Есть у нашей власти такая забава - создавать видимость бурной деятельности, формируя иллюзию решения проблемы, по факту не делая вообще ничего, либо делая много действий, но абсолютно бесполезных для решения вопроса, зато очень полезных для осваивания бюджета.
Также в подобных действиях любят принимать участие околовластные структуры. Разные проектные бюро, консалтинговые компании, институты, комитеты и прочие конторки, самая известная из которых - ВШЭ. Они получают бюджетные деньги за различные экспертные оценки, проекты, заключения и прочую бюрократическую муру.
В теории всё это должно помогать властям решать проблемы наиболее эффективно. Но на деле получается "хотели - как лучше, а получилось - как всегда". И это в лучшем случае. Возможно, что где-то всё это работает как надо, во благо народа, но я в своей жизни подобного не встречал.
К примеру, власти Вологды очень любят сотрудничать с ВШЭ. Притом результат данного сотрудничества выглядит, как минимум, спорно. Недавно так городские власти хотели решить проблему общественного транспорта. Для этого они заказали у Высшей школы экономики выполнить оценку транспортных потоков города. На эти цели было выделено несколько миллионов (а может и десятков миллионов) рублей.
В это время в городе Череповец (это тоже Вологодская область) тратили десятки миллионов рублей на закупку новых автобусов.
Как думаете, в каком из городов лучше работает общественный транспорт?
Но, видимо, власти в Вологде решили, что практика без теории слепа и для решения проблемы нужен серьёзный научный подход. Видимым итогом этих недешёвых изысканий ВШЭ стали два нововведения.
Первое - на перекрёстке улиц Конева-Можайского было решено организовать круговое движение. К этой идее вологжане отнеслись неоднозначно. Кому-то понравилось, но была и масса негативных отзывов. На мой неискушённый взгляд этот перекрёсток стал быстрее и удобнее, но это днём, а не в часы пик. Что там творится по утрам и вечерам - представить страшно, поскольку для полноценного кругового движения там слишком мало места.
Но допустим, что решение было принято верное. Тогда появляется вопрос - а почему городские власти не смогли додуматься до этого сами, не привлекая "маститых" и дорогостоящих экспертов? Или, по мнению чиновников, их функция заключается не разработке решений проблем, а в перераспределении бюджетных средств для всяких "экспертов", которые и должны думать вместо чиновников?
Второй видимый результат работы ВШЭ в Вологде оказался ещё более спорным и странным.
Съёзд с Октябрьского моста в сторону центра - очень проблемное место, поскольку там пересекалось несколько транспортных потоков. Пробки и ДТП стали привычным явлением для этого места.
Проблему пытаются решить уже несколько лет. Предлагали множество вариантов, в том числе сделать ещё одно "кольцо". Но воплощён в жизнь оказался другой - полное изменение схемы движения в центральной части грода, схему которого вы можете видеть ниже.
Сейчас движение по этой схеме запущено. Стало лучше или хуже? Поскольку я не автомобилист, то с этой позиции мне судить сложно. Но что хочется заметить:
пропускная способность улиц не увеличилась;
количество машин не уменьшилось;
зато увеличилась длина пути для части машин, который они должны преодолеть в центре,
увеличилось количество светофоров и регулируемых пешеходных переходов.
Стало ли после такого движение автотранспорта в центре Вологды более быстрым и удобным? Судите сами.
А вот как пешеход могу сказать одно - до нововведений центр города был крайне неудобен для автотранспорта, но довольно комфортен для пешеходов. После нововведений он стал неудобен и для тех, и для других.
Зато кое-кто отчитался об освоении бюджетных средств и создал видимость эффективности.
Спасибо за это ВШЭ и городским властям!