Комедию А.Грибоедова «Горе от ума» не вычеркнули из школьной программы в печальные годы перестройки, как это случилось с произведениями других классиков. Слишком талантлива, смела и правдива. «О стихах я не говорю, половина должна войти в пословицу», – так отозвался А. Пушкин в письме к Бестужеву.
Известная писательница девятнадцатого века Евдокия Ростопчина – её перу принадлежат роман «Счастливая женщина», повесть «Палаццо Форли», так и вовсе решилась написать продолжение комедии. Из-под её пера вышел в свет «Возврат Чацкого в Москву, или встреча знакомых лиц после двадцатилетней разлуки». Своё творение назвала разговором в стихах.
… Писательнице, без преувеличения, удалось заговорить грибоедовским языком. Это отметили многие её современники. Поскольку это так, то и читается разговор в стихах легко, к тому же сюжет захватывает буквально с первой страницы.
Что же обнаружил Чацкий в доме Фамусова после двадцатилетней разлуки в 50-годы девятнадцатого века? То, о чём мог догадаться досужий читатель. Чацкий, с присущей ему аналитическим умом и образованностью, стал писателем. Пишет статьи в журналах. Фамусов с животной хваткой устраивать меркантильные делишки выдал дочь Софью замуж за Скалозуба. Причём с известным домостроевским назиданием – стерпится, слюбится. Скалозуб дослужился таки не только до генеральского звания, но и стал губернатором.
Бессловесного Молчалина Павел Афанасьевич благодаря связям в высшем свете, продвинул по службе. «Он за столом у обер-прокурора! И Станислава ждёт, и метит в сенаторы», – вещает он с достоинством Чацкому. Мало того, сделал опекуном своей вотчины, чем избавил себя от «всякой скуки». Теперь старому греховоднику осталось только волочиться за женой Молчалина полячкой Гедвигой Францовной.
Съезжаются в дом Фамусова гости, и начинает здесь как и прежде царствовать дух сплетен, лжи, наушничества, злобы, зависти, жеманства. «Всех перессорила … поставила вверх дном. Весь город, всю Москву!», – говорит Софья о графине Хрюминой. Сама же занимается тем же.
… Писательница не могла обойти стороной веяние новой эпохи. Это были годы яростных столкновений славянофилов и либералов. Приезжают в дом Фамусова поэт Элейкин, профессор Феологинский, студент Цурмайер. Горячий сыр-бор о судьбах России, о том, куда ей плыть и с кем. Спор, который имеет свои отголоски по день настоящий. Чацкий пытается всех образумить. Вот его монолог, за которым, конечно же, просматривается позиция самого автора произведения:
Поверьте, господа, – я тоже патриот,
Не меньше вас люблю я Русь святую,
Хотя не облекусь в одежду шутовскую,
Чтоб рассмешить на улице народ!..
Но будемте любить не на словах, – на деле,
Не кости мёртвые, не идеал, не миф,--
Но мощную страну, в которой уж созрели
Все силы для добра!..
Да! Все наперерыв
Давайте ей служить, пером, мечом иль словом,
На пашне – мужичок, в поместье – господин,
В сенате и в судах – полезный гражданин!
Забудемте в единодушье новом
И распри детские, и мелочный раздор!..
Как хочет думай всяк, – лишь действуй благородно!
Для блага общего, для пользы всенародной
Составим братский уговор!
«Возврат Чацкого в Москву ...» наделал в обществе много шума. Власть предержащие запретили к постановке и публикации. Произведение разошлось в списках и было опубликовано лишь в 1865 году, спустя семь лет после смерти Е. Ростопчиной.
В настоящее время на нашем киноэкране и по телевидению какой-то белиберды не увидишь! Почему бы российскому кинематографу не обратить внимание на произведение Евдокии Петровны? Ей-ей, оно стоит того.