В первые десятилетия прошлого века Череповец был маленьким городом с населением не больше 20 тысяч человек. Но уже в 1920-е годы в городе появился первый общественный транспорт.
На чем тогда перевозили череповчан, когда в городе пустили трамваи и почему в Зашекснинский район ходят только автобусы, расскажем в новом выпуске программы "Как город строится".
Первый общественный транспорт появился в Череповце еще в 20-е годы прошлого столетия. Тогда это были телеги, запряженные лошадьми. Перевозили они в основном пожарных, врачей и фельдшеров, еще работников железной дороги.
В 30-е годы к гужевому добавился еще один вид транспорта - грузовой. В грузовых машинах устанавливали лавки для перевозки людей. Но это был скорее междугородний транспорт: в грузовиках череповчане ездили в соседние Белозерск, Устюжну, в окрестные деревни. Череповец до войны был маленьким, и общественный транспорт внутри города не требовался.
1951 год запуска пассажирских автобусов в Череповце1956 год - открытие первого трамвайного маршрута
Толчком для развития городского пассажирского транспорта стало строительство металлургического завода.
"В 1948 году к нам по комсомольским путевкам стало приезжать огромное количество людей, все они ехали строить металлургический завод. Но такое количество людей в Череповце негде было поселить, поэтому очень многие строители завода и города жили в деревнях поблизости и пешком по пять-шесть километров ходили на смену и со смены", - рассказывает заведующая Историко-краеведческим музеем Юлия Крутцова.
В 1951 году Череповец получил пассажирские автобусы. После этого запустили первый городской маршрут от вокзала до Соборной горки.
Завод и город росли так стремительно, что стало понятно: без транспортной системы не обойтись. Ведь нужно было быстро доставлять металлургов на работу. Тогда в Череповце появились трамваи. Днем открытия трамвайного движения считается 19 октября 1956 года, когда открыли первый маршрут. Он был коротким: от фабрики обуви до завода.
В 1952 году в Череповец поступило 15 автобусов ЗИЛ-155. Заработали еще три маршрута: № 1 "Улица Первомайская - рынок-2", № 2 "Улица Первомайская - улица Бульварная" и № 3 "Вокзал - село Рождество".
Почти 30 лет спустя, в ноябре 1984 года, трамвай пришел и в уже крупный спальный район - в Заречье. В 70−80-е годы общественный транспорт в Череповце развивался особенно активно.
В непростые 90-е в большинстве городов на смену городским автобусам пришли тесные частные маршрутки. Трамваи много где вообще исчезли с улиц. В Череповце же удалось сохранить муниципальный общественный транспорт.
"Тогдашний мэр Вячеслав Позгалёв не пошел на поводу у моды и не передал общественный транспорт только частникам, - вспоминает экс-мэр Череповца Михаил Ставровский. - Кроме того, город получил кредит Мирового банка в десять миллионов долларов. На эти деньги купили автобусы".
Удобный городской транспорт сохранили, но два проекта не удалось воплотить в жизнь: в Зашекснинский район так и не пустили трамваи и троллейбусы. Тогда, после тщательных подсчетов эти проекты признали нерациональными. Общественного транспорта в городе и так уже хватало.
Сегодня с обновлением автобусов и трамваев городу помогает область. Еще средства выделяются по нацпроектам "Безопасные и качественные автодороги" и "Экология".
Сейчас в Череповце 22 маршрута. Ежедневно 180 автобусов перевозят около 100 тысяч пассажиров. Еще 18 тысяч горожан пользуются трамваем. В городе меняют остановки, устанавливают транспортные табло, ввели транспортные карты, безналичную оплату, систему бесплатных пересадок.
Проект "Как город строится" выходит при поддержке правительства Вологодской области. Все выпуски программы смотрите в паблике "Череповец".
Источник: https://cherinfo.ru/news/124448-ot-telegi-do-tramvaa-istoria-obsestvennogo-transporta-v-cerepovce