"Почти нет доверия и абсолютно нет взаимного уважения", говорят эксперты об американо-саудовских отношениях.
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман, высмеивает ляпы Байдена в приватных разговорах, ставя под сомнение его умственные способности, передаёт WSJ слова людей из саудовского правительства.
Наследный принц сказал советникам, что не впечатлен Байденом со времен его работы вице-президентом и предпочитает бывшего президента Дональда Трампа, пишет Wall Street Journal.
Байден отказывался разговаривать с принцем Мухаммедом более года, а когда они наконец встретились в Джидде в июле, саудовские чиновники почувствовали, что Байден не хотел присутствовать там и не был заинтересован в обсуждении политики.
Геополитические и экономические силы вбивали клинья в отношения между Америкой и Саудовской Аравией на протяжении многих лет. Но вражда между Байденом и принцем Мухаммедом усугубила напряженность, и, вероятно, она станет еще более запутанной.
"Редко когда цепь разрушенных ожиданий, оскорблений и унижений была больше, чем сейчас", - сказал Аарон Дэвид Миллер, ветеран американской дипломатии на Ближнем Востоке, работающий сейчас в Фонде Карнеги.
Решение ОПЕК+, возглавляемой Саудовской Аравией, сократить добычу нефти - повышение цен на сырую нефть в период высокой инфляции незадолго до выборов в США и несмотря на просьбы США воздержаться - укрепило решимость обоих лидеров пересмотреть стратегические отношения, которые лежали в основе мировой экономики и геополитики Ближнего Востока на протяжении почти 80 лет, и теперь на повестке дня немыслимые ранее ответные меры.
Белый дом заявил, что Байден хочет пересмотреть вопрос о том, служат ли отношения с Саудовской Аравией интересам национальной безопасности США, после того, как в прошлом году администрация провела переоценку.
Официальные лица Саудовской Аравии говорят, что теперь, возможно, настало время и для них пересмотреть отношения с США.
По мнению администрации Байдена, война на Украине - это решающий исторический момент, который требует от стран выбора стороны, а сокращение добычи ОПЕК+ сближает саудовцев с русскими. Саудовцы видят возможность отстаивать свои интересы в мире, где США не являются бесспорной сверхдержавой, заявляя, что они могут одновременно поддерживать Украину и работать с Россией в ОПЕК+.
Саудовские чиновники говорят, что они разочарованы тем, что отношения по-прежнему рассматриваются через узкую призму нефти и безопасности.
Эр-Рияд объяснил недавнее решение ОПЕК+ как жизненно важное для его основных национальных интересов, техническое решение, которое, по их словам, было необходимо для предотвращения стремительного падения цен на сырую нефть.
Принц Мухаммед теперь рассматривает высокие цены на нефть как, возможно, последний шанс использовать природные ресурсы королевства для модернизации саудовской экономики и построения постнефтяного будущего.