Изабелла не могла закончить иначе. С начала своего Османского приключения она играет навязанные ей роли. Подобно мухе-цокотухе, принцесса с каждым движением все больше застревает в сети опытного паука. Если ты не играешь в свою игру, тобой играют в чужой игре.
Принцесса Изабелла является лишь одной из фигур на шахматной доске, которой манипулируют опытные шахматисты. В нашей истории султан почти не играет в игры. Это прерогатива его окружения. Самый опытный игрок империи несомненно главный визирь. Именно он разыгрывает на символической шахматной доске кастильский гамбит.
Психологическое состояние игрока перед партией
Мы уже упоминали, что победа при Мохаче оказала на Сулеймана разрушающее воздействие. Его настигла звездная болезнь, которая в итоге и привела султана к решению начать династические отношения с Изабеллой. Подробнее здесь:
Сулейман и Изабелла. Гордость и предубеждение
Но еще большее воздействие выигрыш в Венгерской войне оказал на главного визиря Ибрагима. Именно он предложил стратегию проведения битвы при Мохаче и считает себя единоличным победителем над королем Лайошем.
Хатидже он будет рассказывать за ужином: "Я придумал, как нам быть, и через три часа враг оказался разбит". На заседании дивана Ибрагим скромно скажет: "Такой блестящей победы со столь малым числом потерь даже великий Александр Македонский не одерживал в своих походах".
Теперь мы имеем представление, кем себя видит великий визирь после возвращения.
Если Сулейман пытается бороться со своей гордыней, постоянно напоминая себе, что победа - заслуга Аллаха, то Ибрагим даже не пытается.
У визиря вообще сложные отношения с богом. Во время подавления восстания Календер шаха он скажет:
Да, истинно верующего не свернешь с дороги никакой силой. Куда бы он ни шел, на каком бы языке не говорил и какую бы религию не исповедовал, в сердце он будет хранить свою истину. С ней будет жить, с ней и умрет.
Ибрагим иносказательно признается в том, что остается христианином. Внешне он исповедует ислам, в сердце совсем другая истина. Таким образом, визирь живет без помощи высших сил. К аллаху не обращается, потому что в него не верит, к христианскому богу молитв не возносит по причине его запретности.
Ибрагим не смеет показывать свою гордыню перед Сулейманом, но все остальные чувствуют результат его возросшего самомнения. Визирь теперь считает себя вправе вызывать на ковер и отчитывать как детей повздоривших Гритти и Белебея. Один - самый богатый купец в Османской империи и незаконнорожденный сын дожа Венеции, второй - кузен самого Сулеймана.
Может быть, раньше Ибрагим не решился бы проигнорировать просьбу Гритти о помощи в деле принцессы Изабеллы, но в новом горделивом состоянии он предпочитает начать свою игру.
На следующий день после визита Гритти Ибрагим поручает Сюмбюлю выкупить кастильскую принцессу и поселить ее в охотничьем домике.
Можно было бы подумать, что визирь прежде всего печется об интересах государства. Именно поэтому он предпочитает представить Изабеллу султану, а не выполняет просьбу Гритти. Но настораживают детали сделки.
Ибрагим посылает с Сюмбюлем личного казначея. Следовательно, принцессу он выкупает на собственные деньги. С какой целью? Очевидно, чтобы сохранить сделку в тайне. В случае официального выкупа о принцессе сразу бы узнала валиде и весь гарем.
Соответственно, когда Сюмбюль сообщает принцессе, что она теперь в гареме султана - он лукавит. Все время, пока Изабелла живет в домике, в гареме она не числится.
Зачем же такая таинственность? Если принцессу предполагается использовать в торгах против Карла, то в этом нет необходимости. В этом случае о ее судьбе нужно сразу же известить послов, чего Ибрагим не делает. Послы узнают все от Гритти.
Получается, что визирь готовил Изабеллу специально для султана.
Ибрагим только намекает Сулейману, что пираты захватили каких-то важных пленников, не посвящая его в детали. Сначала визирь хочет познакомиться с принцессой лично.
Ибрагим не мог не оценить внешние данные, а также бурный темперамент Изабеллы и счел, что она вполне сможет потягаться с Хюррем в борьбе за интерес Сулеймана.
Замечу, что Ибрагим не столько стремится испортить жизнь султанше, сколько преследует личные честолюбивые замыслы.
Напомню, в тот момент визирь не воспринимает Хюррем как угрозу для себя. Когда Нигяр предупреждает его о том, что султанша может ему отомстить за Луку, тот отмахивается: "Не посмеет со мной тягаться".
Так в чем же мотивация Ибрагима в деле с Изабеллой?
