Найти в Дзене
Зарплата.ру

Профессия — правозащитник. Беседа с сотрудницей некоммерческого фонда, часть 2

Продолжение истории о социальной работе в фонде «Безопасный дом». Узнали подробнее о личном опыте самой Елены о том, как люди становятся правозащитниками и как это влияет на другие сферы жизни.

Как пришли в профессию? Предшествовал ли этому период волонтёрства или вы сразу пришли в сферу сотрудником?

В школе я даже не знала, что существует социальная работа в том виде, в котором я занимаюсь ею сейчас. Мне даже кажется, что сегодняшние выпускники факультетов социальной работы не вполне представляют себе все грани и возможности этой профессии.

Так сложилось, что в России социальная работа недооценена, о ней мало говорят. Самый распространенный образ соцработника — тётечка из собеса, которая ходит к старушкам домой и разносит продукты.

Для меня всё началось с волонтерства. Я была подростком с острым чувством социальной несправедливости, поэтому в 19 лет решила поволонтерить в фонде, который помогал потребителям наркотиков в Москве. Мне повезло, там работали крутые психологи и специалисты по соцработе, с международным опытом и прогрессивными взглядами на проблему. Там я познакомилась с критической теорией в социальной работе, которая естественно легла на мою собственную политическую и человеческую систему взглядов.

Я поволонтерила какое-то время, погрузилась в это с головой, а позже мне предложили остаться работать за деньги. Понемногу мне расширяли функционал, я училась, я получала большое удовлетворение от того, что делаю то, во что искренне верю.

Я пришла в социальную работу восемь лет назад, и за всё это время ни разу не пожалела и не усомнилась в правильности своего решения.

Есть что-то, что вдохновляет вас в работе каждый день?

В смысле вдохновения социальная работа дает очень много. Не будет преувеличением сказать, что вы точно расширите своё понимание людей и жизни, научитесь замечать вещи, которые часто ускользают от внимания.

Мне, вообще, по душе моя профдеформация и нравится, какими глазами я вижу жизнь и людей. Из-за того, что каждый раз работаешь с уникальным кейсом, взгляд не замыливается, и в обычной жизни ты без усилий видишь в каждом человеке уникальную личность, а не набор стереотипов.

Когда я говорю, что моя работа дает мне много оптимизма, люди почему-то думают, что я радуюсь собственному благополучию по сравнению с тем, насколько тяжелыми бывают истории людей. Но это абсолютно не так.

Вдохновение и оптимизм мне придаёт то, что я регулярно вижу, как люди справляются с очень сложными ситуациями, любят жизнь и живут смело, несмотря на обстоятельства и травматический опыт. Я горжусь своими заявителями, потому что все они смелые и упорные в желании жить счастливой и полной жизнью. Это очень вдохновляет.

Существует стереотип: когда люди узнают, чем я занимаюсь, практически все сразу начинают сочувствовать, мол, работа морально тяжелая. На самом деле психика быстро адаптируется даже к самым тяжелым историям, потому что иначе невозможно было бы сконцентрироваться на решении проблем. Эта эмоциональная устойчивость у меня распространяется только на рабочие моменты: в обычной жизни я эмоциональный человек, а на работе просто «железная».

-2

У вас бывает профессиональное выгорание, как боретесь с ним?

Сотрудники НКО часто страдают от профессионального выгорания, это высокий профессиональный риск. Это связано со множеством факторов.

Важный момент лично для меня — четко соблюдать личные границы в отношениях с заявителями. Это всегда трудно, и здесь обязательно крепкое понимание того, как это работает, хорошие знания и навыки. Поэтому я категорически против допуска волонтеров-непрофессионалов к работе с пострадавшими. Поплывшие границы — это большой вред как для заявителя, так и для сотрудника.

Залог качественной работы — профессионализм. К сожалению, высшее профильное образование в России на сегодняшний день даже близко не закрывает этой потребности.

В нашем фонде все сотрудницы могут прибегать к супервизии с психологом. Я советую всем, кто работает в некоммерческом секторе, пользоваться такой возможностью, если она есть, а если её нет — обсуждать вопрос с руководством и всё же организовать психологическую поддержку для работников, тренинги по профилактике выгорания.

