Каргополье – ворота Русского Севера. Многие считают воротами Русского Севера Вологодскую область. Я же считаю, что это Каргополье и вот почему. Если меня спросили бы, куда поехать, чтобы начать знакомство с Русским Севером – я бы без раздумий ответил - в Каргополь и окрестности.
Оглавление.
Во-первых - сам город Каргополь, красивый провинциальный тихий городок. Здесь много старинной архитектуры, да и просто прогуляться по тихим улочкам города очень приятно. В жаркий день можно искупаться в Онеге или озере Лаче. В городе есть пару музеев. Рекомендую.
Во вторых – если вы не готовы сразу во все тяжкие, и быт с палатками, котелками и кострами не ваш формат, в городе есть пару гостиниц и домов под сдачу.
В третьих в окрестностях Каргополя есть почти все, что есть на всем Русском Севере: разного типа деревянные часовни и храмы, в том числе мои любимые шатровые – как к примеру в Саунино. Великолепная церковь одиноко стоящая в чистом поле, уникальная деревня с круговой планировкой, улицей у которой нет начала и нет конца. Когда-то был типичный северный тройник: зимний храм, летний храм и отдельно стоящая колокольня. Расписные дома, которыми богат Русский Север. Попадаются огромные дома-усадьбы: пяти и шестистенки.
В четвертых – ехать от Москвы всего ничего 850 км. Этот путь даже на моем тихоходе проезжается за десяток часов, а уж на более скоростной машине и того меньше.
А вот чего в окрестностях Каргополя нет, так это шикарных северных сосновых боров с подстилкой из ягеля. Природа здесь ближе к средней полосе России, преобладают смешанные леса, и много заболоченных мест, а болота не такие красивые как в Карелии или Архангельской области.
Вот и наша отправная точка была, как и в 2017 году от урочища Красная Ляга.
Из Москвы выехали рано утром. На улице еще было темно. В Подмосковье, на одной из заправок встретились с Максимом и покатили дальше на Север. Первый и последний день путешествия они, во всяком случае, для меня, немного скучноватые. Это дни когда надо просто пилить по трассе, и чем дальше, тем лучше. Из приятных бонусов было: открытие объездной Вологды; что участок дороги Р5 от Липиного Бора на Вытегру теперь начали и зимой чистить от снега, ранее она содержалась под снежным накатом, ну или легендарную, в узких кругах, дорогу Р1 Прокшино –Солза видимо начали делать. Трасса почищена, видно что ее расширяли, по краям дороги лежат стволы кустов и деревьев – это очень радует, что не нужно будет гробить машины на двадцатикилометровом участке… (на момент написание этого рассказа, трассу наконец-то начали обслуживать, и отсыпали ее).
Проехав телепорт, и выехав в Солзу – первый населенный пункт Архангельской области, термометр, ожидаемо начал стремится куда-то к -20С… Когда на «горизонте» замаячил Каргополь а мы уже начали думать где нам вставать на ночевку и что мы будем кушать на ужин после дальней дороги, как в кювете мы увидели машину. Проезжать мимо не стали, а решили как-то помочь бедолаге выбраться из столь неудобного положения. Все попытки его как-то выдернуть из кювета оказались четными. Стальной трос моей лебедки намертво примерз между витками – так что лебедкой воспользоваться я тоже не смог. Да и честно сказать, когда от этого горя-водителя понесло резким запахам перегара, помогать желание пропало окончательно. Но все что мы смогли, сделали, и поехали далее. Спустя пару километров нам на встречу уже ехал эвакуатор, о котором говорил водитель улетевшего авто. Надеюсь, его вытащили, и все закончилось благополучно.
Мы тем временем, поехали в сторону деревни Кучепалда и Красная Ляга. Где-то там планировалось встать на ночевку. В Кучепалде, ожидаемо, места найти мы не смогли. Расчищенная лесоваозка шла куда-то дальше, и ни одного съезда или кармана у деревни. Мы вернулись на пятачок у Сретенской церкви в урочище Красная Ляга. Кстати отсюда мы начинали свое путешествие в Кенозерье в феврале 2017 года.
Немного уставшие и голодные, перекусили наспех дошираками и отправились спать… За окном было уже -25С. Хороший такой контраст между московскими -5С и архангельскими -25С.
