Найти в Дзене
Историческая заметка

Как выглядел карантин на древнем российском Кавказе

Если вы думаете, что карантинные меры в вашей стране строгие, приезжайте в североосетинское село Даргавс. Во времена чумы местные жители вынуждены были переселяться в местный некрополь... часто навсегда. В Гизилдонской долине в Северной Осетии происходит гораздо больше событий, чем в соседних регионах. Большинство туристов едут туда с одной очень конкретной целью: посетить некрополь возле деревни под названием "Даргавс". Его каменные гробницы, которых насчитывается чуть менее 100, служили древним осетинским семьям последним пристанищем на пути в загробный мир. Некоторые из тел покоятся в гробах в форме лодки, что наводит археологов на мысль, не верили ли здешние люди, что прохождение через подземный мир означает пересечение духовной реки. Близлежащая башня, которая сама медленно разрушается, смотрит на холм и придает этому месту меланхоличность. Хотя поначалу это место может показаться идеальным, чтобы забыть все свои заботы о COVID-19, путешественникам, убегающим от мыслей о вирусе, н
Оглавление

Если вы думаете, что карантинные меры в вашей стране строгие, приезжайте в североосетинское село Даргавс. Во времена чумы местные жители вынуждены были переселяться в местный некрополь... часто навсегда.

В Гизилдонской долине в Северной Осетии происходит гораздо больше событий, чем в соседних регионах. Большинство туристов едут туда с одной очень конкретной целью: посетить некрополь возле деревни под названием "Даргавс".

Его каменные гробницы, которых насчитывается чуть менее 100, служили древним осетинским семьям последним пристанищем на пути в загробный мир. Некоторые из тел покоятся в гробах в форме лодки, что наводит археологов на мысль, не верили ли здешние люди, что прохождение через подземный мир означает пересечение духовной реки. Близлежащая башня, которая сама медленно разрушается, смотрит на холм и придает этому месту меланхоличность.

Хотя поначалу это место может показаться идеальным, чтобы забыть все свои заботы о COVID-19, путешественникам, убегающим от мыслей о вирусе, не повезло. Как выяснилось, Некрополь Даргавса когда-то служил древним карантинным пунктом.

Заключение в тюрьму лиц, зараженных холерой

Станислав Казанов/discoverynn.ru
Станислав Казанов/discoverynn.ru

Гробницы уже давно стоят на холме (даты не подтверждены, но некоторые считают, что первые были построены между 14 и 16 веками) как памятник древним осетинам (или, в зависимости от того, кого вы спросите, ингушам). Однако, когда в 18 веке на этот регион обрушилась волна чумы (скорее всего, холеры), местные жители нашли им новое применение. Поскольку карантин стал вопросом жизни и смерти, богатые семьи начали строить сооружения для размещения своих больных. Те, кто был беден и заражен, отправлялись в Даргавс, чтобы жить среди гробниц.

По одной из легенд, сами гробницы были вдохновлены карантином... вместе с проклятием ведьмы.

Истории рассказывают, как мужчины в деревне начали драться из-за красивой женщины, которая таинственным образом появилась однажды в Даргавсе. Они оставили свою работу незаконченной, чтобы искать способы сделать ей предложение руки и сердца, и в итоге убили друг друга на дуэли за право на ее руку. Даже взрослые потеряли голову, когда увидели ее. Местные женщины, возможно, со злости, называли ее колдуньей, а мужчины в конце концов убили ее, чтобы убедиться, что только Бог может обладать ею.

Станислав Казанов/discoverynn.RU
Станислав Казанов/discoverynn.RU

К сожалению, вскоре после этого на долину обрушилась чума - возможно, в наказание за их грех. Даже земля отказывается принимать новых смертных. Затем над землей стали возводить гробницы, что привело к строительству первых гробниц, которые существуют и по сей день.

Сооружения имеют низкие проемы, напоминающие окна, куда обычно переносят тела для их последнего упокоения. Жертвы холеры XVIII века пролезали через эти входы внутрь, а затем ждали, пока их родственники принесут им еду. Поскольку в те времена не существовало лекарств от многих видов чумы (не говоря уже о вакцинах), люди жили среди костей, пока не становились их частью. Некоторые гробницы имеют колодцы в передней части - местная легенда гласит, что если опустить монету внутрь и она ударится о камень по пути вниз, то есть большая вероятность, что погребенные души попадут на небеса. Для большинства людей это был единственный выход.

Как выглядит современный карантин

Станислав Казанов/discoverynn.RU
Станислав Казанов/discoverynn.RU

Поэтому, если вы нервничаете из-за карантинных мер в вашем городе, представьте, что было бы, если бы вы родились в Осетии в 18 веке. Никаких цифровых пробелов, никаких тестов на антитела, и уж тем более никакого Netflix, который поможет вам убить время.

Люди здесь, похоже, принимают эпидемии, старые и новые, без паники. В долинах мало транспорта, особенно в связи с сокращением туризма. Однако люди продолжают считать, что вирус находится где-то "там". Возможно, в Москве или в соседнем Владикавказе. Здесь вы увидите очень мало масок, а мужчины по-прежнему пожимают руки при встрече (в России женщины делают это реже). Относительный порядок остается неизменным - подойдите к некрополю, и вам все равно придется заплатить 100 рублей, чтобы попасть внутрь. По крайней мере, пока кассир не уйдет в отпуск или не закончит свою смену. После этого им вообще все равно, куда вы пойдете.

Спокойный подход к вопросам национального здравоохранения (какими бы проблематичными они ни были) является признаком того, что Долина видела, как "апокалипсис" приходит и уходит слишком много раз, чтобы считать.

Как Кавказская республика вошла в состав России

Джош Надо
Джош Надо

Официальное название региона - Республика Северная Осетия-Алания, где Алания обозначает древнюю империю, о происхождении которой заявляют осетины. Ислам Сасиев, директор музейного комплекса некрополя, говорит, что близлежащая река Кизилка получила свое название (в переводе с местного языка - "красная") "вероятно, после битвы между аланскими войсками и татаро-монгольским войском в 1395 году". Кровь потекла в реку и сделала ее красной, а побежденная империя уменьшилась до размеров всего нескольких долин. Он продолжал подниматься и падать в ходе сражений с османами, татарами и другими народами, пока в 17 веке не был аннексирован Российской империей. Понятно, почему местные границы воспринимались как подвижные.

Джош Надо
Джош Надо

Недавняя история не была благосклонна к Осетии: она была разделена между Россией и Грузией, когда СССР распался в 1990-х годах, а различные этнические трения (особенно с Грузией и соседней Ингушетией) привели к таким инцидентам, как нападение на школу в Беслане в 2004 году и война с участием Южной Осетии, Грузии и России в 2008 году. Напряженность часто растет, и многие деревни уже давно смирились с периодическими вспышками насилия.

Возможно, именно поэтому Даргавс продолжает играть с воображением: это такой же признак стойкости, как и боли. Он сможет пережить еще один конец света, так же как мы переживем вирус. Возможно, изменился, но и лучше приспособился к новому миру.