Со временем я нащупала пределы своих возможностей в работе и стараюсь к ним близко не приближаться. Работа непростая и требует большой концентрации, поэтому стоит понимать, что рабочих часов должно быть меньше, чем, например, у офисных работников, а времени на восстановление больше.

Лучшая профилактика выгорания, по-моему — адекватно планировать потенциальные результаты работы. Когда речь идет о работе с жертвами системного насилия, рекомендую держать в голове реалистичную планку: блестящим результатом будет, если мы сможем улучшить качество жизни хотя бы половины из всех обратившихся. Мы не можем творить чудес и «исцелять» людей, которые пережили ад, мы можем только попытаться поддержать их в кризисный момент. В этом и заключается работа. Бóльшие цели будут разрушительны и приведут к выгоранию.

Какими качествами должен обладать человек, если планирует работать в правозащите?

Хочется пошутить, что у этого человека должны быть альтернативные источники дохода.

Необходимые навыки зависят от специфики организации, но, как правило, сотрудник НКО — многозадачный человек. Важно хорошее знание языков — поскольку у нас много заявителей из разных стран, и мы сотрудничаем с международными гуманитарными организациями. Я работаю на трех языках. Как минимум — нужен хороший английский.

Обязательны базовые юридические знания — это тоже часть нашей работы. Несколько раз я выступала общественной защитницей в суде, это полноценный участник защиты наряду с адвокатом. Конечно, мы консультируемся с юристами, но большое количество мелких юридических вопросов решаем сами. Это требует знания основных правовых норм. В нашем фонде, поскольку многие заявители иностранные граждане, мы все разбираемся в нюансах российского и международного миграционного права. Также необходимо знание семейного права — регулярно возникают вопросы связанные с опекой.

Необходимо хорошо знать как работает система здравоохранения. Например, на какие квоты может претендовать человек, как организован порядок получения медицинской помощи и т. д.

Ещё один необходимый навык — базовое знание психологии с учетом специфики организации (например, помощь зависимым или помощь пострадавшим от сексуализированного насилия будет отличаться).

В общем, объем квалификаций для сотрудников НКО большой, поэтому правозащитная работа подходит для людей, которые не боятся трудностей и готовы многому учиться. Когда-то очень давно я услышала от коллеги фразу, которая определила мое отношение к профессии. Она сказала: «Я не считаю себя добрым человеком, мне хватает уверенности в том, что я достаточно профессиональна». Как видите, идея о «служении» в правозащите — не более, чем заблуждение.
-3

Бывают у вас моменты, когда хочется всё бросить и уйти в менее «гуманитарные» сферы?

Я люблю работать с людьми, мне нравится разнообразие задач и ситуаций, с которыми приходится разбираться. Действительно — приятно чувствовать крепкую связь с реальностью, которую даёт работа с социальной сфере, и замечательно знать, что делаешь полезное дело.

Но вообще, я уверена, что и в бизнесе, и на госслужбе есть возможность смотреть на вещи немного шире и заниматься тем, что будет приносить пользу людям и много счастья лично вам.

Специфика работы отражается на других сферах вашей жизни?

Из положительного: я не боюсь никаких жизненных ситуаций, работа подарила мне прекрасных подруг и единомышленниц.

Из условно-негативного: был момент, что из-за регулярного столкновения с экстренными ситуациями, мне было трудно представить, как я буду работать с чем-то менее срочным. Мотивации делать что-то, от чего не зависит человеческая жизнь или, как минимум, безопасность, просто не было: «Документы? Подождёт! Никто же не умрет, если я их не заполню вовремя!». Но потом это прошло.

Близкие меня поддерживают и очень мной гордятся. Но это, я думаю, понятно, людям помогать — всегда похвально.

__

Спасибо Елене за честный и подробный рассказ! А вот актуальные вакансии в НКО — можно оценить предложения, зарплаты и общую ситуацию на рынке.

Как относитесь к работе в некоммерческом секторе? Открываем обсуждение в комментариях 👇