Продолжение. Начало тут
После первых двух своих полнометражных фильмов Василий Макарович очень серьезно занялся темой одного из самых романтических героев русской истории — Степана Разина. Шукшин работал в исторических архивах, изучал документы, ездил по стране в поисках натуры. Основательность в изучении вопроса у Шукшина была такова. что он мог вполне написать диссертацию по этой теме.
В 1967 г. сценарий фильма о Степане Разине был готов и Шукшин подал на Киностудию им. Горького заявку на съемку двухсерийного фильма. Заявка была одобрена на студии. Но начать съемки в 1967 г. не удалось. План по производству фильмов уже был сверстан и съемки перенесли на 1968 г. А пока Василий Макарович принял предложение Сергея Апполинарьевича Герасимова, чей голос в худсовете студии имел решающее значение сняться у него в фильмах "Журналист" и "У озера". Вот снимешься, а потом и приступай к своему "Степану Разину".
Подобная история повторилась через 6 лет, когда Шукшин, так и не добившись съемок "Степана Разина" на Киностудии им. Горького перешел на "Мосфильм" и там ему поставили условие снять "Калину красную", а затем сыграть роль Лопахина в фильме Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину". Играть в этом фильме Шукшину не хотелось. но Бондарчук был руководителем Первого творческого объединения "Мосфильма", где работал Шукшин. И отказ начальнику мог негативно сказаться на судьбе "Степана Разина".
Бондарчук выполнил свое обещание поддержать Шукшина в съемках "Разина" в обмен на роль Лопахина. И съемки должны были начаться в октябре 1974 г. сразу после окончания съемок Шукшина в "Они сражались за Родину". Но за два дня до окончания съемок Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался.
А пока в 5 и 6 номерах журнала "Искусство кино" за 1968 г. был опубликован сценарий будущего фильма о Разине "Я пришел дать вам волю". Сценарий описывал возвращение в 1669 г. Стеньки Разина и его ватаги из персидского "похода за зипунами", прорыв через Астрахань на Дон и далее начало весной 1670 г. крестьянской войны под предводительством Разина против царских бояр, разгром восстания, и казнь Степана в 1671 г. в Москве.
И тут надо немного отвлечься от последующих перипетий вокруг постановки этого фильма и немного рассказать о личности Василия Макаровича и его отношении к властям, потому как станет понятным почему главным делом жизни стала постановка фильма о Степане Разине.
А отношение это у него было очень даже суровое. По уровню неприятия с ним в ту пору мог сравниться разве что А. И. Солженицын. Вот только интеллигент Солженицын непримиримо и без оглядки, с открытым забралом, бился с Советской властью, а простой мужик Шукшин с крестьянской хитрецой.
Переломным в отношении Шукшина к советским властям, именно властям, а не самой Советской власти, стал октябрь 1956 г. До этого студент ВГИКа В.М. Шукшин в 1955 г. стал членом партии, Ленин и Сталин были для него непререкаемыми авторитетами. Никаких сомнений в политике партии и правительства у бывшего военного моряка, директора сельской школы, студента идеологического вуза не возникало.
9 октября 1956 г. военный трибунал Сибирского военного округа отменил решение особой тройки Постоянного Представительства ОГПУ по Запсибкраю от 21 апреля 1933 г., согласно которому Макар Леонтьевич Шукшин, 1912 г.р., член колхоза "Пламя коммунизма", был расстрелян за участие в антисоветской заговорщицкой организации, занимавшейся антиколхозным вредительством. Вот какие признания он дал в ОГПУ
"Я, Шукшин Макар, решил полностью и чистосердечно признаться.
Признаю себя виновным, что я состоял в контрреволюционной подрывной организации, являлся руководителем подрывной повстанческой ячейки в колхозе "Пламя коммунизма".
В осуществление установок нашего руководителя Малявского наша ячейка добилась весьма значительных результатов подрывного характера, как, например:
1. Уборка сена была затянута на полмесяца. В результате от дождя погибло 10 га скошенного сена.
2. Молотьба хлебов затянулась настолько, что она продолжается и сейчас. Ясно, что от этого хлеба погибло много.
3. Трудовая дисциплина была слабая, было много прогульщиков, борьба с ними не велась. Качество и темпы работы были снижены.
4. Правильная организация труда отсутствовала и было много всяких тормозов и задержек..."
Решение тройки было отменено, и М. Л. Шукшин оправдан.
А надо сказать, что Шукшин до этого считал своего отца действительно контрреволюционным заговорщиком. И вот реабилитация. Однокурсник Шукшина режиссер Александр Гордон в своих воспоминаниях упоминает
«Когда в пятидесятые годы пришла бумажка о его посмертной реабилитации, он тяжело переживал трагедию своего отца. “Я стыдился отца всю жизнь, а оказалось, что он ни в чем не виноват. Как же мне жить теперь со своей виной перед ним?” — говорил Василий».
