Найти тему
428,8K подписчиков

«Нужно сделать покупку экономически привлекательной»

Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Гронский рассуждает, насколько Россия готова создать инфраструктуру для такого транспорта.

   Фото: Марина Молдавская / Коммерсантъ
Фото: Марина Молдавская / Коммерсантъ

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что завод «Москвич» заработает уже в декабре. То есть до запуска осталось всего ничего, но никто толком сегодня не может сказать, какие именно автомобили станут выпускаться. Будут ли это модели Jac или какие-то другие машины из «дружественной страны», не так важно. Крупноузловая сборка — процесс довольно гибкий. Какие комплектующие завезли, те и собираешь. И тут гораздо любопытнее слова градоначальника о том, что у Москвы «есть все шансы стать российским центром электромобилестроения, поскольку для этого имеются компетенции и желание».

Хватит ли для этого только компетенций и желания, увидим. Мировая практика показывает, что если завод собирается поставлять свои электромобили не только таксопаркам, но и гражданам, то нужно сделать покупку такого транспорта экономически привлекательной, а также развить сеть электрозаправок. То есть сами электромобили тут стоят не на первом месте.

Например, в Америке, в зависимости от штата вы можете рассчитывать на то, что государство не только компенсирует вам часть денег, потраченных на электромобиль, но и избавит вас от подоходного налога с той части вашего дохода, которую вы вложили в покупку машины на батарейках. Вы сможете бесплатно парковаться, ездить по «кар-пулу» — специальной выделенной полосе. А еще коммунальные службы дадут вам приличную скидку на установку домашнего зарядного устройства для электромобиля.

Но Европа — не Америка, где подавляющее большинство живет в частных домах, тут нужны заправки общественные. В Германии, например, специалисты посчитали, что для комфортного пользования электромобилем нужно создать порядка 80 тыс. зарядных станций. У нас в стране, где и народу живет побольше, и расстояния иные, по данным на июль, электрических зарядок было чуть больше 1,5 тыс.

У меня рядом с домом на подземном паркинге гипермаркета есть станция для зарядки двух электромобилей. Она постоянно загорожена заборчиком и рядом дежурит охранник. Здесь обычно заправляет свою Tesla владелец этого торгового центра, и посетителю на электрическом «Москвиче» тут будут явно не рады.

Все материалы Коммерсантъ www.kommersant.ru