Ночью в машине стало как-то прохладно. Сквозь сон слышу, что автономка пытается запуститься, но ей это не удается. Понятно, что что-то случилось с автономкой, и вы знаете, не было абсолютно никакой паники что мы там замерзнем или всё пропало. На худой конец, будем спать в заведенной машине. Такие мысли промелькнули у меня в голове. Я смекнул в чём могла быть проблема - скорее всего забился патрубок с подачей воздуха в автономку, поэтому нехотя пришлось накидывать куртку и вылезать на мороз, лезть под машину. Я оказался прав, входящий патрубок был полностью забит инеем. Проковыряв пальцем дырку в трубке, я спокойно вернулся машину, запустил автономку, в машине потихоньку стало теплеть. Все, проблема решена пора ложится догонять сны.
Утро было ранним. Только светало. На улице было бодрячком, градусов 25 мороза.
Пока солнце только-только начинало подниматься из-за горизонта, поспешили к Сретенской церкви. До церкви протоптана тропа, по которой мы и прогулялись. Сейчас церковь потихоньку реставрируют или может даже консервируют - проводят противоаварийные мероприятия. В феврале, утром фотографировать церковь неудобно из-за контровго освещения. Нужно идти в другую сторону от дороги. Но сойдя с проторенной тропы, сразу же утопаешь в снегу выше колена. Ну а лыжи мы конечно надеть не додумались.
Ну да ладно. Я здесь бывал неоднократно, и осенью пару раз и летом и зимой. Нужно было перекусить и ехать далее.
Здесь у нас произошло небольшое разделение интересов. Еще на стадии планирования нитки маршрута, Максим очень хотел сделать радиалку в сторону Почозеорского погоста, что на Кенозере. Но наматывать круг в 160 км, никакого желания у меня не было. Поэтому решили так: Максим едет в Почозерский погост, а мы с Сашей, катаемся по окрестностям Каргополя, благо здесь есть на что глянуть, ну а потом после обеда, соединяемся и едем уже в строну Турчасова.
После завтрака Максим помчался в Почозерский погост, а мы поехали смотреть разные интересные места. Сначала заехали в деревню Кучепалда. Но зимой тут ловить нечего. Конечно, можно было надеть лыжи, и прогуляться по единственной круговой улице деревни, но особого желания у нас на такую прогулку не было, поэтому мы поехали в сторону Каргополя.
А вообще, осенью 2012 года, во время замечательного путешествия по Каргополью, у меня получилось побывать в этой деревне, проехать ее по кругу. Атмосферненько тогда было. Я и девчонка - больше никого, лишь пустые глазницы покосившихся изб смотрели нам в спину, от чего казалось, что за нами кто-то наблюдает... Вообще та поездка была шикарной, потом заезжали еще в одну деревню, с деревянной церковью, от которой аж мурашки по коже бегали... Эх... 10 лет прошло... Написать бы отчеты, да они уже не актуальные, хотя ради интереса, для полноты картины можно наверное... В стиле мемуаров... Хотя! Текста-то есть, надо лишь фотографии обработать и может быть действительно разместит рассказы о давнишних путешествиях? Что скажете?
Ну да ладно. Отвлекся. Поехали мы в строну Каргополя. Опять же, из-за того, что я здесь был и осенью, летом и зимой, а Саша не особо желал бродить по городу, в сам Каргополь мы заезжать не стали, а по Ошевенскому тракту направились в одноименный куст деревень...
Заехали в деревню Шелоховская. Тут храмовый комплекс. Церкви Михаила Архангела (справа) и Сретения Господня (слева).
