В предыдущих статьях мы развенчали некоторые мифы о всероссийской олимпиаде школьников и суммировали необходимый минимум действий, выполнение которого поможет в достижении результата на этих соревнованиях. Здесь я поделюсь нашим личным опытом.
В 2018-2019 учебном году сын учился в 9м классе. Впереди нас ждали ОГЭ и вступительные экзамены в предуниверситарий МИФИ. Сын был занят физикой, первую половину учебного года ездил на очные занятия в предуниверситарий и на очные занятия в физическую школу Факториал при физфаке МГУ.
Но победу во всероссе ему принесла вовсе не физика.
С 6го класса сын увлекался биологией. Ему очень повезло с учителем в школе, которая поддерживала и развивала этот интерес. В 7м классе сын стал призером Московской олимпиады школьников по биологии. Ежегодно доходил до третьего тура Школьной Биологической Олимпиады МГУ. Читал много литературы сверх программы по предмету.
В те годы я, как наверное и большинство родителей, ничего не знала про олимпиады и даже не задумывалась, как они могут сберечь нервы при поступлении в ВУЗ. Поэтому сын что-то писал от школы, без какой-либо разработанной стратегии или далеко идущих планов.
В декабре 2018 года он пришел ко мне с неожиданным вопросом. Он прошел на региональный этап всероссийской олимпиады по экологии. На этом этапе кроме теоретического тура был так же практический - это проект, который нужно было оформить в соответствии с требованиями, представить жюри и защитить на практическом туре.
Проект у сына был. Спасибо огромное учителю в школе, проект они делали вместе, более того, был даже учтен его текущий интерес физикой и проект был посвящен применению физических явлений в отслеживании экологической ситуации в определенной местности.
Но тут выплыло отсутствие опыта ведения и оформления проектной деятельности. У сына были измерения, было описание физических установок, даже выводы. Но он не знал, как собрать все это в документ, который удовлетворял бы требованиям олимпиады.
Спойлер: в следующих статьях мы обязательно поговорим, что такое проектная деятельность в школе, зачем она нужна и как заниматься ей правильно, чтобы получить полезный результат в будущем.
А пока у меня был сын, набор абзацев текста, требования и очень короткий срок до окончания предоставления проектных работ. Мы справились! Проработали вместе требования, определили основные разделы, которые должны были быть в проектной работе. Около шести раз сын переписывал текст, пока мы не добились стопроцентного попадания в требования. И потом еще сами проверяли в системе на процент антиплагиата, так как теоретическая часть проекта была взята из литературных источников. Это важная часть работы над проектом! Впоследствии мы видели детей, которым отказывали в защите проекта именно по причине высокого процента плагиата. И это не потому, что они списали проект, а потому что у них еще нет опыта в работе с литературными источниками и в правильном оформлении своих работ, с учетом требований по цитированию.
В январе в школу пришло приглашение на сборы кандидатов в Команду Москвы. Сборы проводились в Московской области полторы недели с отрывом от учебы. Сын принес бумажку и спросил нужно ли ехать. Напоминаю основной тезис одного из своих предыдущих постов - олимпиада - это приключение. Рутины и так достаточно в жизни, приключениям место в ней тоже должно быть! И я сказала, конечно ехать.
Перед региональным туром я заставила его выучить свой проект наизусть. Он сопротивлялся, у него вот презентация, у него вот докладик написан, зачем учить. Но вопросы-то могли быть не только по презентации или докладику, а и вокруг них. Поэтому мы изучили все физические явления, так или иначе упомянутые в проекте и сын выучил проект наизусть. Это очень помогло при защите, он быстро и четко ответил на все вопросы и в итоге за проект получил максимальное количество баллов из возможных.
В теоретической части все сложилось менее радужно, но баллов оказалось достаточно много. В категорию победителей регионального этапа он не попал, но стал призером в верхней части списка и на тоненького прошел на заключительный этап.
С этого момента позитивное восприятие реальности стало улетучиваться. Сборы перед заключительным этапом оказались уже менее позитивные. В попавших на заключительный этап хорошо прослеживался костяк детей из 14 школы. За 9й класс из Москвы участвовало:
- 2 шестиклассника
- 5 семиклассников
- 7 восьмиклассников
- и 12 настоящих девятиклассников
Всего 26 детей и из низ 15 человек из 14й школы и 3е из 1575. На остальные школы Москвы пришлось всего 8 мест.
