Найти тему
Мария К.

Кроссворды на уроках: признание в любви

Оглавление

Духи дедлайнов мучают меня, злые духи дедлайнов мешают мне писать статьи... Но я буду сильнее.

На подходе у меня несколько статей по геймификации, а пока я поделюсь своим любимым инструментом, без которого уже ну никуда.

Что у тебя с кроссвордами?

Я начала делать кроссворды глубокой ночью в первый месяц моей работы в моем первом ЕГЭ-центре - то есть почти сразу после того, как начала преподавать. Тогда я была зеленым трудоголиком, который еще не знал, что можно не искать пересечения вручную, а вбить нужные тебе слова в программку. С тех пор, как дети мне подсказали эту чудесную возможность - процесс было не остановить.

На моем компьютере около полусотни красивых сверстанных кроссвордов, еще часть - сфотографирована на телефон и рисовалась на доске, еще часть - в гуглдоках и на онлайн-досках (любимая - Google Jamboard, я о ней обязательно еще расскажу потом с инструкциями и удобными фишками).

В 2020-2021 году я стеснялась того, что часто приношу детям кроссворды, в 2021-2022 пришло осознание, что глупо стесняться своей визитной карточки, в 2022-2023 году я чувствую в себе потребность делиться.

Теперь, когда вся патетика проговорена, я перейду к делу.

На каких этапах, зачем и для чего можно делать кроссворды?

Для меня кроссворд чудесен своей универсальностью. У меня получалось встроить его куда угодно. Сам по себе он представляет формат, при котором от ребенка требуется помнить ключевые термины, личностей или географические объекты (я историк, поэтому специфика соответствует). При желании можно сделать специальный кроссворд по географическим объектам или личностям - таким образом, формат очень легко подстраивается под самые разные темы - где-то нужно закрепить новые термины, где-то в повествование врывается толпа людей, которых всех и не упомнишь (привет, передвижники),то есть, в целом - это очень удобно.

Почему это удобно в разных форматах?

  • на больших группах (онлайн и оффлайн) помогает то, что ученикам нужно написать (или выкрикнуть, или передать на бумажке) всего одно слово. Это дает возможность ответить быстро, почти одновременно, поэтому не возникает эффекта "я первый сказал". Когда мы работаем на большом вебинарном потоке (на самом "полноводном" моем вебинаре в прошлом году было около 140 человек - "мои" и от заболевшего коллеги), приходится включить долю доверия - вам придется выдохнуть и поверить, что даже пятнадцатый написавший написал это сам. Чтобы снизить эту тревогу, записывая каждое слово, я даю небольшой контекст - напоминаю, про что это, таким образом даже тот, кто подглялел, что-то запоминает.
  • в частной практике в формате репетиторства. Здесь так же, как и в предыдущем случае, у нас есть возможность не просто записать слово, но и проговорить контекст. Один мой кроссворд с ученицей вылился в 10 слайдов онлайн-доски со вставными новеллами, схемами, иллюстрациями и справками. Материал закрепился и запомнился (я проверяла)).
  • оффлайн. Тут есть два красивых варианта - кроссворды на раздатках и кроссворды на доске. Ниже я напишу целую телегу о том, как нарисовать кроссворд на доске и не сойти с ума, но пока я должна сказать, что это элемент визуала и эстетики - он красиво смотрится на доске (разные мелки! разные мелки - наши друзья!), распечатки с кроссвордами в руках вдохновляют и дают возможность выносить заметки стрелочками в разные стороны от задания.
  • онлайн. Дистанционный формат долгое время для меня был загадкой в вопросе применения кроссвордов, но проблему решили онлайн-доски и, самое удобное, - графический планшет (из песни слов не выкинешь). Онлайн-доска должна иметь достаточный арсенал для того, чтобы вставить текст вопросов (или написать его от руки), вставить (или нарисовать) картинку-схему кроссворда и, наконец, редактировать это чуть погодя, так как кроссворд - то задание, которое требует подготовить материал для работы перед занятием (из-за этого, например, не подходит доска сообщений Zoom, так как она запускается вместе с конференцией).

Таким образом, с точки зрения формата, эта штука встраивается куда угодно. Что по этапам урока?

  • разминка, актуализация. Сюда можно ставить кроссворды по предыдущей теме, кроссворды с упором на "общий кругозор" для перехода к теме или кроссворды по "смешным" темам, не имеющим отношения к уроку, но настраивающие на работу (новогодние, рождественские, летние, зимние, спортивные, на хэллоуин вот сейчас как раз можно неделя идет , какие душе угодно)
  • основной ход урока. На этом этапе кроссворд поможет зафиксировать понимание какой-либо темы, особенно сложной теоретической - это способ быстро "схватить" нужные термины и "выжать воду". Когда вы работаете по "перевернутому классу" - кроссворд это вообще милое дело, потому как им очень легко проверить, что ученики запомнили из теории.)
  • подведение итогов. Кроссворд - это своего рода "выжимка" терминов, имен и географических объектов со всего урока, поэтому он легко встраивается в конец занятия и становится итоговым заданием.
  • контрольные и проверочные. Мухаха! Зато дети не так вас ненавидят, все еще пищат, но делают с большим энтузиазмом, чем открытые вопросы или "датники" в истории.