Историческая справка по Архангельскому приходу
Архангельский приход Каргопольского уезда Новгородской епархии состоял из погоста, находившегося при деревне Шелоховской, и 10 часовен, одна из которых была переделана в приписную церковь. Архангельский погост представлял собой архитектурный ансамбль из двух деревянных церквей и каменной колокольни при них. Первой из них «тщанием прихожан» была построена кубоватая с пятиглавным завершением церковь Михаила Архангела – в 1715 году. Но, видимо, церковь Михаила Архангела не была главной на погосте, поскольку в документах вплоть до второй половины XIX века на первом месте называется другая церковь этого погоста – Сретения Господня. 8 ноября 1795 года в Архангельском погосте сгорела «деревянная о трех приделах церковь со всем бывшим в ней имуществом от неосторожного во время топления во оной церкви печи» . Это была церковь Сретения Господня. В 1803 году вместо сгоревшей была построена новая деревянная церковь с тем же посвящением. По словам Г.П. Гунна, церковь эта «принадлежит к типу так называемых ярусных храмов. На основном четверике сооружен другой четверик всего в несколько венцов и значительно меньших размеров, на котором поставлен восьмерик. Покрытие в виде купола-шлема с главкой». В ней было три престола: главный – в честь Сретения Господня, второй – во имя Великомученика Георгия и третий – «святых мученик Флора и Лавра с трапезою теплой». Во второй церкви так и остался один престол.
При этих церквях до середины XIX века была деревянная колокольня. В церковной ведомости от 1854 года написано, что «колокольня ветха, почему и колокола сняты, на постройку же новой план правительством еще не утвержден». В документе 1879 года (где на первом месте уже значится церковь «Михаила Архангела и прочих небесных сил бесплотных» ) сообщается, что «при церкви находится отдельная каменная колокольня, устроенная в 1860 году». Также к этому году была «вчерне» исправлена теплая трапезная Сретенской церкви, разрешение на что было получено от епархиального начальства в июне 1877 года. В 1880 или 1881 году в Сретенской церкви появляется еще один престол – в честь Знамения Божией Матери .
Часовен по деревням было 10, все деревянные. Наиболее ранняя из них – во имя Святителя и Чудотворца Николая при д. Осташевской, в 4 верстах от погоста – была построена в 1716 году. Еще одна часовня того же посвящения была построена в 1817 году при д. Часовенской, также в 4 верстах от погоста. Было две часовни в честь Честного и Животворящего Креста Господня – в д. Сорокинская («за рекою Онегою против погоста», 1788 года постройки) и в д. Марковской (точной даты неизвестно). В 1 версте от погоста, при д. Кракинской была часовня в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, построенная в 1798 году. В д. Ескинской в 1810 году была построена часовня в честь Живоносного Источника Божьей Матери. В д. Коротяевской была часовня в честь Успения Божьей Матери, построенная в 1882 году «с разрешения епархиального начальства по плану, утвержденному Строительной комиссией 17 августа 1881 года за №119» , в двух верстах от погоста. В д. Барановской «только во время хождения со святыми иконами в дни светлые седмицы» велось богослужение в часовне во имя преподобных отец Зосимы и Савватия. Также в 4 верстах от погоста «на печище Мухомориха» была часовня во имя Пророка Илии. Еще одна часовня, построенная в 1884 году крестьянами деревни Озерской, уже через пять лет, в 1889 году была переделана в церковь. Была она холодной, престол в ней был один – во имя священномученика Власия и святителя Модеста, патриарха Иерусалимского.
Справка составлена на основе выписок из Государственного архива Архангельской области и Народного архива республики Карелия, находящихся в научно-вспомогательном фонде Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея, а также исследований сотрудника Каргопольского музея О.Б. Пригодиной и работ Г.П.Гунна. Научный сотрудник экспозиционного отдела Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея
Горшков И.И.
После Шелоховской покатили в сторону Конева, хотели поискать расписные дома, но сначала решили заехать посмотреть переправу в деревню Бережная Дуброва. Уверенный след вел в строну Онеги. Сейчас переправимся по ледовой переправе, посмотрим на церковь, и поедем поищем расписные дома - такие мысли были у меня в голове. Но есть поговорка: было гладко на бумаге, да забыли про овраги... В нашем случае были не овраги, а не застывшая Онега... И это в мороз -25С. Небольшой пятачок, с которого открывается вид на церковь и деревню. Переправы нет. Уж ладно, подумал я, наденем лыжи и прогуляемся. Но увы... Даже снегоходки и даже пешеходки на противоположный берег не было. У противоположного берега отчетливо была видна открытая вода...
На противоположном берегу Онеги расположилась деревня: баньки вдоль берега, несколько покосившихся изб, вполне крепких, добротных изб, а чуть правее, за лесочком, виднеется еще одно чудо русского деревянного зодчества — девятиглавая церковь Рождества Богородицы, или Рождественно-Пречистенская (1673—1678 гг.).
