21,7K подписчиков

The MOODY BLUES без «Ночей в белом атласе» (мой личный ТОП-12)

1,7K прочитали
Моё знакомство с британской прог-рок-группой The MOODY BLUES складывалось непросто.

Моё знакомство с британской прог-рок-группой The MOODY BLUES складывалось непросто. Их знаменитую песню «Nights in White Satin» («Ночи в белом атласе») я нашёл очень давно - на каком-то сборнике рок-баллад - и сразу полюбил. Интернета тогда не было, поэтому долгое время «Ночами» всё и ограничилось. Только во второй половине 90-х я достал какой-то "пиратский" болгарский CD под многообещающим названием «Greatest Hits», но он меня... совсем не зацепил.

Вторую попытку я совершил лишь спустя несколько лет, скачав с легендарного (и давно заблокированного) сайта musicmp3.spb.ru другой сборник The MOODY BLUES - причём не официальный, а некую авторскую подборку. И вот она-то оказалась настолько хороша, что я тут же ознакомился со всей дискографией группы. С тех пор два десятка песен УНЫЛЫХ БЛЮЗМЕНОВ прочно обжились в моём плей-листе.
А так, как у нас The MOODY BLUES многие знают только по «Ночам в белом атласе» (о которых можно прочесть
здесь), я решил восстановить справедливость и представить вашему вниманию подборку теперь уже моих любимых песен. начала я хотел выстроить их в порядке, так сказать, потенциальной привлекательности (например, начать с «A Simple Game» и «Melancholy Man»). Но потом решил не нарушать логику повествования и идти по хронологии...

Моё знакомство с британской прог-рок-группой The MOODY BLUES складывалось непросто.-2

«It Ain’t Necessarily So» (1965)

В прошлой статье я уже упоминал, что The MOODY BLUES стали прог-рок-группой далеко не сразу. Дебютный альбом — «The Magnificent Moodies» (1965) — почти полностью состоял из ритм-энд-блюзов и на 80% — из каверов. Кроме того, тогда в группе ещё не было ни Джастина Хейворда, ни Джона Лоджа, а основным вокалистом выступал Денни Лейн. Именно он исполнил ударный хит альбома — «Go Now» (кавер на песню Бесси Бэнкс 1964 года), который попал на самую вершину британского топа.

Моё знакомство с британской прог-рок-группой The MOODY BLUES складывалось непросто.-3

Однако я хочу поговорить о другой песне с «The Magnificent Moodies», которая мне понравилась на дебютнике больше прочих. Речь идёт о ещё одном кавере — «It Ain’t Necessarily So». Он был взят взят прямиком из знаменитой оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс».

Сегодня — «Порги и Бесс» — железобетонная классика. Однако в середине 1930-х годов поставить на сцене историю из жизни чернокожих американцев оказалось нелегко. Например, «Метрополитен-опера» соглашалась предоставить площадку лишь при условии, что все роли будут играть белые актёры, которых выкрасят в тёмный цвет. Гершвин посчитал, что подобное предложение не только унижает негритянскую расу, но и превращает само произведение в карикатуру. С другой стороны — часть афроамериканцев тоже была недовольна тем, что о их жизни будет рассказывать какой-то белый.

Джордж Гершвин.
Джордж Гершвин.

Постановка «Порги и Бесс» состоялась в 1935 году и не снискала коммерческого успеха. Однако Гершвин был уверен, что со временем его оперу оценят, и в итоге оказался прав. Впрочем, отдельные песни из «Порги и Бесс» стали разбирать на хиты практически сразу (чего стоит одна колыбельная «Summertime»!). К таким песням относился и блюз «It Ain’t Necessarily So» («Это не обязательно так»), слова к которому (как и всё либретто) написал брат Гершвина — Айра.
По сути, это была язвительная критика «Библии» — по крайней мере, её буквального истолкования. Мол, как это тщедушный Давид сразил гиганта Голиафа, а Иона три дня прожил в чреве кита? Видимо, Айра не случайно вложил эти слова в уста циничного и подлого наркодиллера — Спортинга Лайфа (зачем лишний раз раздражать религиозное сообщество?).

Из перевода Светланы Артепалихиной:
https://soundtrack.lyrsense.com/porgy_and_bess/it_aint_necessarily_so
Мафусаил жил девятьсот лет,
Примерно, но кто считает это жизнью,
Когда нет девушки, что уступит
Мужчине, которому девятьсот лет?
…Да! Это не обязательно так,
Это не обязательно так.
Вашим детям говорят,
Что дьявол — злодей.
Но это не обязательно так...

В оригинальной постановке 1935 года «It Ain’t Necessarily So» исполнял Джон Бабблс, а в фильме 1959 года — Сэмми Дэвис-младший.

