значит разговаривает с чудовищным акцентом. Помнится, Берджес в «Механическом апельсине» здорово высмеял лондонский диалект кокни, скрестив его с русским для получения уж совсем неудобоваримого новояза, но тут ситуация ещё хуже.

Однако, несмотря на все усилия протагониста, коп дал дуба, а суд благородства гопника не оценил, и впаял ему 20 лет австралийского гулага. В заключении дела у героя пошли совсем плохо — хоть Дэйл и молчал, как Зоя Космодемьянская и не сдал напарника, несмотря на избиение сотрудниками полиции, по тюрьме прошёл слух, что мил человек стукачок, за что честные воры собрались его зарезать. Тут я в первый раз схватился за голову — то есть все видят, как Дэйла забирают из камеры менты, неоднократно хорошенько избивают, в итоге его осуждают одного, подельник выходит сухим из воды — а сокамерники всё равно считают, что Дэйл кого-то сдал. Очевидно IQ зэков должен быть негативным, всё же Австралия — большой остров, маленький генетический пул и близкородственные браки с кенгуру, что же тут поделаешь. 
Видя столь резкое отношение к своей персоне, протагонист решает сбежать из тюрьмы, что в Австралии оказывается проще пареной репы — немного полазив по вентиляции (благо она в тюрьме метрового диаметра и без решёток — удобно!), герой перекидывает через стену обычный удлиннитель и, напевая старую австралийскую блатную песенку «за окном кудрявая белая коала», уходит в закат прогулочным шагом. Встретив на воле подельника, Дэйл забирает свою долю награбленного, покупает фальшивый паспорт на имя Линдси Форда и решает улететь в Индию, потому что грязь, кучи мусора, привычка населения испражняться на улице, вонь, гепатит и средневековая ментальность это именно то, что нужно любому уважающему себя человеку для полного счастья.

-3

Прибыв в Бомбей, мистер Лин, как теперь себя называет протагонист, знакомится с навязчивым гидом-шудрой по имени Прабху и начинает осмотр достопримечательностей — пожалуйста, вот храм XII века, загаженный коровами, вот древний дворец магараджи, загаженный обезьянами, вот клуб, где курят гашиш, вот загаженные их обитателями трущобы — ах, как это здорово и экзотично, ажно дух захватывает.

Немного погуляв по городу и сняв стресс, Лин, как и положено криминальному элементу, находит местный притон и вместе с ним, соответствующий круг общения — фальшивомонетчиков, сутенёров, проституток, пушеров и прочую подобную публику. Но а поскольку Лин всё-таки уголовник совершенно несерьёзный, и не знает, что по понятиям женщин ни в коем случае нельзя считать людьми, его немедленно очаровывает местная femme fatale по имени Карла. Предприимчивая дама вешает лапшу герою на уши, мол, мою знакомую (героиновую проститутку, сразу понятно — достойную и светлую душу) удерживают в плену сутенёры, подъезжай, реши вопрос, спаси дамзель в печали. Ну а дурачок берёт и едет на разборку, в результате чего случайно узнаёт лишнюю информацию и невольно ставит палки в колёса опасным людям, после чего на Лина начинается охота. Хорошо хоть новый знакомый Прабху помогает герою спрятаться в гетто, где тот, имея начальные знания фельдшера, приобретает среди аборигенов репутацию великого врача. Тем временем один из местных бандитов, видя, что у него на районе поселился туповатый, но исполнительный и крайне легко внушаемый австралиец, решает подружиться с ним и впоследствии использовать протагониста втёмную. Ну а зрителю остаётся только грызть ногти от волнения, гадая, какую же очередную самоубийственную глупость выкинет наш герой.