Что же, если попасть с этого берега не получится, надо посмотреть, как туда проехать... Навигатор строит маршрут и это почти сорок километров в одну сторону! Немного поколебавшись, решаем все же ехать посмотреть на церковь. Спустя сорок пять минут и мы на месте.
Если коротко то:
Церковь была освящена в 1678 г. Главный четырехстенный сруб ее имеет сильно нависающие повалы и покрыт кубом, на котором поставлены, ориентированные по странам света, бочки. На коньке каждой из них — маленькая чешуйчатая главка. Алтарный прируб увенчивается огромной бочкой, которая некогда несла на тонкой ножке главку. Кроме того, луковички имеются по углам куба и в центре. Все десять глав, венчающие церковь, придают ей торжественность, монументальность и выделяют из общего силуэта «плоской» соседней застройки.
Церковь в Бережной Дуброве сильно искажена позднейшими пристройками с западной стороны. Здание обшито тесом и окрашено. На карнизе повалов имеется надпись: «Сей. . . храм обшит тесом и выкрашен, а внутри украшен иконостасом в лето 1882 г. от благодарных к памяти своим предкам и славе имени бережно-дубровенских прихожан усердием своим и средствами в память 200-летнего юбилея храма . . . »
из: И.А. Бартенев, Б.Н. Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва, «Искусство», 1968.
Если более углубленно в историю то:
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1678 года в Бережно-Дубровском погосте Каргопольского уезда Олонецкой губернии
Одно из наиболее ранних письменных упоминаний о Бережено-Дубровском погосте встречается в «Писцовой книге 1622 года Устьмошского стана Каргопольского уезда, составленной Иваном Воейковым и дьяком Третьяком Копниным»: «…в Устьмошском же стану волость Дуброва на Бережная на реке Онеге, а в ней на погосте церковь Николая Чудотворца – строение приходных людей» [1]. Точное время возникновения погоста сейчас назвать трудно, но, скорее всего, – это вторая половина XVI века. Уже в конце столетия здесь существовала деревянная Никольская церковь. Четыре сохранившиеся иконы из этого храма («Благовещение», «Вознесение», «Успение» и «Троица») в настоящее время находятся в одном из частных собраний донецких коллекционеров. Специалисты датируют их концом XVI столетия [2].
В период своего расцвета село Бережная Дуброва включало пять деревень, расположенных вдоль излучины Онеги [4]. Сегодня оно представляет собой одну деревню бывшего Пудожского уезда, а ныне Плесецкого района Архангельской области. Деревня Бережная Дуброва расположена на левом берегу Онеги, в 80 верстах от Каргополя [5,6].
Храм Рождества Пресвятой Богородицы получил свое нынешнее посвящение только около 1700 года, ранее главный престол в нем был освящен во имя святителя Николая, что послужило поводом для многих исследователей называть его Никольским [5,7]. Однако уже в конце XIX столетия в описании приходов Каргопольского уезда церковь имеет современное название: «В Бережно-Дубровском погосте две церкви: деревянная и каменная с деревянной колокольней и с деревянной оградой с четырьмя воротами. Расстояние между храмами – одиннадцать сажень. Деревянная – холодная с теплой трапезной. Форма церкви – четырехугольная с двумя усеченными углами для алтарей. Построена в 1678 году, по имени главного престола носит название Рождество-Пречистенская. Существующая храмовая икона “Рождество Пресвятой Богородицы” пожертвована в 1643 году прихожанином Хариным… В Рождество-Пречистенской церкви два престола: Рождества Пресвятой Богородицы [освящен в 1700 году] и Сретения Господня [освящен в 1886 году]… В храме имеется большая икона святителя Николая в киоте с пятью главами… Рядом с церковью стоит построенная одновременно с ней деревянная шестигранная колокольня – шатровая на четверике. Высота ее – 11 сажен. На ней сохранились два старинных колокола с надписями. На первом: “me fecit Niclas Wiese in Lubek - 1659” и по-русски: “лето 7167 ставил Матеус Роде на своем Середецком мельнице” [надпись на русском языке не совсем понятна, так как при переводе ясно видно, что колокол отливал мастер Николас Вьезе в Любеке]. На втором колоколе “Лета 7162 [1654] сентября в а день лит сей колокол на Дуброву к церкви Рождества Богородицы и Николая Чудотворца радением приходских людей”» [8].