Перенесемся немного вперед и вспомним эпизод на празднике в гареме, который мы опустили в тематическом разборе.
Хюррем спешит в покои повелителя, где Сулейман уединился с Изабеллой. В коридоре она встречает Ибрагима и просит его о помощи:
-Госпожа, в чём дело? Вы взволнованы. Видимо, это всерьёз вас беспокоит.
-Помогите мне.
-Это как же?
-Назад её увезите, домой. Увезите прочь!
-Ты у меня помощи просишь? Значит, выхода другого нет.
-Выход я найти сумею. Могу и тебе шанс дать. Увезёшь отсюда эту женщину - будет у нас с тобой мир.
-Да ну? Выходит, мы с тобой воюем?
-Её ведь ты к нам привёз? Сулеймана с толку сбить пытаешься.
-Так и есть: привёз её, государю представил. Только не забывай, и тебя выбрал я. И если ей в сердце его удалось проникнуть, ты в этом себя одну вини.
То есть Ибрагим считает себя этаким серым кардиналом - демиургом фавориток. Ему льстит, что он находит женщин, которые могут завладеть вниманием султана. Здесь он соревнуется с самой валиде на ее поле.
К тому же Ибрагима греет мысль, что он запросто определяет судьбу монарших особ. Позже в Румельской крепости он с особенным удовлетворением прижмет за горло к стене принца Фридриха.
Игра начинается. Дебют
Так или иначе, Ибрагим начинает операцию по внедрению Изабеллы в султанские покои.
У Хюррем своя игра против визиря. Ирония судьбы, что действовать они начинают одновременно.
Очень забавная сцена, в которой Хюррем стоит на своем балконе и смотрит в сад. Там Ибрагим и Сулейман как раз собираются ехать знакомиться с Изабеллой. Султанша даже не подозревает, что визирь приготовил ей новую проблему: "Ах, Ибрагим, змей Ибрагим, я тебя заставлю расплатиться за все то зло, что ты мне причинил. От моей мести не скрыться".
После эпизода каждый отправляется уничтожать другого. Хюррем идет к Якубу эфенди и просит приготовить яд для визиря. Ибрагим везет Сулеймана знакомиться с Изабеллой, которая, по замыслу паши, должна стать концом Хюррем. На двух шахматных досках разворачиваются две партии с одинаковыми игроками.
Встречи проходят успешно для каждого интересанта. Якуб обещает Хюррем изготовить медленный яд, который невозможно обнаружить.
Сулейман заинтересовывается принцессой.
Хюррем проворачивает операцию с похищением дневника Ибрагима, страницы которого Якуб пропитывает ядом. Комбинация султанши разыграна, остается только ждать, когда у противника закончится время.
Ибрагим же должен держать руку на пульсе зарождающихся отношений.
С султаном Ибрагим играет в карты. Все стороны держат в рукаве козыри и скрывают свои замыслы. Сулейман не показывает Ибрагиму свою заинтересованность в принцессе, делая вид, что все только политика.
Визирь делает вид, что верит в политические торги, однако приказывает Сюмбюлю обучить Изабеллу турецкому. При этом приводит идиотскую причину - якобы нужно понимать, о чем Изабелла говорит, хотя сам был переводчиком при ее беседе с султаном. Нет никакой необходимости учить языку пленницу для обмена, но очень нужно это сделать, если девушка готовится в наложницы повелителю.
Когда Гюль Ага возле охотничьего домика будет общаться со знакомым слугой, он узнает, что Ибрагим часто посещает принцессу. Мы не знаем, о чем они говорили во время этих визитов, но очевидно, что общение на какой-то стадии перешло в неформальное. Когда визирь вернется после подавления восстания, Изабелла поприветствует его настолько дружелюбно, что Хатидже мгновенно начнет ревновать.
Первое время Ибрагим лично курирует общение Сулеймана с Изабеллой, но рождение ребенка выбивает его из повестки. Он пропускает инцидент с письмом и не имеет возможности купировать его последствия.
К тому же визирь допускает ошибку. Раздраженный на Хюррем из-за ее вмешательства в отношения Ибрагима с женой, он мстительно рассказывает султанше, что Изабелла находится в охотничьем домике по воле султана.
С этого момента Хюррем является активным игроком в партии, затеянной Ибрагимом, и имеет возможность противодействовать его замыслам.
К тому же султан отправляет визиря подавлять восстание Календер шаха, и Ибрагим теряет возможность влиять на развитие отношений Сулеймана и Изабеллы.
Инициатива переходит к Хюррем, которая успешно полтора месяца держит Сулеймана подальше от кастильской принцессы.