Важной вещью, которой я должна поделиться, будет тайминг. Практика показывает, что кроссворд можно и решить очень быстро, и растянуть на час, это, конечно, зависит от уровня ребенка (один мой ученик "сжирал" подборки, рассчитанные на пол-урока, за 15 минут, негодяй), от степени подробности разбора и массы других факторов, включая ваше личное состояние. Но, тем не менее, могу сказать, что средний темп решения кроссворда на 6-8 слов с детским коллективом с разбором на доске и умеренными комментариями к каждому слову составляет 10-15 минут.

Как ввести и реализовать?

Первым делом нужно сказать, что кроссворд любит однозначность. Самые неудачные мои кроссворды - это те, где я брала в качестве загаданных слов какие-либо расплывчатые характеристики ("неоднозначность", "непротиворечивость" и другие). Самый хороший вариант - устоявшиеся термины или части устойчивых словосочетаний - их можно показать пропусками в словосочетании или предложении, например - "В XVIII веке в Англии начинается ... переворот" (промышленный, это достаточно устоявшееся словосочетание, кочующее из одного федерального учебника за 8 класс в другой).

В реализации лично мне вот уже который год помогает один и тот же сайт - https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html . Эта статья - отражение личного опыта, поэтому я оставлю только его, но верю, что, если погуглить, можно найти массу таких сайтов. Алгоритм рассчитан максимум на 20 слов, он берет их без исправлений, поэтому все опечатки или случайно просочившиеся косвенные падежи останутся на нашей совести. Зато сайт выдает целую массу схем, что очень удобно в вопросах расположения на доске - я подбираю схему, вытянутую более по вертикали или, наоборот, по горизонтали, в зависимости от того, как я вижу себе план доски или макет подборки заданий.

Ну и, наконец, мое любимое...

Как нарисовать кроссворд на доске и не сойти с ума?

Если вы будете рисовать кроссворд на доске пустыми клеточками со схемы - вы рехнетесь. Я предупредила. Я пробовала, не повторяйте моих ошибок!

Поэтому у меня есть целая "поэтапка", которую я отфотографировала еще прошлой осенью и вот, наконец, делюсь.

1) Первым делом, когда мы беремся за кроссворд, нам поможет сфотографировать (или заскринить) схему с сайта, которую мы выбрали для задания. Зачем это нужно? Сайт предлагает уже заполненные схемы, поэтому вы сразу видите, где какое слово - а это очень полезная опция, она сейчас сыграет нам на руку.

Вот такое фото нашла у себя в телефоне
Вот такое фото нашла у себя в телефоне

2) Когда схема перед глазами, можно переходить на доску. Самым удобным вариантом будет сначала написать буквы с пересечениями, и именно для этого нужно было фото самой схемы - в противном случае, ваш "пустой" кроссворд придется сначала заполнить, чтобы воспользоваться этим способом перенести его на доску.

Вот так выглядит итог первого этапа рисования кроссворда на доске
Вот так выглядит итог первого этапа рисования кроссворда на доске

3) На третьем этапе кроссворд обрастает границами и цифрами. Если вы сфотографируете итог этого этапа, то цифры могут быть абсолютно любыми, поэтому не пугайтесь, если вы хотели "усложнения" и "отсылок" внутри самого задания, а алгоритм поставил цифры в другом порядке - это очень легко изменить.

4) Наконец, почти все готово - можно стирать буквы и перед нами останется пустой кроссворд, который можно решать с детьми на доске (вызывать их к ней, например, мухаха)

Красавец готов к работе!
Красавец готов к работе!

Далее, работая с кроссвордом, я держу в руках распечатку (иногда этот документ не получается успеть напечатать и я читаю его с телефона) или написанные от руки вопросы. Алгоритм выстроен примерно так - прочесть вопрос, собрать (безоценочно) 5-7 правильных ответов, если вы работаете с группой, подтвердить догадки, вписать слово в клеточки и напомнить параллельно контекст, в котором оно появлялось на наших занятиях.

Напоследок: смешное, страшное, невошедшее.

1. Дважды я смогла "сломать систему" - программка, составляющая кроссворды, не нашла нужного количества пересечений, долго висела и в итоге выдала сообщение об ошибке и невозможности составить кроссворд из этих слов.

2. Один раз, опаздывая, я поручила ребенку из группы нарисовать кроссворд до моего прихода, но по очевидным причинам удобный способ я ему предложить не могла. Бедолага пару раз осчитался с буквами и выслушивал подтрунивания лучшего друга из той же группы)

3. Когда я использую кроссворд с новой группой впервые - я завешиваю его листами А4. Детские реакции "штотам, штотам, там карта, скажите, ну штотам" - бесценны)

4. Завесить листами - еще и хороший способ закрыть кроссворд, который вы не успеваете доделать при условии, если занятие позволяет доделать его потом и дать детям (сдвоенный урок с переменой, где можно всех выгнать из кабинета или отключить от трансляции, переворачивающаяся или закрывающаяся доска).

Любите ли вы кроссворды так, как их люблю я?

Любимая меловая доска! Тут даже видно заметки-комментарии к ответам
Любимая меловая доска! Тут даже видно заметки-комментарии к ответам