Исходя из названия храмовых икон, хранившихся в церкви еще в конце XIX века, можно предположить, что первоначально деревянный храм святителя Николая имел придел, освященный во имя Рождества Пречистой Богородицы (именно этим объясняется своеобразный облик алтаря церкви – он как бы разделен надвое). Придел этот пользовался почитанием прихожан, что косвенно подтверждается надписью на колоколе 1654 года. Поводом для нового освящения главного престола могло быть решение о возведении каменного Никольского храма рядом с деревянной церковью. Освящен этот храм был в 1770 году, но он разделил судьбы многих церквей и монастырей в ХХ веке. В 1932 году его закрыли, а в конце 1950-х и вовсе разобрали [6]. Так или иначе, в начале XVIII века деревянная церковь стала называться Рождество-Пречистенской.
На протяжении XVIII-XIX веков в облике деревянной церкви и всего погоста произошли некоторые изменения. В 1730 году на месте древней возвели новую колокольню, но она просуществовала относительно недолго. С запада к храму пристроили трапезную с пятиглавым сооружением для двух приделов: преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости. Это несколько исказило гармоничный облик старинной церкви: «ее объем излишне растянул боковой фасад памятника по горизонтали, да и цельность его построения была нарушена» [7]. В 1871-1872 годы на месте обветшавшей колокольни 1730 года на средства прихожан возвели новую. Для нее чуть позже отлили новый колокол не очень большого веса – всего 59 пудов [6].
Позднейшие пристройки не смогли уничтожить того впечатления, который производит храм Рождества Пресвятой Богородицы – высокая величественная церковь большого и древнего погоста. По своей архитектуре она входит в группу кубоватых церквей Поонежья. Основу ее конструкции составляет высокий четырехугольный сруб, рубленный «в обло», к которому изначально примыкал только один объем – алтарный пятигранный прируб с востока [9]. Обычно кубоватые храмы второй половины XVII века имели два прируба с востока и запада (например, Климентовская церковь на Усть-Кожском погосте 1695 года и Пятницкая церковь села Шуерецкое Архангельской области 1666 года). В самом конце XVII - XVIII веке они приобретают крещатый план с четырьмя прирубами (таковы Владимирская церковь в Подпорожьи 1757 года и Спасо-Преображенская церковь Турчасовского погоста 1786 год). Как и все церкви этой группы, Рождество-Пречистенская церковь в Бережной Дуброве имеет пленительно мягкую пластику форм. Особенно ее подчеркивает большой повал с очень дальним выносом, который отделяет нижнюю клеть от куба. Все исследователи отмечали его «необыкновенную мощность» [6, 9, 11]. Сам куб выполнен очень искусно. Его сложная форма с плавным изгибом сторон как нельзя лучше подчеркивается рядами покрывающего его гонта.
В большинстве случаев, подобные храмы были пятиглавыми (редко одноглавыми, как упомянутая Пятницкая церковь села Шуерецкое). Для создания особенного декоративного эффекта к пятиглавию иногда добавляли еще четыре главки, но такие девятиглавые церкви имели крещатый план и боковые прирубы с завершением в виде бочки. На этих четырех бочках и размещались дополнительные главки с небольшими шатрами в основании. Именно так «поставлены» Владимирская церковь в Подпорожьи 1757 года и Спасо-Преображенская церковь в селе Чукуево Онежского уезда - 1687 год [10,11]. Неизвестный зодчий, «срубивший» храм в Бережной Дуброве, решил свою задачу немного иначе. Он увенчал высокий куб «перебитой бочкой», концы которой ориентированы по сторонам света. Это дало ему возможность разместить пять главок на концах и в центре бочки, а еще четыре – по краям куба. Таким образом, вся композиция из девяти главок приобрела необыкновенную цельность. Дополнительным украшением ей служат небольшие фронтончики в основании шеек. В конце XIX столетия основной объем храма закрыли тесовой обшивкой. Об этом сообщает надпись на карнизе повала: «Сей... храм обшит тесом и выкрашен, а внутри украшен иконостасом в лето 1882 г. от благодарных к памяти своим предкам и славе имени бережно-дубровенских прихожан усердием своим и средствами в память 200-летнего юбилея храма ... » [12].
