-Эй, хлопчик, ты чего тут? – кто-то тряс Виктора настойчиво за плечо. – Ранен, что ли?
-Я? – Виктор открыл глаза и потряс головой. – Кажется, нет, - он осмотрел себя.
-Тогда давай, выбирайся отсюда, сейчас поджигать всё будем.
-Зачем поджигать? – Виктор огляделся. Он лежал на сеновале. В проёме двери стоял странно одетый мужчина. – Опять я куда-то попал? – он рывком поднялся. – Что случилось? – Виктор подошёл к мужчине.
-Так, француз к городу подходит, генерал приказал посады сжечь, а жителям - в город идти, -мужчина внимательно посмотрел на парня. – А ты откуда такой взялся? Одежда у тебя странная.
-Из Петербурга я, - поморщился Виктор, - мода там такая.
-Ааа, давно я в столице не был, - кивнул мужчина. – Мы всё на границе стояли, а потом сюда отступили, чтобы француза в Петербург не пустить, значит. Ну, давай, иди в крепость, мне поджигать надо. Вещи, какие есть взять, бери.
-Вещи мои не тут, - выйдя на улицу, Виктор огляделся. – Интересно, где это я?
-Это ты, значит, загулял, господин? – засмеялся мужчина. – Бывает. Сам молодой был. Да и сейчас бы не отказался, - он лихо подкрутил чёрный ус. – Вот Наполеона прогоним, погуляем. Говорят, француженки больно охочи до солдат. Вот и проверим.
-Удачи, - махнул рукой Виктор и влился в поток жителей, шедших с узлами и корзинами в одну сторону.
Через час толкотни и давки он приблизился к каменным стенам цитадели. Над воротами висел герб. Виктор пригляделся.
-Неужто, Рига? – удивился он. – Что, и здесь французы были? А я и не знал.
Вместе с жителями предместий Виктор прошёл сквозь ворота и направился по устланной булыжником улице. Поток беженцев постепенно растворялся в переулках, и к центральной площади вышли не многие. Остановившись, Виктор огляделся.
-Ага, это, по-моему, называется ратушей? – самое помпезное здание обратило его внимание. У входа стояли несколько мужчин. Формой выделялись военные. На площадь въехала карета в сопровождении отряда улан и остановилась у ратуши. Перед вышедшим из нее военным все расступились. Военные отдали честь.
-Смотри, никак сам Эссен пожаловал, - произнёс кто-то позади Виктора.
-План обороны составлять будут, - иронически прокомментировал другой.
-А что тут обороняться? – хмыкнул третий. – Если француз артиллерию подтянет, то долго мы не продержимся, стены-то старые.
Горожане принялись обсуждать защиту города, а Виктор, хоронясь за их спины, повернул браслет на Луну и вышел к ратуше. У дверей теперь стояла лишь охрана из двух улан. Обойдя дом, Виктор проник внутрь через чёрный вход. Поднявшись на второй этаж, он нашёл комнату, где проходило совещание. Вокруг стола с планом Риги столпились военные и гражданские представители власти города. Выступал, судя по военной форме, генерал.
-Господа, стены города ещё достаточно прочны, чтобы выдержать осаду, - обвёл он указкой план города. – Но её длительность зависит от наличия продовольствия. По имеющимся у меня данным до весны мы продержаться сможем.
-А если французы артиллерию применят, генерал? – спросил какой-то толстый господин, вытирая платком широкий затылок.
-Ну, что ж, господа, на то она и война, чтобы пушки стреляли, - развёл генерал руками. – Но по моим данным сегодня у неприятеля таких пушек нет.
-Так их подвезти недолго, - махнул рукой тощий господин во фраке.
-Мои парни уничтожили все мосты на пути движения врага, - поморщился генерал, - так что, дело это теперь не очень лёгкое.
-Ваши слова, да Богу в уши, генерал, - вздохнул опять толстый господин. –Но уважаемые жители города настоятельно просили вас не допустить бомбардировки. Они даже готовы предложить командующему неприятеля выкуп за город.
-А сдаться они не готовы предложить? – прищурился хищно генерал.
-Ну, что вы так категорично сразу, генерал, - покрылся потом толстяк. – Это же не варвары какие-то, а французы всё-таки.
-Тогда съездите в Смоленск и посмотрите, что там оставили ваши не варвары, -сверкнул глазами генерал. – И не разводите мне тут пораженческие настроения. Я город не сдам. А будете вредить мне, я подниму на вас горожан. Они, я думаю, давно имеют на вас, уважаемые господа, свой зуб.
-Ну, ладно, ладно, я просто предложил вариант, - замахал руками толстяк. – Мы тоже - патриоты. И в доказательство этого, решили не поднимать цены на продовольствие на время осады.
-Попробовали б вы их поднять, - недобро усмехнулся генерал.