Среди других исполнителей можно вспомнить Бинга Кросби, Бобби Дарина, Арету Франклин, Пегги Ли, BRONSKI BEAT (версия последних в 1984 году заняла 16-е место в британских чартах). А на Универсиаде 1991 года инструментальная версия «It Ain’t Necessarily So» сопровождала выступление российской гимнастки Натальи Лащёновой.
Однако я до сих пор отдаю предпочтение более неторопливому и блестяще аранжированному каверу The MOODY BLUES. Кстати, это была первая (но, отнюдь, не последняя) песня, которую спел флейтист группы — Рэй Томас.

После появления в группе Хейворда и Лоджа группа резко изменила творческий подход и стала одной из предтеч прогрессивного рока - довольно сложного жанра, где традиционный рок-н-ролл и блюз сливались с другими музыкальными стилями. Прог-рок-группы, как правило, использовали нетипичные инструменты,а также экспериментировали с формой и ритмикой произведения. Например, визитная карточка The MOODY BLUES - «Nights in White Satin» (1967) - была записана с использованием целого симфонического оркестра. Песня стала хитом, и группа решила продолжать в том же духе...

«A Simple Game» (1968)

Странно, но The MOODY BLUES сделали всё, чтобы эту замечательную песню, написанную клавишником Майком Пиндером, никто не заметил. В альбом её включать не стали и издали только на задней (т.е. неважной) стороне сингла «Ride My See-Saw».

Возможно, песня так бы и прозябала в безвестности, если бы не инициатива продюсера группы — Тони Кларка. Случилось так, что в бывшем лондонском офисе The MOODY BLUES разместилась штаб-квартира американского «чёрного» лейбла «Motown», музыку которого Кларк очень ценил. Поэтому, когда Лондон навестили подопечные «Motown» — знаменитый вокальный квартет The FOUR TOPS, продюсер тут же подкатил к парням с предложением записать новую версию песни «A Simple Game» («Простая игра»).

Квартету песня понравилась — тем более, что в устах чернокожих слова про освобождение и самореализацию приобретали дополнительный смысл.
The FOUR TOPS не только записали песню в своей экспрессивной манере, но и сняли на неё видеоролик, где четвёрка выезжала на сцену в чёрном ретро-автомобиле.

В 1971 году версию квартета издали на сингле, который заслуженно занял 3-е место в британском хит-параде. Через год сингл переиздали в США, но там его успех был скромнее — 34-е место в ритм-энд-блюзовом чарте и всего 90-е — в Национальном.
После этого опомнились и The MOODY BLUES. «A Simple Game» стали включать бонусом в переиздания альбома «In Search of the Lost Chord». Тем не менее, многие слушатели до сих пор связывают эту песню с The FOUR TOPS. Кстати, в 2016 году свой кавер на «A Simple Game» выпустил ещё один легендарный чернокожий певец — Билли Оушен.

«So Deep Within You» (1969)

В 1969 году The MOODY BLUES находились на пике своих творческих сил и популярности. Об этом свидетельствует тот факт, что они смогли за год издать целых два альбома — причём очень успешных. «On the Threshold of a Dream» добрался до самой вершины британского топа, а «To Our Children’s Children’s Children» занял 2-ю позицию.

Моё знакомство с британской прог-рок-группой The MOODY BLUES складывалось непросто.-5

Надо сказать, что группа ещё с 1967 года делала ставку именно на альбомы, которые создавались, как цельные концептуальные «полотна», а треки нередко сменяли друг друга без разделительных пауз. В рок-музыке вообще наступила «альбомная» эпоха и наиболее амбициозные группы не сильно заморачивались выпуском синглов.

Вот и альбом «On the Threshold of a Dream» отметился только одним синглом — да и тот в британский хит-парад не попал. Несмотря на то, что заглавной песней сингла выбрали «Never Comes the Day», я бы выделил «заднюю» композицию — с двусмысленным названием «So Deep Within You» («Так глубоко внутри тебя»). Эта песня Майка Пиндера передавала любовное томление человека, который тоскует, находясь в разлуке со своей девушкой. Несмотря на то, что эта разлука вынужденная и временная, в музыке царит весьма нервозное настроение.

Автор перевода — sm57:
https://en.lyrsense.com/moody_blues/so_deep_within_you
…Фимиам любви удерживается, он никогда не ослабевает.
Как и ты, я жду нашего особого дня.
И теперь я одинок, я хочу почувствовать любовь,
Глубоко внутри тебя.
Моя любовь горит, подобно лесному пожару,
Мое сердце тоскует, я чувствую горячее желание.
И теперь я одинок, я хочу прикоснуться к огню
Глубоко внутри тебя...

