Время от времени появляется фильм, который дерзко бросает вызов устоявшимся тенденциям, становясь культовым. Будь то Джордж Лукас, заново создавший космическую оперу ("Звездные войны"), Стивен Спилберг, тронувший сердца зрителей по всему миру ("Инопланетянин") или Квентин Тарантино, вдохнувший новую и захватывающую жизнь в криминальный жанр ("Криминальное чтиво"), - лишь немногие фильмы могут претендовать на членство в таком элитном клубе. Одним из таких фильмов является "Титаник" Джеймса Кэмерона, которому в декабре исполняется 25 лет. Фильм широко почитываемый и любимый многими за масштабную драматизацию одной из самых легендарных катастроф 20-го века, эпическая история любви 1997 года быстро закрепила свое место в истории поп-культуры, став самым кассовым фильмом того времени и первым фильмом, когда-либо превысившим миллиард долларов в прокате. Он также получил 11 премий "Оскар".
Подписывайся на наш Telegram-канал! Интересные детали фильмов, архивные фото со съемок, фото-сеты актеров и многое другое о кино.
Но путь "Титаника" на большой экран был далеко не гладким, и история, связанная с созданием фильма, говорит о том, что ощутимое чувство неопределенности относительно перспектив успеха пронизывало производство и ожидания всех участников. Задуманный Кэмероном и представленный компании 20th Century Fox как "Ромео и Джульетта на Титанике", режиссер-дилетант получил зеленый свет, не имея даже письменного сценария. После серии погружений к затонувшему судну, которое в итоге было включено в фильм как практически, так и сюжетно, Кэмерон подробно изучил историю корабля и написал сценарий, в центре которого были влюбленные, встретившиеся во время первого и последнего рейса океанского лайнера. Первоначально бюджет фильма составлял 110 миллионов долларов, было запланировано 138 съемочных дней, а премьера назначена на 2 июля 1997 года, съемки "Титаника" начались летом 1996 года.
Производство "Титаника" было грандиозным мероприятием
"Титаник" стал решающим поворотным пунктом в отношении методов, используемых для достижения невозможного на экране. Цифровые технологии, изменившие ход событий, недавно появились в таких фильмах, как "Парк Юрского периода" и "Т2: Судный день" Кэмерона, и медленно, но верно традиционные подходы к технической стороне кинематографа менялись. Эпопея Кэмерона оказалась на эстетическом перепутье, одной ногой в цифровом мире, а другой - в аналоговом мире моделирования и практических эффектов. Для того чтобы воссоздать непотопляемый корабль и его гибель, пришлось построить совершенно новую студию в Розарито, штат Баха Калифорния, Мексика. Студия Baja Studios, стоимость которой оценивается в 20 миллионов долларов, состояла из нескольких звуковых площадок и резервуаров с водой, один из которых представлял собой большой резервуар с горизонтом и 270 градусами видимости океана.
Как сообщает The Washington Post, в результате беспрецедентного мастерства, которое, вероятно, никогда не повторится в таком же масштабе, режиссер построил полномасштабную копию большей части титульного корабля прямо у берегов Тихого океана. Расположенная в резервуаре объемом 17 миллионов галлонов и открывающая зрителям вид на близлежащий океан, модель в натуральную величину и декорации могли быть погружены под воду для кульминационных сцен затопления. Два других резервуара, способных вместить огромное количество воды, использовались для затопления интерьеров корабля и сцен, изображающих пассажиров, оказавшихся в океане. За годы, прошедшие с момента создания "Титаника", мало кто пытался совместить такие современные технические решения с кинематографическим искусством.
