Найти в Дзене
Душа на колесах

«ЗИС»-101 - первый автомобиль для первых лиц

Вот-вот совсем скоро мы будем отмечать День рождения первого отечественного автомобиля представительского класса. Почти 86 лет назад, 3 ноября 1936 года с конвейера сошел «советский Бьюик» – легендарный ЗИС-101. Все знают, что Ленин предпочитал иностранные авто и с удовольствием катался, например, на Rolls-Royce Silver Ghost 1914. А вот Сталин взялся за восстановление отечественного производства и даже заказал несколько машин, известных под названием «Л1», прототипом которых стал американский Buick 32-90. Было это еще в далеком 1933 году на заводе "Красный Путиловец". От «Ленинграда» к легендарному «ЗИС» Позже модернизацию этих моделей передали Московскому автомобильному заводу им. Сталина (ЗИС). Для этого на производство отправили всю необходимую документацию на новый американский «Бьюик» все той же 90-й серии. И все же 101-й взял от американского прототипа только конструкцию. А вот кузов к тому времени не отвечал новой моде и требовал серьезной переработки. Трудились над ним американ
Оглавление

Вот-вот совсем скоро мы будем отмечать День рождения первого отечественного автомобиля представительского класса. Почти 86 лет назад, 3 ноября 1936 года с конвейера сошел «советский Бьюик» – легендарный ЗИС-101.

"Л1". Фото из открытых источников
"Л1". Фото из открытых источников

Все знают, что Ленин предпочитал иностранные авто и с удовольствием катался, например, на Rolls-Royce Silver Ghost 1914. А вот Сталин взялся за восстановление отечественного производства и даже заказал несколько машин, известных под названием «Л1», прототипом которых стал американский Buick 32-90. Было это еще в далеком 1933 году на заводе "Красный Путиловец".

От «Ленинграда» к легендарному «ЗИС»

Позже модернизацию этих моделей передали Московскому автомобильному заводу им. Сталина (ЗИС). Для этого на производство отправили всю необходимую документацию на новый американский «Бьюик» все той же 90-й серии.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

И все же 101-й взял от американского прототипа только конструкцию. А вот кузов к тому времени не отвечал новой моде и требовал серьезной переработки. Трудились над ним американцы из знаменитой мастерской Budd Company.

Первые фотографии прототипа появились в журнале «За рулем» в 1934 году. Тогда публике представили «ЗИС» в кузове «седан». Однако в серию машина пошла с существенными изменениями и в виде «лимузина». Такая вот нестыковка.

«ЗИС»-такси

Уже в 1936 году в Москве открылся первый таксопарк с новенькими ЗИСами. Ходили они в основном по длинным маршрутам от вокзала и аэропорта. Видимо для того, чтобы новинку могло оценить большее количество пассажиров. Тем более что удивляла она не только дизайном – впервые в салоне появилась система отопления и радио.

В этом же году выпустили «люксовую» модификацию с телефоном, но она так и осталась в единичном экземпляре. Намного больше повезло «фаэтону» – «ЗИС»-102 с открытым верхом. Их выпустили больше десятка. А последние модели оснастили опускными стеклами.

До сих пор ходит мнение, что автомобиль «ЗИС» был цельнометаллический. Но это не так. Штампованные детали крепились к каркасу из бука, и это решение даже перекочевало в следующую модернизацию.

На выставке. Фото ru.wikipedia.org
На выставке. Фото ru.wikipedia.org

К слову, деревянный каркас требовал точной подгонки деталей, что в условиях массового производства оказалось невозможным. В результате машина скрипела и дребезжала на ходу, а потому для перевозки первых лиц государства не годилась. Этим, среди прочего, и объясняется ее массовый запуск в качестве такси. «ЗИС»-101 также передавали в обкомы, чиновникам среднего и низшего звена, артистам, писателям и крупным ученым.

«ЗИС»-101 возил пассажиров и после войны. Для нужд фронта он не очень-то годился и автопарк остался практически цел.

От правительственной версии такси отличались только цветом. Представительские машины были исключительно черными, а таксопарк мог похвастаться синей, желтой и голубой расцветкой.

Модернизация

Но не только деревянный кузов вызывал вопросы. Автомобиль просто кишел дефектами и недоработками – от пластмассовых накладок на тормоза, до огромного расхода топлива (около 30 л. на 100 км).

В 1940-ом для анализа неполадок создали спецкомиссию. На основе ее заключения провели глубокую модернизацию, и на свет появился «ЗИС»-101А, все в том же деревянном кузове, но уже с новым карбюратором и движком на 116 л. Машина пошла в серию в августе 1940-го и выпускалась до июля 1941 года.

Марка. Фото из открытых источников
Марка. Фото из открытых источников

«ЗИС» стал настоящей испытательной площадкой для автопроизводителя. Он мог похвастать спортивной версией, моделью с бронированными стеклами и модификацией для скорой помощи.

В мае 1941 начались испытания новой модели «ЗИС»-101Б. Работы прекратились только в октябре, когда немцы уже вплотную подходили к Москве. После войны, в 1947 году на улицах стали появляться новые «ЗИС»-110, но и тут у них нашелся серьезный конкурент – более доступная, дешевая и надежная «Победа» (ГАЗ-20).

"Победа". Фото из открытых источников
"Победа". Фото из открытых источников

К сожалению, до сегодняшнего дня не сохранилось ни одного «Л1», «спорта» или «фаэтона». А вот чудом уцелевшие 101-е модели можно увидеть в музеях ретро автомобилей и на выставках.

Куба - остров солнца и ретро автомобилей
Душа на колесах7 сентября 2022
ГАЗ-АА. Может ли машина ездить на дровах?
Душа на колесах22 августа 2022
ЗИЛ-29061: самый странный вездеход
Душа на колесах1 августа 2022
"С-60": трактор, который спас людей в Арктике и победил вермахт
Душа на колесах25 июля 2022

#техника #зис-101 #машиныссср #советскиеавтомобили