-Значит, генерал город оборонять будет, -Виктор покинул совещание, которое грозило перерасти в скандал с богатеями города. – Французы обойти его не могут. Оставлять в своём тылу сильную группировку - большая роскошь. Будет осада. А удача осады зависит от артиллерии. Сейчас её пока нет. Но мосты сделать недолго. Леса вокруг полно. Мужиков согнать с деревень - тоже не долго. Ну что ж, пойдём навстречу французу.
Выйдя на улицу, Виктор посмотрел на верхушку башни. Часы показывали шесть вечера.
-Сегодня идти уже нет смысла. Надо где-то переночевать, да и поесть не помешало б. – Он огляделся и свернул в первую улицу. Вернув себе видимость, пошагал, вертя головой. Народу здесь было не много. Проходя один из узких переулков, Виктор услышал, что его, вроде как, позвали. Вернувшись, он углубился в сумрак переулка, внимательно приглядываясь и прислушиваясь. Переулок вильнул, и Виктор увидел сидящего у стены человека. Тот держался руками за левый бок. Глаза были закрыты. У ног валялась шпага.
-Вам плохо? – нагнулся к нему парень. Сидящий открыл глаза и простонал. –Помогите. Я ранен.
-Я могу позвать доктора или отвести вас к нему, если это не далеко, - протянул руку Виктор раненому. Тот уцепился за руку и с трудом поднялся.
-Проводите меня лучше. Тут не далеко, - простонал мужчина.
Поддерживая раненого, Виктор вёл его по переулку, не забывая прислушиваться. Пройдя несколько домов, они остановились у ворот одного. И мужчина постучал. Во дворе послышались шаги, и грубый голос спросил, кого там черти принесли?
-Это я, Пауль, - прохрипел раненый, - отворяй.
-Эрнес? – за воротами завозились, и дверь приоткрылась. – Что с тобой?
-Я ранен, скорей, Пауль, - простонал мужчина, наваливаясь на дверь, и открывая её своею тяжестью. Виктор едва успел его удержать от падения. С другой стороны раненого подхватил Пауль. Вдвоём они втащили раненого в дом и положили на широкую лавку. Прибежали слуги и стали раздевать раненого. Одного Пауль послал тотчас за доктором.
-Кто это его так? – отдав все распоряжения, Пауль вернулся к оставшемуся у дверей Виктору.
-Не знаю, - пожал тот плечами. – Я нашёл его уже таким.
-А вы сами кто?
-Я - приезжий, путешественник, искал трактир, да нашёл вашего друга.
-Можете переночевать у меня, - кивнул Пауль. – Сейчас не безопасно ходить по ночным улицам.
Тут появился доктор, и Пауль передал Виктора одному из слуг, велев отвести на кухню и накормить. Поблагодарив, Виктор отправился за слугой.
-А вы знаете, кого привели? – оглянувшись, шёпотом спросил слуга парня.
-Нет, я его на улице нашёл. Как-то не до знакомства было.
-Это кузен нашего хозяина. Он знаменитый, - тут боковая дверь распахнулась, и выскочила растрёпанная девица. Увидев слугу и Виктора, она уставилась на них, уперев руки в боки.
-Ну, и долго я вас ждать буду? Васька, вечно ты валандаешься. Кого кормить-то?
-Да вот его, -Васька смущённо отступил в сторону. – Он самого Эрнеса спас.
-Это хорошо, что спас, - кивнула девица, оглядывая Виктора. – Ну, пошли, накормлю. Наши-то уже все поели, -оправдывалась она по дороге. - Я уже и кухню помыть успела. А тут от хозяина прибегают, надо, мол, человека накормить. А тут вон какой человек оказывается.
Тараторя и перескакивая с одного на другое, девица привела Виктора на кухню, усадила за стол и поставила перед ним тарелку с жареной курицей, другую с каким-то салатом, поставила кружку с вином. От вина Виктор отказался, чем очень удивил девицу, попросив квасу или сока.
-А у нас все мужики пьют, - девица присела напротив парня, и подперев голову кулаком, смотрела на Виктора. – А ты откуда? Одежда твоя чудная. У нас такой не носят.
-Путешественник я, - пробубнил Виктор с набитым ртом. – Из-за границы.
-Ты смотри, дураков у нас хватает, как бы тебя за лазутчика не приняли, - нахмурила лоб девица. –А то пырнут шпагой из-за угла, как вон Эрнеса. И не найдёшь, кто. Война делает людей злыми.
-А Эрнес ваш - кто? – прожевав, спросил Виктор.
-Эрнес? – девица задумалась. – Он городской архивариус. Знает всё о городе.
-Вот как? – Виктор перестал есть. – И кто тогда его пытался убить, интересно?