-4

Смотря современные сериалы, мне всё чаще кажется, что канал НТВ тайно распространил своих адептов по всем континентам и находится лишь в шаге от мирового господства, а сериал «Утюг против Бешеного», на этот раз с индийским колоритом, победоносно шагает по планете. Увы, но ничем другим патологическое нежелание авторов хотя бы немного постараться снять приличный проект на криминальную тему, объяснить просто нельзя. Как и недавний «Американский жиголо», «Шантарам» представляет собой очередной сомнительный триумф банальности и примитивизма, завёрнутый в яркую, экзотическую обёртку для того, чтобы вызвать восторг наиболее интеллектуально одарённой части аудитории. Избитые, затёртые до дыр и приевшиеся до изжоги сценарные ходы, не имеющие ничего общего с реальностью, упорно (и, судя по рейтингам плебса, успешно) подаются в качестве новаторских и захватывающих — протагонист с непростым прошлым; одноклеточный уголовный рыцарь на белом коне, по мановению руки прекрасной дамы бросающийся спасать проститутку; душевные страдания, вычитанные из учебника по психологии для старших классов — всё это настолько очевидно, что хочется задать мультикультуральным и гендерквирным авторам сценария вопрос — вам самим-то не противно?

-5

Впрочем, ответ на него очевиден — креативщики, в которых осталось ещё что-то человеческое, в Голливуде, и уж тем более в компании «Apple TV», надолго не задерживаются. Зато вместо логики развития сюжета и рационального героя зрителю навязывают псевдофилософские внутренние монологи, призванные отвлечь внимание аудитории от того, что протагонист — дурачок, тюфяк и наркоман.

Самое обидное в этой ситуации это конечно тот факт, что хорошие картины о криминальном мире в Голливуде снимать умеют и любят — настоящие профессионалы, начиная с эпохи Скорсезе, «Семьи Сопрано», «Тюрьмы Оз» и заканчивая первыми сезонами «Фарго», стабильно радовали зрителя достойными просмотра произведениями. Увы, но в наше время всё чаще не просто приемлемым, но даже желательным считается введение в сериал тупого, слабого, аморфного и неуверенного в себе мужчины-протагониста и умной, сильной, собранной и целеустремлённой женщины, и таким образом, совершенно не скрываясь, менять привычные гендерные роли. В более масштабных проектах в качестве визуальной компенсации за это извращение зрителю предлагаются полёты на драконах или битвы орков с эльфами, но «Шантарам» и здесь не держит марку — панорамы помоек, общественных туалетов и бомбейского муравейника — удовольствие сильно на любителя и вызывают стойкие ассоциации с тиктоками неактуальных инфлюэнсеров, застрявших на Гоа и занятыми поиском смысла жизни в навозной куче. Возможно, я слишком много требую от современного кино, но я не считаю годным развлечением наблюдать за коверкающими английский язык индусами, достойными программы «В мире животных» наркоманами и маленькой психованной девочкой в главной роли. Мне разумеется, могут возразить, что фильм, мол, снят по книге реального Лина Форда, а значит всё так и было, да только вот сам неоднократно судимый автор в интервью признавал, что роман «Шантарам» — выдумка и из его криминальной биографии взяты всего несколько незначительных фактов. Оно и понятно, ведь бывалому арестанту куда выгоднее продать охочим до экзотики дамочкам чушь о том, как он якобы лечил детей в трущобах, а не продавал им наркотики. К тому же, большую часть хронометража подкачанный протагонист ходит с голым торсом, а что ещё надо вышеозначенным зрительницам?

-6

Труппа подобрана неплохо, но на практике в полной мере отражает принцип действия голливудской аксиомы «bad acting is bad directing». Чарли Ханнэм, при отсутствии руководящей и направляющей роли Гая Ричи, убедительно переносит на экран довольно-таки отвратительный образ стокилограммового слизняка. Антония Деспла, хоть и весьма хороша в роли смертельно опасной обольстительницы, фактически впустую тратит свой талант, ведь мужчинам в сериале достаточно одного небрежно брошенного взгляда, чтобы упасть к её ногам. Шубам Сараф вполне естественен в роли архетипичного доброго и позитивного индуса, Александр Сиддиг прекрасен в роли афганского мафиози, а Электра Килби очень точно попадает в роль Наташи из Нью-Джерси.

Итог: очередной массовый продукт для экзальтированных домохозяек, а также Гены и Вована из Нижнего Тагила, на этот раз в стиле программы «Мир наизнанку» или «Шокирующая Азия». Впрочем, есть и очевидно положительные моменты — всё настолько предсказуемо, тупо и пошло, что искушённый зритель начинает зевать после 15 минут просмотра — если смотреть на ночь, то действует получше любого снотворного.

Александр Костин для портала Альтерлит

#шантарам #сериал #alterlit #новыекритики #imhoch #shantaram