Найти тему
Энергия из отходов

Затонувший корабль времен Второй мировой войны изменил экосистему океана

Есть в кораблекрушениях определенная романтика и мистика: древние артефакты, скрывающиеся во мраке, как будто бы таят в себе несметные сокровища, запертые за ржавыми корпусами. Но на самом деле затонувшее судно — это смесь из старого топлива, проржавевших бомб и токсичных отходов.

Новое исследование, анализирующее затонувший корабль времен Второй мировой войны V-1302 John Mahn в бельгийской части Северного моря, позволило обнаружить, что вещества, просачивающиеся из корпуса в воду, все еще влияют на окружающую микробиологию и геохимию спустя 80 лет после того, как корабль затонул в море.

Учитывая, что только в Северном море есть тысячи подобных судов, совокупное воздействие на морскую жизнь огромно, особенно с учетом боеприпасов и опасных материалов, которые хранятся на военных кораблях.

«Мы хотели посмотреть, формируют ли старые затонувшие суда в нашей части моря микробные сообщества и воздействуют ли они на окружающую среду», — говорит эколог-микробиолог Жозефьен Ван Ландуит из Гентского университета в Бельгии.

-2

Изначально V-1302 John Mahn был рыболовецким немецким судном. В начале войны его переделали в боевой патрульный корабль. В 1942-м году его потопили британцы во время операции Channel Dash.

Исследователи взяли образцы стального корпуса и отложений в двенадцати различных точках вблизи места крушения и на большем расстоянии от него, чтобы увидеть, как далеко может распространяться возможное загрязнение.

В воде обнаружили тяжелые металлы (никель и медь), мышьяк, взрывоопасные соединения и канцерогенные ароматические углеводороды (химические вещества, встречающиеся в угле, сырой нефти и бензине).

-3

Как и ожидалось, концентрация загрязняющих веществ увеличивалась по мере приближения к кораблю. Наихудшие показатели оказались в образце, расположенном ближе всего к корабельному угольному бункеру.

-4

Исследователи обнаружили, что вредные вещества негативно влияют на окружающую микробную жизнь. Из-за кораблекрушения изменился и состав микробов на дне — выросла численность бактерий Rhodobacteraceae и Chromatiaceae. Их привлекают канцерогенные углеводы. Также стало больше сульфатредуцирующих Desulfobulbia — из-за этих микроорганизмов появляется коррозия.

«Хотя мы не видим этих затонувших кораблей и даже не всегда знаем, где они находятся, они продолжают загрязнять морскую экосистему», — говорит Ван Ландуйт .

«Преклонный возраст судов может увеличить риск для окружающей среды из-за коррозии, которая открывает ранее закрытые пространства. Таким образом, их воздействие на окружающую среду со временем становится все хуже».

Исследователи предполагают, что нам предстоит узнать еще много нового о влиянии кораблекрушений на подводные экосистемы.

-5

«Широкая общественность часто проявляет большой интерес к затонувшим кораблям из-за их исторической ценности, но потенциальное воздействие этих кораблекрушений на окружающую среду раньше упускалось из виду», — говорит Ван Ландуйт .

«Мы исследовали только одно судно, на одной глубине, в одном месте. Чтобы получить более полное представление об общем воздействии кораблекрушений на наше Северное море, необходимо взять образцы большого количества кораблей».

Исследование опубликовано в Frontiers in Marine Science .