Когда речь заходит об идеологии (сейчас эта тема вновь активно обсуждается), находим немало профессионалов (философов, публицистов, политиков), которые заинтересованы в развитии темы и готовы показать свой проект.
Разыскивать и изучать все возможные предложения, бессмысленно, – пустая трата времени, поскольку все практически похожи, но на двух разработках остановлюсь. Они интересны тем, что при всей своей одинаковости видения проблемы, противоречат друг к другу в подходе.
В таких случаях, всегда себя спрашиваю:
- Какая солидарная идеология может родиться в обществе, если даже её создатели идут разными путями.
Может это и не так, поэтому и хочу подключить для ознакомления вас – моих читателей.
Трудно не узнать стиль и всеохватность мысли Владимира Лепехина. Его минима 2 «Императивы подлинно национальной идеологии» состоит из многих позиций. Покажу лишь некоторые.
Подлинно национальная идеология это:
- Идеология народа как главного субъекта истории, а не элиты или самодержавия.
- Идеология народного большинства, а не группы какого-то меньшинства.
- Идеология цивилизационная, а не имперская.
- Идеология традиционных ценностей, а не модерна или "новой нормальности".
- Идеология реального народовластия, а не либеральной и иной элитарной "демократии" …
Стоп, говорю я себе, дальше продолжать не нужно. Даже первое положение представленной «минимы» (интересно, откуда такое название), понять не могу. Как, к примеру, можно оторвать элиту от народа, и причем здесь самодержавие?
- Кому будет интересно, предлагаю заглянуть в телеграмм-канал «Владимир Лепехин» по ссылке выше и прочесть его миниму (2) полностью. Уверяю, там всё подробно расписано и главное – эмоционально доступно всем.
Правда, ранее, у него была ещё одна минима (1). В заголовке сказано: Интересы сильнее ценностей, право сильнее морали.
- Умиляют идеалисты, полагающие, что мир будет спасён нравственностью. Самой по себе. Надо как бы только призвать всех стать честными, справедливыми и творить исключительно добро… Мир надо спасать не столько молитвами, проповедями и увещеваниями, сколько реальными подвижничеством и борьбой за переустройство общества и систем управления.
Становится всё интереснее. Идём дальше и смотрим другой проект - «Идеология – технология «Нравственность». Проект Сретенского клуба, разработан Алексеем Сафиоллиным, директором института нравственной культуры.
Обращаю внимание только на заключение, где всё становится предельно ясно (с полным содержанием проекта каждый может ознакомиться самостоятельно пройдя по ссылке):
- Всем жителям нашей планеты Земля необходима идеология, которая объединит весь мир.
Завораживает, не так ли? Как сказали бы представители нашей молодёжи – «это круто»! И в качестве такой идеологии нам предлагается – нравственность. Только не подумайте, что имеется в виду та нравственность, работа над которой идёт всю жизнь и становится свойством человеческой души за счет исполнения Заповедей Божьих и Заповедей Блаженств, которые были даны человечеству Спасителем.
- Нравственность, являясь наднациональной, надгосударственной, надконфессиональной, надпартийной категорией, может использоваться любым человеком для определения собственной системы ценностей. Нравственные ценности доходят до любого человека добровольно в силу их привлекательности и универсальности, поддерживаются участием всех граждан в нравственном воспитании и просвещении.
Кто бы спорил, но я – не буду. Нравственность, безусловно, очень важна, вот только когда мне предлагается какая-то глобальная нравственность, да ещё определённый технологический путь её достижения, то сразу хочется куда-то спрятаться и ни с кем не общаться.
- Страшно даже представить себе в каких параметрах может лежать эта самая «собственная система ценностей», которую человек вырабатывает для себя за счет полученной технологическим путём, нравственности. Нам, действительно, предлагается технологический путь. На сайте разработчика всё прописано. Более того, судя по структуре сайта, он имеет президентский грант на создание идеологии.
Может, я и ошибаюсь, но у кого будет желание увидеть своими глазами эту сложно подчинённую конструкцию создания «нравственности» и оценить её, напишите пару строк в комментариях.
Да и потом, разве мы уже не живём в такой системе, когда у каждого своя нравственность. Тогда чего, собственно, добиваются «производители идеологии нравственности» и какое будущее они могут нам предложить
По мне, так это путь в никуда, но никак не в будущее. Поэтому нужно держать эту тему на контроле и максимально обсуждать, чтобы вновь не попасть в дебри, из которых потом не выбраться.