Основание Baja Studios для удовлетворения огромных потребностей "Титаника" было лишь началом сложных задач, стоявших перед режиссером и его производством. Воплощая в жизнь историческое произведение, требующее большого внимания к деталям и очень точно соответствующее времени и месту, руководители съемочной группы "Титаника", особенно в части костюмов, дизайна постановки и эффектов, сделали все возможное. С помощью историков, оригинальных фотографий и чертежей перед постановщиками была поставлена задача воссоздать интерьер корабля в мельчайших деталях. Кроме того, армия статистов, которые служили каскадерами и актерами второго плана, должна была быть одета, вооружена реквизитом и физически скоординирована таким образом, который, как можно предположить, был похож на управляемый хаос.
Подписывайся на наш Telegram-канал! Интересные детали фильмов, архивные фото со съемок, фото-сеты актеров и многое другое о кино.
Масштабы фильма начали сказываться на ранее согласованном бюджете и графике съемок, в итоге бюджет вырос до рекордных на тот момент 200 миллионов долларов, а продолжительность съемок увеличилась со 138 до 160 съемочных дней. После окончания основных съемок, специалисты по спецэффектам и визуальным эффектам неустанно работали, чтобы достичь уровня реализма и мастерства, требуемого амбициозным проектом фильма. Осознав, что объем работы, необходимой для завершения "Титаника", будет слишком велик, чтобы уложиться в срок, назначенный на июль 1997 года, Кэмерон сообщил Paramount и Fox, что выход фильма придется отложить. Студиям, уже вложившим в проект огромное количество денег и времени, не оставалось ничего другого, как согласиться, и 19 декабря 1997 года "Титаник" наконец-то вышел на экраны. Кэмерон и компания затаили дыхание в предвкушении, надеясь, что их фильм не станет метафорической грушей для битья. Это мог оказаться самый крупный провал в истории кино.
Трехчасовой декабрьский релиз без больших звезд
Перспективы успеха "Титаника" были связаны не только с трудностями производства. В первоначальном предложении Кэмерона компании Fox была оговорка, что фильм будет длиться три часа, что обычно вызывает недовольство студий и, в частности, кинопрокатчиков. С чисто финансовой точки зрения, кинотеатры не могут планировать много показов в один день из-за такой продолжительности, что в конечном итоге сокращает количество продаваемых билетов. Бюджет фильма вырос до такой степени, что Paramount и Fox попросили Кэмерона сократить продолжительность "Титаника" в надежде выжать больше денег из дополнительных показов. В очередной раз осознав, что его спонсоры находятся между молотом и наковальней, режиссер отказался, и "Титаник" продлился 194 минуты. Чтобы окончательно успокоить своих продюсеров, Кэмерон отказался от своей зарплаты и процентов.
Фильм также столкнулся с потенциальными финансовыми трудностями из-за отсутствия звездного состава. Возможно, некоторым трудно вспомнить время, когда Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет не были звездами из списка "А", и хотя в актерский состав "Титаника" входили такие известные актеры, как Билл Пэкстон и Кэти Бейтс, в ансамбле фильма не было ни одного исполнителя, имеющего репутацию особо доходного. В 1997 году Ди Каприо, безусловно, находилась на подъеме благодаря таким фильмам, как "Ромео + Джульетта" и "Что гложет Гилберта Грейпа", последний из которых принес ему первую номинацию на премию "Оскар", но он не достиг бы международного признания, пока зрители не увидели его в фильме Кэмерона. Кейт Уинслет была еще менее узнаваемым именем, снявшись в небольшом количестве фильмов до своей звездной (и номинированной на "Оскар") роли Роуз. Похоже, Кэмерон ставил не эмоциональную привязку зрителей к актерам, а на масштабность истории.
Отложив первоначальную дату выхода, "Титаник" дебютировал 19 декабря 1997 года. За прошедшие годы идея выпуска фильмов-блокбастеров вне обычно напряженного летнего киносезона претерпела значительные изменения. После выхода в прокат таких любимых фанатами франшиз, как "Властелин колец", "Гарри Поттер" и, совсем недавно, "Звездные войны", в течение нескольких лет после выхода фильма Кэмерона, декабрь оказался финансово выгодным месяцем для претендентов на блокбастеры. Однако в 1997 году среди участвующих студий, кинопрокатчиков и инсайдеров индустрии бытовало мнение, что декабрьский релиз "Титаника", которому нужно было собрать большие кассовые сборы, чтобы просто выйти в плюс, был в лучшем случае сомнительной перспективой.