На сборах одинаково занимались всеми детьми. И из школ с массовым участием и с оставшимися 8, но у сына все равно сформировалось впечатление, что ему ничего не светит и он зря тратит на это время. Впечатление добила администрация нашей школы, когда я приехала за справками, которые необходимо было предоставить для участия в заключительном этапе, завуч школы спросила, зачем нам это надо. Дословно: "он все туры плохо писал, ни разу не стал победителем, зачем вы тратите время?"
Но тут нам на руку сыграло место проведение олимпиады: конец апреля, Сочи. И я решила - приключению быть! Настоящему семейному приключению! Команда Москвы самостоятельно закупает авиабилеты и бронирует проживание в месте проведения олимпиады. В этот раз мы воспользовались только местом проживания. Я взяла отпуск и мы вылетели в Сочи за 2 дня до начала олимпиады. Эти два дня потратили с пользой - гуляли по набережной, сходили в Сочи-парк покататься на аттракционах, вкусно ели и отсыпались. И я все время настраивала сына на позитивный лад. Не важно, кто участвует в олимпиаде и какие у них преимущества. Не важно, что думает администрация школы про это участие. Важно - получить удовольствие от процесса! Поковыряться в интересных заданиях теоретического тура, проверить свою смекалку и скорость реакций, вспомнить проект, поездить по экскурсиям и получить удовольствие от общения с другими участниками олимпиады.
В день, когда в Сочи прибыла команда Москвы, я доставила сына с вещами в точку сбора. И для него начались увлекательные и волнительные дни участия, а для меня - нервное ожидание.
Теоретический тур прошел без сюрпризов. Сделал все, правильно или нет, покажет только проверка. После теоретического тура был день отдыха, олимпиадников возили в сочинский дендрарий и мы с дочерью поехали туда же. Встретили сына, немного поболтали и он ушел на экскурсию, а мы гулять. Вечером этого же дня сын снова повторил и убедился, что помнит проект наизусть. И это опять сильно помогло в защите практического тура. Практический тур был письменный, дали вопросы к проекту, короткое время для ответов. Из неприятного, в вводной части сказали, что текст ответа нужно уложить в отведенные для этого строчки и слова на полях и между строк читаться не будут. Сын сделал все, чтобы уложиться, и ему казалось, что это произошло в ущерб смыслу. Многие дети не уложились и на разборе практического тура, жюри сообщило, что ладно, прочитают все. Сын очень расстроился и со словами - ну вот, я все слил, стал требовать сменить авиа-билеты и немедленно лететь в Москву. Я наотрез отказалась, сдаваться было еще рано, да и результаты пока были неизвестны.
19 апреля к обеду появились предварительные результаты. Неструктурированной таблицей без подсчета итоговых баллов.
Конкурсную картину из этой таблицы понять было невозможно. Что стало видно сразу - у сына за проект, по которому он расстраивался больше всего, снова оказался максимум из возможных баллов, теория была хуже. Но тут кроме собственных баллов было важно понять, что у других. Пришлось взять калькулятор и обсчитывать всю это плохо читаемую на фото таблицу вручную.
По предварительным моим расчетам (я допускала, что могла где-то ошибиться, пропустить строчки, или цифры, с экрана крутить таблицу и быть уверенным, что суммирую правильные строчки было сложно) сын со своими баллами оказался третьим сверху.
Оставалось надеяться, что апелляция кардинально не изменит конкурсную составляющую, ну и если не победитель, то призер - это так же прекрасно.
До самого момента награждения отредактированных итоговых конкурсных списков нигде не публиковали. Мне удалось попасть в зал на награждения, как и еще некоторым родителям, которые приехали со своими детьми из разных городов. Рядом со мной был Питер, Самара, Казань и другие города. Мы все волновались и надеялись в процессе награждения услышать фамилии наших детей.
И мой прогноз подтвердился. Сын оказался победителем заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников! Третьим сверху, как я и посчитала.
Основные выводы, которые мы сделали из нашей поездки: не важно, кто вокруг тебя и какая у них поддержка, важно какие знания конкретно у тебя, уверенность в себе и позитивный настрой. Часто слышу от родителей - дети должны своими делами заниматься сами. Должны. Но если вы поддержите их на этом пути, поможете в каких-то областях, поддержите психологически, хуже точно не будет.
В следующей статье расскажу о том, как мы НЕ победили и даже не стали призером на заключительном этапе, а после вернемся к теме проектной деятельности в школе.