И ведь не только отец был репрессирован
«Отец – расстрелян. Дядя Иван – расстрелян. Дядя Михаил – 18 лет отсидел в лагере, погиб на Колыме. Дядя Василий – сидел в тюрьме, попал в четвертый раз. Дядя Федор – умер в тюрьме. Дядя Иван Козлов – погиб на фронте. Дядя Илья – погиб на фронте в Финскую. Дядя Петр – погиб на фронте. Двоюродный брат Иван – убит сыном из ружья. Двоюродный брат Анатолий – трижды сидел в тюрьме, готовится в четвертый раз»
А его бывшая гражданская жена Лидия Александрова, та , что играла Настю-библиотекаршу в "Живет такой парень" выразилась еще яснее
Василию трудно многое досталось. Я не имею права об этом говорить, но ведь он пережил трагедию — его отца расстреляли. И сын, когда в армии вступал в партию, отрекся от него… А потом пришла реабилитация. Вася, когда на него находил момент откровения, с горечью мне говорил: “Лидок, ты понимаешь, какой я грех совершил? Я так верил во все это, а теперь коммунистов ненавижу”. И я, желторотик, ни хрена не понимая, спрашивала: “Как же ты теперь жить будешь?” А он, играя желваками, отвечал: “А вот так. Врать буду!” И добавлял: “Я им не какой-то недоумок деревенский. Всех их обману!” Только вместо “обману” другое слово употреблял — матерное».
А другая его гражданская жена Виктория Софронова, дочь знаменитого советского писателя и редактора журнала "Огонек" Анатолия Софронова, редактор отдела прозы журнала "Москва", в свою очередь дополняет
Отношение Шукшина к советскому социализму — большая тема, еще не вспаханное поле. Естественно, раньше о подобном публичном прочтении Шукшина нельзя было и помыслить.…В его отношении к властям не было интеллигентского брюзжания, свойственного всем нам — кому в большей степени, кому в меньшей. Он не брюзжал, не насмешничал — он ненавидел. Были три объекта ненависти, три предмета, по поводу которых, если заходил разговор, он не мог рассуждать спокойно: это, во-первых, разумеется, колхозы, во-вторых, чекисты, и в-третьих, как ни странно, великий пролетарский писатель Максим Горький. “Ну что уж ты так к нему прицепился”, — заметил я однажды. И услышал в ответ: “Это он, сука такая, внушил Сталину, что крестьянство — слепая стихия, которую надо укротить”. Не знаю, где он это вычитал, но был в этом уверен, крестьянство же, судьба крестьянства была его непреходящей болью, но это, наверное, факт общеизвестный».
И если к Сталину у Василия Макаровича после реабилитации отца стало резко отрицательное отношение, то Ленина величайшей личностью всех времен и народов считал. Всегда поражался, как один человек мог сделать так, что миллионы перестали верить в Бога.
А во время поездки в 1963 г. с бригадой Бюро пропаганды советского кино режиссер Ренита Григорьева, она снялась в эпизоде в "Живет такой парень", играла пассажирку, которая просвещает Пашку про мещанских слоников на комоде и учит слову торшер, а в 1981 г. сняла фильм "Праздники детства" по произведениям Шукшина, вспоминает
В Братске нам взялись показать громадную плотину, почти уже построенную. Мы собрались, а Шукшин у себя в комнате лежит на кровати и никуда не спешит. Мы ему: “Вася, тебе разве не интересно?” А он нам говорит: “Настанет время, и я въеду на эту плотину на белом коне, и за каждым голенищем у меня будет по нагану. Ступайте отсюда”. Мы опешили — что такое? То ли он нас разыгрывает, то ли хочет соригинальничать? И лишь спустя годы мы узнали, что Братская, Енисейская, Волжская и им подобные плотины загубили чистые русские реки и затопили сотни гектаров плодороднейших земель. Вася уже тогда это понимал.
И вот при всем таком своем отношении к властям Шукшин, как он и говорил Лидии Александровой, начал "обманывать". Первые фильмы "Живет такой парень", "Ваш сын и брат" , снятые на бытовую, "деревенскую" , первые рассказы о "сельских жителях", должны были показать Шукшина, как талантливого русского бытописателя. При этом его приветили и "государственники" в лице журнала "Октябрь" и "либеральная общественность из "Нового мира". Печатали и там, и там. Но Шукшин был сам себе на уме. Ни с кем не ссорился , ни к кому не примыкал.