-Да бандит какой-нибудь, наверное, - махнула рукой девица. – Я ж говорю, их сейчас развелось в городе не мерено.
-Что-то я сомневаюсь в этом, - буркнул Виктор, продолжив есть.
Под болтовню девицы Виктор съел курицу и салат, запил всё двумя кружками кваса, и потянувшись, зевнул.
-Я провожу вас в спальню, - пообещала девица, убирая посуду. Помыв чашки, она повела парня. Поплутав по коридору, они поднялись на второй этаж и остановились у третьей двери.
-Здесь у нас обычно гости ночуют, - девица распахнула дверь, и войдя первой, зажгла на столе свечу от своего фонаря. – Дорогу сами найдёте утром или за вами прислать? – расстелила она постель, и прищурившись, уставилась на парня, пряча улыбку в уголках губ.
-Если не найду, кто-нибудь подскажет, - усмехнулся тот.
-Я лучше за вами пришлю, чтоб не плутали, - кивнула девица. – Отдыхайте. У нас рано встают. – И она вышла, прикрыв плотно дверь.
Виктор огляделся. Широкая кровать, столик у изголовья со свечой. У окна - другой столик. На нём - кувшин с водой и на табурете - деревянная лохань. Поглядев на звёзды в окно, Виктор разделся, умылся из кувшина и завалился спать, решив, что утро вечера мудреней.
Утром его разбудил рыжеволосый парнишка лет десяти. Дождавшись, когда Виктор умылся и оделся, он повёл его на кухню. На этот раз там было веселей. Три женщины, смеясь, и бросая шутки, колдовали над котлами. Вчерашняя девица, увидев Виктора, усадила его за стол и поставила чашку с гречневой кашей и кружком масла посредине. Пока парень ел, поварихи пытались его разговорить, осыпая вопросами, женат ли он? Имеет ли девушку? Увидев отрицательное покачивание головой, рьяно принялись предлагать варианты знакомства с разными девицами своего круга, расхваливая их добродетели. Едва Виктор доел кашу, как перед столом появился рыжеволосый парнишка и сообщил, что его ждёт хозяин.
Пауль встретил Виктора в своём кабинете. Чем-то озабоченный, он стоял у окна, хмуро разглядывая свой двор. Поздоровавшись с парнем, пригласил присесть.
-Извините, мы вчера даже не познакомились, - криво усмехнулся мужчина. – Я, как вы слышали, Пауль, а вы - кто?
-Я - Виктор, - кивнул головой парень, - путешественник.
-Понятно, - покачал головой мужчина, - это объясняет странность вашего костюма. Ну, да, дело не в этом. Понимаете, сегодня Эрнес очнулся и вспомнил, что вчера с ним была сумка. Я посылал утром людей в тот переулок. Но они ничего не нашли. Вы случайно сумку вчера не видели?
-Когда я нашёл вашего друга, при нём сумки уже не было, - пожал плечами Виктор.
-Теперь понятна причина нападения на него, - скривил губы Пауль.
-В сумке было что-то ценное? – нахмурился Виктор.
-С какой стороны посмотреть, - поморщился Пауль. – Для простых грабителей там ничего ценного не было. А вот, если напавшие были шпионами французов, то они ушли с добычей. В сумке были ключи от архива города.
-И что там может заинтересовать французов? – удивился Виктор.
-Вспомните, что мы почти в осаде, и поймёте сами, - скривился мужчина.
-Планы города?
-И планы, и тайные ходы под ним, и надёжность стен, и многое другое.
-Теперь понятно, -Виктор задумался. – А архив далеко отсюда?
-Полчаса пешком. Я послал туда утром своих людей, если вы думаете, что его уже ограбили. Пока ещё нет. Но это может произойти в любую минуту.
-Если позволите, я приму участие в охране архива, - предложил Виктор.
-Буду признателен, - кивнул Пауль. – Людей у меня мало, да и те совсем не воины. Вы владеете шпагой? Или пистолетом? Что предпочитаете?
-Думаю, шпага лучше, шума меньше.
-Тогда выбирайте, -Пауль кивнул на стену, где висели разные модели шпаг.
Опробовав несколько, Виктор выбрал подходящую, Пауль протянул перевязь. Они обговорили процесс смены слуг, и Виктор в сопровождении всё того же рыжего Василя направился к архиву. Перед уходом заглянул к раненому и расспросил, как выглядит то, что может заинтересовать французких лазутчиков.
Народу на улице прибавилось. В основном это были беженцы из пригорода. Они тащились со своим скарбом, скрипучими тележками и плачущими детьми. Василь сразу помрачнел и шёл молча. У архива он представил Виктора стоящим там двум крепким парням деревенского вида, и махнув рукой, ушёл.
-А вы не офицер, случайно? – через некоторое время спросил один из парней, по имени Стас.