Вскрытый шах
Хотелось бы коснуться побочного эффекта от ошибки Гюль Аги. Напомню, что евнух получает информацию о том, что Ибрагим держит женщину в охотничьем домике, но без важного дополнения о заинтересованности султана в данном вопросе. Гюль Ага выкладывает полученные сведения Хюррем, та оповещает Хатидже о предполагаемой измене мужа.
Супружеская размолвка не будет долгой - Ибрагиму приходится рассказать жене об Изабелле, и кажется, что недоразумение улажено. Но в ходе выяснения отношений Хатидже скажет роковые слова:
Служить Османскому государству - твой единственный долг! Это значит служить мне. Так что не забывай, потеряв меня, ты потеряешь доверие государя!
И вот визирь сидит в своем походном шатре и достает из шкатулки платок жены. Но ностальгии и тоски он не испытывает. Перед его глазами снова возникает сцена со словами о долге Ибрагима. Обида затмевает его любовь.
Нужно отметить, что отношения Ибрагима и Хатидже до ссоры строились на основе мужского доминирования и подчиненного положения жены. Новая роль, которую предлагают примерить на себя визирю, его совершенно не устраивает. Тем более в том состоянии гордыни и завышенного самомнения, в котором он пребывает после битвы при Мохаче. Ибрагим неожиданно для себя остывает к жене.
Виновата ли Хюррем в последствиях семейного конфликта? Только косвенно. Ее непроверенная информация всего лишь стала триггером для запуска объективных процессов. Случайно сделав ход другой фигурой, султанша не заметила, как объявила вскрытый шах.
Ибрагима очень угнетает положение раба (впрочем, как и Хюррем). Энергичный, умный человек страдает от осознания подчиненного положения, которое он не в состоянии исправить.
Хатидже воспитана в парадигме династической спеси, которая до поры до времени извергается только на жен брата. Но рано или поздно это врожденное высокомерие неизбежно должно было обратиться на мужа султанши. Зверь спеси спал до первого серьезного конфликта. Хюррем становится случайным пешеходом, наступившим на хвост спящему животному.
Ирония ситуации в том, что задумав подточить брак Хюррем, Ибрагим неожиданно подтачивает свой.
Игра переходит в миттельшпиль
Вернувшись из похода, Ибрагим активно включается в партию и начинает модерировать процесс отношений султана с принцессой.
Услышав от Изабеллы об истинных намерениях Сулеймана в отношении девушки, он рекомендует той смириться со своей участью. Султана визирь активно подталкивает к встречам с Изабеллой.
Хюррем, встретив Сулеймана в беседке Хатидже, понимает откуда дует ветер. Султанша сразу пытается заблокировать Ибрагима и выключить его из игры. Она намекает Сулейману о тайных отношениях между визирем и принцессой. Хотя султан не очень верит в наговор, Ибрагима он все-таки убирает подальше от Изабеллы и назначает Белебея ответственным за пленницу.
Хотя самому Ибрагиму уже тоже не до Изабеллы. Партия Хюррем близится к завершению, яд начинает действовать, и визирь падает в обморок на заседании совета.
И тут включаются непостижимые закономерности бытия и сериальных коллизий. Однажды в лесу Сулейман потребовал у Ибрагима объяснений, что он делал с Хюррем в доме, когда на султана покушалась Сыдыка. Если бы этого не произошло, Сулейман не получил бы ранение в сердце. Тогда еврейский доктор Юсуф эфенди не сопровождал бы султана в Константинополь. Тогда никто бы не распознал в болезни Ибрагима отравление, и партия Хюррем была бы выиграна.
Остается добавить, что разговора в лесу не случилось бы, если бы Ибрагим не отравил Луку. Таким образом, событие, которое привело визиря на порог смерти одновременно послужило причиной его спасения.
Ибрагим не умер, но и никому не рассказал об отравлении. Партия Хюррем закончилась вничью.
Зато на своей доске визирь получает преимущество. Хюррем помогает Изабелле бежать, но принцессу вылавливает Ибрагим и доставляет назад в охотничий домик. По дороге он уговаривает ее стать фавориткой султана. Предложение находит отклик в сердце Изабеллы, поскольку соответствует ее тайным желаниям.
Последний ход комбинации - свести страждущие стороны. Ибрагим устраивает званый вечер, на который приглашает и султана, и принцессу. На следующий день визирь перевозит Изабеллу в гарем и празднует победу.
Эндшпиль
Вполне понятно, зачем Ибрагим хотел внедрить Изабеллу в султанские покои. Мы уже говорили о том, что он чувствует себя демиургом фавориток и получает кайф от вершения судеб монарших особ.
В процессе партии мощной мотивацией становится месть Хюррем за отравление.