А замыслы этот, как все считали бытописатель сельской жизни, вынашивал очень интересные. После первых двух фильмов решил он снять некий "фэнтезийный", как сейчас бы назвали, фильм о восстании зэков водном из северных лагерей ГУЛАГа. Поделился своей мечтой с одним из ближайших идеологических соратников, писателем Василием Беловым.
"Вот бы что снять!' Он имел в виду массовое восстание заключенных. Они разоружили лагерную охрану. Кажется, эта история произошла где-то близко к Чукотке, потому что лагерь двинулся к Берингову проливу, чтобы перейти на Аляску. Макарыч оживился, перестал оглядываться:кто мог, кроме дятла, нас услышать? Конечно, никто. Сколько народу шло на Аляску, и сколько верст им удалось пройти по летней тайге? Войск для преследования у начальства не было, дорог в
тайге тоже. Но Берия (или Менжинский) послали в таежное небо
вертолеты. Геликоптеры, как их тогда называли, с малой высоты
расстреляли почти всех беглецов. Макарыч задыхался не от
усталости, а от гнева. Расстрелянные мужики представились и мне.
Поверженные зэки, так четко обрисованные в прозе Шаламова, были
еще мне не известны. Читал я всего лишь одного Дьякова. Шукшин
рассказал мне свою мечту снять фильм о восставшем лагере. Он,
сибиряк, в подробностях видел смертный таежный путь, он видел в
этом пути родного отца Макара, крестьянина из деревни Сростки.
Естественно, это осуществить в то время было невозможно. И тогда Шукшин переключился на тему Степана Разина. К тому времени он уже определился в своих взглядах, что же не так в его стране.
В нашем обществе коммуниста-революционера победил чиновник-крючок. Не страшна глупость правителя, ибо он всегда божественно глуп, если не знает другой радости, кроме как политиканствовать и ловчить. Страшно, что люди это терпят.
И решил Шукшин показать бессмысленный и беспощадный русский бунт против несправедливости властей. При этом царь хороший, а плохи именно бояре на местах. И идеология восстания была направлена именно на уничтожение бояр, а не царя. Вот идеология, которую предлагает Шукшин в своем сценарии "Я пришел дать вам волю".
— Немыслимо затеваешь, Степан.
- Ну?
— Никто такое не учинял.
— Мы первые будем.
— Зачем тебе?
— Гадов вывести на Руси, все ихные гумаги подрать, приказы погромить — люди отдохнут. От боярства поганого.
— А чего у тебя за всех душа болит?
Степан долго молчал. Хотел сказать что-то, но посмотрел на Фрола и не сказал.
— А знаешь, какой мужику царь нужон?
— Какой?
— Такой, чтоб не мешал мужикам. И чтоб не обдирал наголо. Тут и вся воля мужицкая: не мешайте ему пахать землю. Да ребятишек ростить. Все другое он сам сделает: свои песни выдумает, свои сказки, свою совесть и указы свои... Скажи так мужику, он пойдет за тобой до самого конца.
И вроде бы киноначальство и одобрило съемки фильма, и сценарий приняло, но не таким уж дураком это начальство было. Начались игры кто кого перехитрит. Шукшин со своим желанием снять фильм о народном русском герое, борце за народное счастье, именем которого названы улицы в десятках городов страны, а как тут впрямую откажешь, ведь один из символов многовековой борьбы русского народа за свободу и справедливость. Или же киноначальство, которое, конечно же было не слепое, и которому фильм о русском бунте против несправедливых бояр был явно не по душе.
И нашло начальство вполне благовидный предлог. Кинорежиссер Юткевич, кинокритики Юренев и Блейман, историк Сигурд Шмидт написали внутренние рецензии на сценарий. И отметили, что слишком уж там много натурализма и жестокости, переходящей в садизм. Главный герой сплошь и рядом рубит головы врагам, подвергает жестокой казни воеводу Астрахани Прозоровского. В общем, сценарий надо доработать. А пока Василий Макарович можешь снять что-нибудь другое, чтобы помочь студии в выполнении плана по производству фильмов.
И Шукшин снял еще одну экранизацию своих рассказов, фильм "Странные люди", состоящий из трех новелл. Фильм вышел на экраны в 1970 г. В последней новелле была и тема про народного заступника Степана Разина. Самодеятельный сельский скульптор вырезает деревянную скульптуру Степана Разина и беседует о своем герое с сельским учителем истории, который рассказывает
…Мужик он был крепкий, широкий в плечах, легкий на ногу… чуточку рябоватый. Одевался так же, как все казаки. Не любил он, знаешь, разную там парчу… и прочее. Это ж был человек! Как развернется, как глянет исподлобья – травы никли. А справедливый был!
После выхода "Странных людей" Шукшин вновь стал бороться за съемки своего "Степана Разина". Но об этом в следующей части.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.