«So Deep Within You» стала второй песней The MOODY BLUES, на которую записал кавер квартет The FOUR TOPS. Правда такого успеха, как «A Simple Game» он не имел.

«Dear Diary» (1969)

А вот этот трек с альбома «On the Threshold of a Dream» никогда синглом не выходил. Зато его страстно полюбили поклонники группы.
Написал и спел песню флейтист Рэй Томас, а её название — «Dear Diary» («Дорогой дневник») — это расхожее обращение в подростковых дневниковых записях, которым доверяли свои самые сокровенные мысли и тайны. Песня представляла собой мизантропическую балладу от лица человека, который боится людей и всего того, что они творят за стенами его дома. Судя по последним строчкам («Кто-то сегодня взорвал водородную бомбу…»), боится не зря…

В 2011 году участники проекта Moody Bluesgrass переиграли «Dear Diary» в кантри-стиле «блюграсс». Кстати, для этого кавера Рэй Томас лично записал партию флейты.

«Lazy Day» (1969)

Совершенно другое — расслабленное и довольное — настроение царит в другой песне Томаса — «Lazy Day» («День безделья»). Она полностью посвящена незатейливым радостям выходного дня, когда можно посмотреть телевизор, до отвала наесться и вдоволь подремать. И ещё – этой песне очень удобно подпевать хором…

«Out and In» (1969)

Переходим ко второму альбому 1969 года — «To Our Children’s Children’s Children» («Детям детей наших детей»). Барабанщик Грэм Эдж объяснял это название так:

«Человек только что отправился на Луну, и мы думали об альбоме как о капсуле времени, где запечатлены наши мысли и чувства о жизни в такую выдающуюся эпоху».
Моё знакомство с британской прог-рок-группой The MOODY BLUES складывалось непросто.-6

На альбоме действительно господствовали космические темы и образы — правда, поданные с изрядной долей эзотерической романтики. Ярким примером этого является композиция Майка Пиндера и Джона Лоджа — «Out and In» («Снаружи и внутри») — ещё один замечательный b-side (на этот раз — с сингла «Watching and Waiting»).
Насколько я понял, посыл этой песни заключается в том, что, наблюдая чудеса «внешнего» космоса, мы должны обратиться и к космосу «внутреннему». Похожую мысль мы слышим в другой песне Пиндера с того же альбома альбома — «Sun Is Shining» (
«Открой своё сердце Вселенной, частью которой мы являемся…»).

«Gypsy» (1969)

Не все космические треки The MOODY BLUES были столь оптимистичны. К исключениям можно отнести «Gypsy» («Цыган») — самую энергичную и известную песню с альбома «To Our Children’s Children’s Children».
Под «цыганом» здесь подразумевался астронавт, «кочующий» по бескрайним просторам Вселенной. По содержанию же песня отдалённо напоминала композицию Дэвида Боуи «Space Oddity». Только если у Боуи майор Том добровольно отказывается возвращаться на Землю, то герой «Gypsy» просто потерялся в этом бесконечном царстве тьмы и холода.

«Tortoise And The Hare» (1970)

Следующий альбом The MOODY BLUES — «A Question of Balance» — был уже не столь концептуален, как предыдущий, и затрагивал самые разные темы.
Например, название песни «Tortoise And The Hare» отсылает нас прямиком к басне Эзопа о соревновании в беге между Черепахой и Зайцем. Заяц быстро оторвался от Черепахи и, уверенный в своём превосходстве, решил вздремнуть прямо посередине гонки. Проснувшись, он неожиданно увидел, что его конкурентка не сошла с дистанции и в итоге первой доползла до финиша. Мораль сей басни проста — упорство и постоянство могут победить даже в неравной схватке, если соперник слишком легкомысленный и самоуверенный.

Собственно об этом поёт в своей песне басист Джон Лодж. Однако, судя по всему, его Черепахе приходится очень нелегко. Недаром подбадривающий рефрен «Всё в порядке, всё в порядке…» странно сочетается с тревожным параноидальным ритмом.

«Melancholy Man» (1970)

Непонятно, почему эту «жемчужину» альбома «A Question of Balance» так и не издали на сингле. Как по мне, у песни «Melancholy Man» («Печальный человек») были все шансы стать коммерческим хитом.
Это одна из самых красивых баллад в творчестве The MOODY BLUES наряду с «Nights in White Satin». И уж точно одна из самых тоскливых песен в мировой рок-музыке. Текст, звон гитары, заунывный хор, мрачные звуки меллотрона — просто вытягивают из вас всю душу. Но даже в такую песню Майк Пиндер привнёс долю надежды — пусть и с несколько «апокалипсическим» оттенком.