От внутреннего убранства храма сохранилось очень мало. Иконостас сейчас представляет собой пустые тябла. Единственным украшением служит уникальное шестнадцатигранное «небо», которое перекрывает 10-метровый пролет внутреннего пространства («небеса» могли иметь от восьми до восемнадцати граней). Выполнена эта роспись была вскоре после 1871 года, так как о ней говорится, как о еще не оконченной в церковной описи этого года: «церковь заново перекрыта в 1864—1865 годы., в том же году внутри нее устроены новые тесовые кругообразные «небеса», еще ничем не покрашенные, а в середине «небес» живописное в круге изображение Господа Саваофа». На гранях представлена композиция «Небесное воинство». В верхнем регистре помещены фигуры шестикрылых серафимов, а во втором ряду - семи Архангелов, избранных святых, Распятие без предстоящих (в восточной грани, по оси с царскими вратами) и фигуры Богоматери, Марии Магдалины, Иоанна Богослова и Логина Сотника по сторонам от Распятия. В последние годы удалось установить имя мастера, выполнившего эти несколько грубоватые, но очень выразительные росписи. Работы поручили каргопольскому иконописцу Федору Захарову Иоку. Он же в 1881 году расписывал небеса храма в Усть-Поче. Именно там обнаружили надпись с его именем: «Писаны сии небеса въ 1881 живописцомъ Федоромъ Захаровым Iокомъ, уроженцомъ Олонецкой гу.[бернии] Каргопольского уезда Мишковской волости дер.[евни] Большого Конева. Отроду 17 летъ масте.[р]» [14]. Таким образом, вряд ли молодой иконописец мог выполнять заказ в Бережной Дуброве раньше этого времени – он был еще слишком молод.
К большому сожалению, после закрытия погоста в 1932 году, здесь так и не восстановилось богослужение. За последующие годы уничтожили сначала колокольню, а затем каменный Никольский храм. Сейчас деревянная церковь стоит почти все время запертой, но, при некоторой настойчивости (по свидетельству путешественников) внутрь все же можно попасть. Редкие по своей живописи «небеса» в храме Рождества Пресвятой Богородицы находятся под угрозой утраты – центральная композиция «Господь Саваоф» уже утрачена. Сохранность самого храма (особенно боковых прируов) тоже оставляет желать много лучшего: в некоторых местах обрушились перекрытия и прогнили венцы. Начатая реставрация ведется непозволительно медленно. Остается только надеется, что она будет все же доведена до конца ранее того момента, когда ситуация станет уже непоправимой, и храм погоста Бережная Дуброва и пополнит список горьких утрат последних лет.
Библиография:
[1] Памятные книги Олонецкой губернии за 1868 год. Петрозаводск, 1869. С.: 157-168
[2] Зданович О., Гусаков Г. Благовещение. Хроники спасенного иконостаса. Донецк, 2007
[3] Казанский К.И. Бережно-Дубровский приход. Петрозаводск, 1892
[4] Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Л., 1982. С.: 75
[5] Гунн Г.П. Каргополье-Онега). М., 1989. С.: 106-107
[6] Макаров Н.А. Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья. Архангельск, 2007. С.: 144-153
[7] Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. М., 1989. С.: 105; он же. Русское деревянное зодчество. М., 1986. С.: 267-271
[8] Казанский К.И. Бережнодубровский и Коневский приходы Пудожского и Каргопольского уездов Олонецкой губернии // Олонецкие губернские ведомости. 1892. №№ 62-65. С.: 666, 667, 675, 685
[9] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С.: 155
[10] Грабарь И.Э. История русского искусства. Спб., 1910. Т.1. С.: 408-410
[11] Красовский М.В. История русской архитектуры: Деревянное зодчество. Пг., 1911. С.: 471-474
[12] Бартенев И.А., Федоров Б.Н. Архитектурные памятники Русского Севера. Л.–М, 1968
[13] Олонецкий сборник. Петрозаводск, 1887. Вып.2
[14] Кольцова Т.М. «Небо» и его росписи в памятниках деревянной культовой архитектуры Архангельской области. С.: 74-83 // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Карелии и сопредельных областей. Петрозаводск, 1986. С.: 75, 76; она же. Кенозерский мастер Федор Захаров Иок // «Небеса» и часовни Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляюшие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». Архангельск, 2009; она же. Росписи «неба» в храмах Русского Севера. Архангельск, 1993
Погуляв немного по деревне, обойдя церковь и спустившись к реке поспешили в строну Конева, ведь Максим уже, наверное, мчится в обратном направлении.
