Все дело в G. Если лень читать, то смотрите видео.
Речь идет не о той загадочной зоне женского тела, а о перегрузках, которые испытывает человеческий организм вовремя полетов на истребителе. Эту перегрузку указывают в единицах стандартного ускорения свободного падения – G.
Для ясности: на Земле человек в состоянии покоя испытывает перегрузку 1G. В состоянии невесомости – 0G. В поднимающемся лифте или при взлете на гражданском лайнере – 1,5G.
6G – гроссмейстерская перегрузка для современного летчика-истребителя. Считается, что когда человек справляется с такой нагрузкой на центрифуге, то у него есть шанс стать летчиком сверхзвукового истребителя.
Заметьте – только шанс, потому что испытания на земле лишь приближенные к реальности в небе.
Например, на виражах и при резком наборе высоты перегрузка на истребителе Gripen достигает 9G.
Пилот сверхзвукового самолета-истребителя типа МиГ 29 переживает перегрузки до 12G.
При положительной перегрузке происходит отток крови от мозга в нижние конечности. Тело тяжелеет, кровь густеет словно расплавленный чугун. От недостатка кровообращения и кислорода мозг дает сбои – импульсы доходят до конечностей медленнее.
Сперва пропадает периферийное зрение – глаза видят только прямо перед собой, как в тоннеле. А затем наступает полная слепота.
Организм начинает бунтовать, потому что распознает происходящее как приближение смерти и в конце концов человек отключается.
Другими словами, для организма пилота истребителя каждый боевой или тренировочный вылет – это маленькая смерть! И только усилие воли заставляет пилота оставаться в сознании, подавлять панику и прочие деструктивные реакции организма и психики.
Кроме колоссальной силы воли, удерживающей сознание, летчику приходится напрягать мышцы ног и кора как при приседании со штангой. Поэтому пилоты кряхтят, словно бодибилдеры в тренировочном зале. Сокращение мышц буквально проталкивает загустевшую кровь вверх – к голове. Все-таки мозг является главным оружием пилота.
Согласитесь, нелегко имитировать приседание со штангой, слушать приказы диспетчера и в то же время управлять самолетом – совершать маневры, следить за приборами и атаковать противника.
Тут немного выручает специальный высотно-компенсирующий костюм, который обжимает тело и препятствует быстрому перетоку крови. Но глаза, уши и мозг остаются незащищенными. Поэтому потеря сознания в полете остается вероятной.
А ведь существует еще и отрицательная перегрузка!
Отрицательная нагрузка значительно опаснее положительной: при резком пикировании кровь стремиться к голове. Здесь никакие меры не помогут – в черепной коробке нет мышц, поэтому он беззащитен. И только кратковременность маневров с отрицательным показателем G позволяет пилоту не умереть от кровоизлияния в мозг прямо за штурвалом.
К слову, космонавты при возвращении на Землю не имеют возможности маневрировать в воздухе, поэтому при спуске экипаж принимает горизонтальное положение, чтобы верхней точкой тела стала грудная клетка. В положении лежа вся нагрузка передается на грудь.
Грамотное маневрирование и чередование отрицательной и положительной нагрузки, а главное – способность сохранять самообладание при критических нагрузках определяет мастерство пилота истребителя.
В реальном воздушном бою возможности техники уходят на второй план. Опытный летчик на истребителе 4-го поколения может победить новичка на более современном и совершенном самолете. Благодаря натренированности организма.
Подготовка пилота экстра-класса занимает от 5 до 10 лет. В первых полетах ритм сердца летчика-истребителя достигает 200 ударов в минуту! К примеру, у чемпионов-спринтеров пульс до 180 ударов в минуту. Однако спринтер находится в напряжении несколько секунд, а полет длится десятки минут.
Со временем пилот учится контролировать сердцебиение и 130-140 ударов в минуту считается нормой. Также со временем появляется привыкание к перегрузкам, но только не у всех, а у избранных! Только практика показывает, сможет ли летчик выполнять сложные маневры в будущем.
Единицы пилотов становятся летчиками-истребителями. Остальные становятся инструкторами, преподавателями, перегонщиками самолетов, пилотами транспортной авиации и так далее.
Примерно 10 лет пилот экстра-класса находится на пике формы. Конечно, при условии регулярных тренировок и здорового образа жизни. Но даже самые здоровые люди часто уходят на пенсию с букетом хронических болезней, связанных с перегрузками.