Автор эквиритмичного перевода — Марианна Мальцева:
https://en.lyrsense.com/moody_blues/melancholy_man
…Когда все звёзды вниз падут,
Моря и землю сотрясут,
И злые крики ветер распылит,
Луч света мысли прояснит,
И вспомнишь ты, что говорил
Любой мудрец, что посещал сей мир.
Другой, кого увидим мы,
Он будет словно я и ты,
Но он пока не чувствует, как мы.
Вся жизнь его — тоска и боль,
Он не такой, как мы с тобой.
Ещё не видит он, что видим мы.

«The Story In Your Eyes» (1971)

«История в её глазах» — наверное, вторая по известности песня The MOODY BLUES после «Ночей в белом атласе». По броскому гитарному риффу нетрудно догадаться, что сочинил её гитарист Джастин Хейворд.

Моё знакомство с британской прог-рок-группой The MOODY BLUES складывалось непросто.-7

Текст «The Story In Your Eyes» снова представлял собой смесь страха и надежды: страха по поводу будущего и надежды построить лучший мир.
Фанаты группы трактовали содержание песни по-разному. Одни считали, что это просто завуалированная лирика — о любви, способной выдержать испытания временем. Другие полагали, что речь идёт о «конце времён», когда человечеству удастся переродиться (
«из пепла мы можем построить другой день…»).

«The Story In Your Eyes» стала единственным синглом с альбома «Every Good Boy Deserves Favour» и смогла добраться до 23 места американского хит-парада.

«I’m Just A Singer (In A Rock And Roll Band)» (1972)

К сожалению, творчество The MOODY BLUES постепенно выдыхалось, становясь всё мнее интересным. Это видно уже по синглу с альбома 1972 года «Seventh Sojourn».
Например, «лицевая» песня с говорящим названием «I’m Just A Singer (In A Rock And Roll Band)» («Я просто певец в рок-группе»), написанная Джоном Лоджем — звучала уж слишком стандартно для этой необычной группы (хотя лично мне она всё равно понравилась). Понравилась она и в США, где сингл имел даже бОльший успех (№12), чем в родной Англии (№36). После выпуска этого сингла музыканты группы решили взять перерыв и заняться сольными проектами.

«The Voice» (1981)

Лишь в 1978 году The MOODY BLUES вернулись на сцену с новым альбомом «Octave». К этому времени Пиндер уже сменил знаменитый меллотрон на более современный синтезатор, но лучше от этого не стало. Несмотря на то, что пластинка показала хорошие результаты (№6 в Британии, №9 в США), мне она совершенно не понравилась.
Тем не менее, группа успешно вписалась в звучание «новой волны» и вплоть до 1990-х годов прекрасно себя чувствовала в чартах — в том числе сингловых. Например, песня 1986 года «Your Wildest Dreams» достигла 10-го места в США (третий по успешности сингл группы за их карьеру).

К сожалению, лично я могу выделить из этого периода, разве что, песню «The Voice» («Голос») с альбома 1981 года. О смысле песни судить не берусь, поэтому просто приведу её перевод.

Автор перевода — sm57:
https://lyrsense.com/moody_blues/the_voice_mb
Ты не возьмешь меня обратно в школу?
Мне нужно выучить золотое правило*.
Не хочешь ли ты сказать откровенно?
Мне нужно услышать это еще раз.
О-о, ты не скажешь мне снова?
О-о, ты чувствуешь это?
О-о, ты не скажешь мне снова сегодня вечером?
Каждое сердце, по-видимому,
Ограничено миром грез.
Каждый восход солнца
Встречается отшельником.
Потому что в океане жизни, моя любовь,
Так много бурь, мы должны быть выше.
Ты слышишь зов души?
Как он перенесся сквозь волны.
Ты уже совершаешь грех.
Он зовет тебя обратно получить по заслугам.
И песня, которая проходит насквозь.
Ты уже совершаешь грех.
Тот, кого она зовет, это ты.
Пообещай, дай клятву
И доверься своим чувствам, теперь легко,
Пойми голос внутри
И почувствуй уже начинающиеся изменения.
.................................................
ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА:
* - "Золотое правило" - наставление Иисуса, которое учит обращению с другими людьми: "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7:12; Лк. 6:13; ср. Тов. 4:15).

На этой песне я и закончу свой затянувшийся (но далеко не исчерпывающий) хит-парад The MOODY BLUES.

***

Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...

И ЕЩЁ! Желающие поддержать мой канал (а в нынешнее время это немаловажно) могут сделать это, использовав следующие платёжные системы:
- ЮMoney:
410014962342629
-
Сберкарта «Мир»: 2202203636216329
-
WebMoney (долларовый кошелёк): Z661808383457.

Автор: Сергей Курий

См. также: