Найти тему
Полит-НН.Ру

Экономически оправдано, социально – несвоевременно

Я не склонен ставить под сомнение названные ПАО «Мегафон» причины невыполнения компанией своих обязательств по концессионному соглашению о создании в Нижнем Новгороде системы платных парковок. И ковид мог помешать, и специальная военная операция, в том числе мобилизация и связанные с ней кадровые потери. Все это сказалось на многих бизнесах, и «Мегафон» не исключение. Да, сроки были сорваны еще до спецоперации, но могли быть и другие объективные или субъективные причины.

Бывает, что коммерческая структура ведет себя недобросовестно. Берет деньги, потом не выполняет обязательств, срывает сроки или предъявляет некачественный результат. Такое случается сплошь и рядом. Относится ли это к «Мегафону» в данном случае, судить не берусь.

Здесь, наверное, важней другое – будет ли проект создания сети платных парковок реализован? Выскажу, на первый взгляд, парадоксальное предположение: возможно, будет лучше, если этого не произойдет.

Дело в том, что социальные аспекты этого проекта весьма спорные. Регулирование общественного пространства и его деление на платные и бесплатные участки это достаточно сложный процесс, в котором сочетаются социальные, экономические и – хотя весьма опосредованно – даже политические факторы. Речь идет не только о парковках, но и о любых других участках городской среды, которые переводятся на платный режим.

Если посмотреть на мировой опыт, то мы увидим, что в городах, особенно в центрах крупных городов существуют платные парковочные пространства, причем, разные – это и подземные парковки, и многоэтажные (мне самому приходилось бывать в таких в Америке). Во всем мире этому придается большое значение, и это вынужденная мера – отдавать центр города в бесплатное пользование кому угодно это просто нереально, необходимо определенное регулирование. И то, что подобная попытка предпринимается в Нижнем Новгороде, это в целом оправдано.

Но если представить, что мы получим, если проект будет доведен до конца, то возникает немало вопросов. У нас платные парковки устроены часто в таких местах, где на них может поместиться всего несколько машин – на маленьких улочках, где они даже не мешают движению.

В подобных проектах борются две взаимоисключающие тенденции: заработать деньги – и разгрузить улицы города, чтобы оптимально использовать пространство. Когда этим развивается бизнес-структура, у нее доминирует первая цель, что совершенно естественно – она хочет заработать больше денег, создав как можно больше парковочных мест и впоследствии осуществляя жесткие меры контроля.

В настоящее время слишком последовательное осуществление таких намерений могло бы вызвать социальное напряжение в Нижнем Новгороде, что в текущей ситуации крайне нежелательно. Люди и так слишком напряжены, общий психологический фон тяжелый и вносить еще один раздражающий фактор было бы опрометчиво. Хотя с точки зрения экономической логики совершенно оправдано.

Поэтому у меня отношение к этому проекту смешанное. Возможно, введение его не сейчас, а несколько позже, было бы более разумным решением. А вот кто будет вводить – «Мегафон» или кто-то другой, думаю, власти смогут разобраться. Я вполне доверяю их объективности и беспристрастности. Не думаю, что с этим проектом связаны коррупционные схемы – слишком уж все на виду.

Александр Мазин, профессор НИУ РАНХиГС