Кэмерон становится королем мира
Появившись в кинотеатрах через неделю после премьеры "Крика 2", собравшего 33 миллиона долларов, и в тот же день, что и "Завтра не умрёт никогда", премьера которого составила 25 миллионов долларов, "Титаник" собрал почти 28 миллионов долларов за премьерные выходные и возглавил кассу. В целом, этот показатель нельзя назвать разочарованием, но беспрецедентное количество денег, потраченных на производство и маркетинг фильма, означало, что его кассовые сборы оценивались через призму необычайно высоких ожиданий. Несмотря на респектабельный, но относительно посредственный дебют "Титаника", его театральные показатели в последующие недели и месяцы вписали новую главу в историю кассовых сборов. Если говорить о сборах в выходные дни, то почти все фильмы получают самые высокие показатели в первые выходные и постепенно сходят на нет с каждым последующим уик-эндом. "Титаник" был и остается аномалией в этом отношении, так как фильм стабильно собирал в пределах первоначального диапазона $25-30 млн. каждые выходные в течение более чем месяца после выхода. Фильм Кэмерона также смог оставаться номером один в отечественном прокате в течение 15 недель подряд, чего не удавалось достичь ни одному фильму с тех пор и лишь однажды до этого - фильму Стивена Спилберга "Инопланетянин".
Завершив свой североамериканский прокат 1 октября 1998 года, "Титаник" стал самым кассовым фильмом на сегодняшний день, собрав 600 долларов на внутреннем рынке и 1,2 миллиарда долларов по всему миру. 23 марта 1998 года, когда фильм все еще оставался королем кассовых сборов более чем через три месяца после выхода, Джеймс Кэмерон получил свою собственную корону в виде трех премий "Оскар": Лучший монтаж, Лучший режиссер и Лучшая картина. В историю вошла его речь за награду за лучшую режиссуру, которую он закончил, взволнованно произнеся три слова: "Я - король мира!".
За последние 25 лет было много сказано о невероятном успехе и наследии "Титаника". С точки зрения ошеломляющих кассовых сборов, фильм получил огромную выгоду от положительного сарафанного радио и повторных просмотров. Люди, получившие мощный эмоциональный отклик, хотели поделиться впечатлениями с семьей и друзьями, а для некоторых зрителей увидеть "Титаник" всего один раз было далеко недостаточно. Многие люди возвращались в кинотеатр на два, три, а в некоторых случаях даже на десять и более сеансов, что в значительной степени способствовало росту популярности фильма на протяжении почти десяти месяцев.
Кроме того, в фильме использовано то, что традиционно и неизменно привлекало кинозрителей на протяжении десятилетий: эскапистский опыт и ощущение грандиозного масштаба. "Титаник" - один из самых ярких примеров способности кино переносить зрителей в другое место и время. Подобно эпикам Сесила Б. ДеМилля и Дэвида Лина, Кэмерон написал широкое и масштабное полотно, а в "Титанике" он использовал все доступные средства и методы, как технические, так и сюжетные, чтобы перенести зрителей на этот роскошный океанский лайнер и дать им возможность пережить его захватывающее буйство и огромную трагедию, которую пережили его пассажиры. Несмотря на то, что шансы изначально (и это вполне объяснимо) складывались против Кэмерона и его группы актеров, съемочной группы и студийных спонсоров, их фильм добился огромного успеха и остается одним из определяющих произведений кинематографа и поп-культуры.
Подписывайтесь на интересный факты о кино:
#титаник #кэмерон #историякино #фильмы1997 #интересныефактыокино #леонардодикаприо #кейтуинслет #джеймскэмерон