Также Ибрагим жаждет отомстить Фридриху, который в Румельской крепости прошелся по его гордости. Принц отказывался говорить с рыбацким сыном и вероотступником и требовал равного ему собеседника. Вполне понятно желание визиря подложить невесту Фридриха в постель Сулеймана.
Интереснее вопрос, почему Ибрагим захотел избавиться от Изабеллы? Вряд ли он планировал убийство изначально. Слишком дорогое и сложное мероприятие. К тому же на старте проекта у визиря не было сильной мотивации для мести Хюррем. Да и как фаворитка Изабелла его вполне устраивает - она прекрасно поддается манипуляциям Ибрагима и обещает стать послушной марионеткой в его руках.
Решение о ликвидации принцессы возникло в процессе партии. Попробуем вычленить факторы, которые могли на него повлиять.
Самый очевидный - месть Хюррем. Напомню, план Ибрагима состоит в том, чтобы отравить Изабеллу и тем самым подставить султаншу, на которую в первую очередь падет подозрение.
Есть и неочевидная мотивация. Все упирается в ту самую гордыню, которая чрезмерно разрослась в визире после победы при Мохаче.
Изначально Ибрагима не волновало высокое происхождение Изабеллы. Точнее, как мы уже отмечали, оно его даже вдохновляло. Визирю было приятно решать судьбу особы королевских кровей. Но Хатидже произносит роковые слова о том, что Ибрагим должен служить ей как представителю династии.
С этого момента у визиря зарождается глубокая неприязнь к представителям королевских домов. Позже он признается Насуху, что даже детей Хатидже считает не совсем своими: "В них течет кровь династии". Это признание показывает, насколько глубока душевная рана, нанесенная визирю супругой.
Ибрагим изощренно мстит Хатидже, подкладывая Изабеллу в постель султана, а потом избавляясь от нее. Принцесса играет для него роль куклы Вуду, втыкая иголки в которую, он мстит всем спесивым родовитым особам.
Но есть еще один человек, которому отомстил Ибрагим.
Однажды, когда мир визиря еще не пошатнулся от спесивых слов супруги, он стоял во дворе своего дворца и смотрел на статуи. У Ибрагима родился ребенок, в жилах которого течет кровь османской династии. Его голова кружилась от достигнутых высот, и визирь сказал вслух:
Я - Ибрагим. Ибрагим, который за пятнадцать лет превратил плачущего от страха христианского мальчика из Парги в друга повелителя всего мира. В его зятя. Великого Визиря. Ибрагим, создавший себе свою семью среди статуй богов. Я хочу, чтобы рядом со священными статуями Геракла и Аполлона мои сыновья увидели золотую статую их отца, воздвигнутую в золотой век! На семи холмах столицы, омываемых бескрайним морем, и в трёх частях света подданные мои будут преклоняться передо мной!
Речь услышит султан, приехавший поздравить визиря с рождением ребенка. Позже Сулейман иносказательно укажет на место Ибрагима в этой жизни:
- Геракл. Отец его бог Зевс, ещё один сын Аполлон и сестра Диана. Не так ли?
- Всё верно, повелитель.
- Ну а ты Ибрагим. Кто же ты? Кто твой отец? Кто твой брат?
Жертва двух королев
Всего на доске может быть одновременно девять ферзей, которых любители часто называют королевами. Одна королева настоящая, остальные восемь могут появиться, если все пешки дойдут до последней горизонтали и станут королевами.
У султана есть две королевы, достигшие последней горизонтали, пройдя ступень за ступенью всю гаремную вертикаль. Еще у султана есть новая недокоролева, но зато настоящая принцесса.
А еще у султана была пешка, которая прошла клетку за клеткой и стала ферзем, то есть великим визирем. Но визирь не любит, когда ему напоминают о том, что он всего лишь целеустремленная пешка.
Наказанием для короля-султана должна стать комбинация, в которой он лишится сразу двух своих королев. Одна из которых султанша, вторая - настоящая принцесса. Одна - любовь всей жизни, вторая - самая желанная на данный момент игрушка. Какая месть может быть страшнее?
План визиря исполняется лишь частично. Вторая королева тоже была когда-то целеустремленной пешкой, и тоже не пылает любовью к особам королевских кровей. Две бывшие пешки объединившись убирают с доски настоящую принцессу. И хотя складывается впечатление, что Ибрагим проигрывает эту партию, на самом деле проигравших нет.
Оба игрока мстят королю за его династийную спесь. Оба являются победителями.
Но настоящая трагедия королевы и ферзя в том, что в шахматах пешка не может превратиться в одну важную фигуру - в короля. Какой бы целеустремленной эта пешка не была.