В Конево пытались созвониться с Максом. Но "абонент не абонент". Поэтому мы написали Максу сообщение, что едем не спеша в Плесецк, и далее в Турчасово. Ближе к Плесецку поступил звонок от Макса - он только в Конево, а мы почти в Плесецке. Договорились, что мы не спеша едем в Турчасово, а он потихоньку нас догоняет. Это была ошибка, о которой я расскажу в самом конце этого путешествия. В Плесецке заливаем полный бак солярки и вперед. Солнце тем временем клонится к горизонту. Заливая своим розовым светом все в округ. Лес стоит в зимнем одеянии очень красивый. Жаль, что поленился сделать несколько кадров.
Катим потихоньку в сторону Турчасово. Проезжаем реку Емца... Да тут такая красота! Зима. Мороз, заснеженный лес, не замерзшая река, пар над рекой, закат - это отличные данные на красивые фотографии. Педаль тормоза в пол и на обочину...
Эх, на полчасика, всего лишь, на полчасика бы пораньше сюда...
Сделав несколько кадров, поехали дальше. Свернули с трассы Каргополь-Архангельск на дорогу с нумерацией 11К-571 и попали на узкий, петляющий грейдер в сторону города Онега... Тишина. Трафик полностью отсутствует. По-моему нам за 80 км. попалась всего две или три машины. Связи нет, температура стремится к -30С. Не дай бог, что случится на этой дороге - это верная, мучительная смерть... И вот тут стало ясно. Если едут несколько экипажей, то разделяться не стоит.
Добрались до Турчасово. Связи нет. Максим нас так и не нагнал. По нашим расчетам, Макс должен был подъехать сюда часа через полтора. Чтобы скоротать время в ожидании, прокатились в село Турчасово. Здесь же нам встретился питерский УАЗ патриот - видимо тоже туристы. Сделал пару кадров церкви, и поехали обратно на дорогу. Пока время позволяло, решили поискать место для ночевки. Вдоль берега Онеги уходил одинокий след. Решили разведать. Отъехали от переправы наверное с километр. Условно, место для ночевки мы нашли. Все, поехали на дорогу встречать Максима.
Связи нет. Никакой, от слова совсем. Рация тоже молчит. Решили так: ждем час, если Макса нет, выезжаем ему на встречу. А пока, чтобы скоротать время решили вскипятить водички для чая. Пока кипятилась вода, мы с Сашей в очередной раз говорили о том, что такое разделении, не есть гуд, и надо бы ехать вместе. Со стороны Плесецка проехало пару машин. Долго Максим не заставил себя ждать. Вдали снова замаячили свет фар. Кричим в рацию - тишина. Но все же это был свет от фар машины Макса. Что же, ура, мы воссоединились, и едем на место ночевки.
На ночевку встали на небольшом пятачке. Тем временем мороз уже подползал к психологической отметке в -35С. В моем мировоззрении мороз -35С и ниже - это уже не шутки. И несмотря на то, что я был одет в теплый комбинезон и в валенки, ноги на таком морозе начинали подмерзать. Да и самому было неуютно. Казалось бы - вот почти полная луна, ясно, морозно - я так хотел в такую погоду пошляться по какой-нибудь деревне поснимать сельские ночные пейзажи, как это было в В.Уфтюге, но мороз в -35С. ... нет, уж сильно холодно. Поэтому быстро затолкав в себя продукты питания, и прочистив отверстие в воздухозаборнике автономки, чтобы ночью у нас был спокойный сон, я свалил в машину, на полку и отправился отдыхать.
Завтра ранний подъем, завтра начинается наше путешествие вдоль Онеги.
#путешествиянаавтомобиле
#путешествие по россии
#архангельская область
#русский север
#русская зима
#поонежье
#зима
#зимнее поонежье