Покупатели со всего мира, Музеи США и корейские коллекционеры увеличили рост продаж Paris+par Art Basel, но большая толпа посетителей помешала этому.
«Я не говорил по-французски до двух дня в день открытия», — сказал один владелец галереи. «Там были музеи и коллекционеры со всего мира. Это не было похоже на парижскую ярмарку», — добавила Фабьен Леклерк, директор галереи In Situ Fabienne Leclerc. Большинство дилеров на ярмарке согласны с тем, что VIP-сеть Art Basel изменила правила игры для Парижа, привлекая новых клиентов. Было много новых европейских коллекционеров, но были именитые директора нескольких музеев США, от Музея современного искусства в Нью-Йорке до Художественного института в Чикаго. Были коллекционеры высокого уровня, от Рубеллов до Гарри Б. Маклоу, который продал свою огромную коллекцию на Sotheby's, чтобы урегулировать свой развод, и американские консультанты по искусству, которых давно не было на парижской сцене, в том числе Лиза Шифф, Эбигейл Ашер и Барбара Гуггенхайм. Также присутствовало много азиатских коллекционеров и консультантов, причем большинство – корейские специалисты.
Единственным недостатком открытия была толпа. «Большое количество людей тормозило продажи, и не было возможности посидеть и пяти минут с коллекционерами в день открытия. На VIP-открытии должно было быть меньше гостей», — сказала Самия Саума, директор Max Hetzler Gallery. После короткого тура по экспозиции, некоторые коллекционеры, у которых были сомнения относительно работ, вернулись на следующий день. «Я увидел несколько прекрасных произведений искусства с динамичной презентацией. Качество участников было невероятным», — заметил коллекционер Ален Серве.
Галерея Макса Хетцлера выставила великолепный монументальный гобелен Гленна Брауна в проходе, который только что был соткан во французском городе Обюссон (известном своими гобеленами), что являлся первым подобным изделием художника. «Цена (гобелена) в 350 000 долларов более доступна, чем его картины из той же серии, которые стоят 2 миллиона долларов», — говорит Саума. В галерее были проданы работы Джулии Андреани, номинированной на премию Дюшана 2022 года, и дуэта Иды Турсич Вилфрид Милле. Галерея Zeno X продала работы Муниры Аль Сол менее чем за 30 000 евро коллекции Дубая и Художественному институту Чикаго, а произведение Марлен Дюма — британскому коллекционеру примерно за 400 000 евро. Вчера Пейс продал работу Роберта Мазервелла за 6,5 миллиона долларов, Дэвида Цвирнера и Джозефа Альберса за 1 миллион долларов, а Альмине Реч и Скотта Кана примерно за 1,2 миллиона долларов.
Конечно, Париж не такой большой, как Базель. На ярмарке не хватает такого же количества миллиардеров США, тех, кто, вероятно, приобретет Пикассо и Бэкона, привезенных Аквавеллой, за несколько десятков миллионов долларов. Вчера они все еще были доступны на стенде нью-йоркской галереи, впервые представленные на ярмарке во Франции, поскольку издание FIAC в том числе сделало акцент на современное искусство.
«Было бы ложью сказать, что все лучше, чем на FIAC», — сказал один из выставлявшихся. «В прошлом году мы также очень хорошо продавались и там. Конечно, здесь лучшая организация, лучший выбор галерей и коллекционеров». Как и в Базеле этим летом, решения о покупке кажутся менее импульсивными, чем в прошлом. «Рынок очень силен, как и цены», — говорит европейский коллекционер. «Большая часть активности происходит во время предварительного просмотра, а также после ярмарки», — отмечает Саумия.
Галерея Дэвида Кордански распродана, а большие картины Хилари Песис оценены в 150 000 долларов. «Я прибыл слишком поздно для покупки этого художника, который на данный момент входит в топ-50 самых разыскиваемых. «Я очень терпелива, я буду ждать ее выставки в марте следующего года», — признается коллекционер Стефани Фрибур.