Тон в живописи является изобразительным и выразительным средством. Выбор тонового диапазона во многом определяет эмоциональную выразительность картины. Тон является категорией музыкальной, поэтической. На ряду с композицией цвета, линий и форм, тон формирует равновесие всей структуры изображения.
Однако основополагающим средством организации цветового пространства тон считать все же нельзя, так как во многих случаях логично организованную определенным образом тоновую структуру композиции и ее смысловые связи можно изменить, только лишь расставив по-другому цветовые акценты. Данный факт объясняется тем, что тон является одной из характеристик цвета и, соответственно, неотъемлемой его частью, то есть, конкретного цвета без конкретного тона не существует.
Различают тоновой диапазон в светлых, темных, средних и контрастных тонах.
Эмоциональная окраска изображения в ограниченном тоновом диапазоне становится особенно очевидной. Например, изображение, построенное в светлых тонах , явно несет в себе лирическую нотку и вызывает ассоциации с тишиной, грустью, камерностью; средний тоновой диапазон - ассоциируется с замкнутостью, глубиной, сложностью; контрастное сопоставление тонов - с энергией, движением, ясностью.
На основе формальных композиций можно легко проследить зависимость изменения эмоциональной окраски образа от изменения общего тона:
1. Светлые тона. Нюанс по тону:
2. Темные тона. Нюанс по тону:
3. Средние тона:
4. Контрастные тона: