Найти тему

Как молодой пилот обманул СССР

Оглавление

Московский вечер 28 мая 1987 года не предвещал беды. Люди занимались кто чем: многие возвращались с работы, а некоторые просто безмятежно гуляли по центру столицы, то и дело общаясь на незамысловатые бытовые темы.

Неожиданно привычное спокойствие прервал гул, повисший под небом. Люди в панике подняли головы, боясь вообразить, что же их ожидало наверху. С округленными глазами народ, находившийся в данный момент в центре столицы, стал провожать взглядом маленький одномоторный самолет, круживший практически над крышами автомобилей. Несколько филигранных движений, и вот белый аппарат уже коснулся своим шасси Большого Москворецкого моста и по инерции продолжил свое движение по направлению к Храму Василия Блаженного.

Опешившие люди мигом устремились к маленькому аппарату. Подбежав к нему, они поняли, что самолет прибыл прямиком из-за железного занавеса, ибо на его корпусе английскими буквами было написано: “D-ECJB”. Окружив летательный аппарат, возбужденный народ увидел, как из распахнутой двери выходит молодой человек в темных очках, весело и приветливо машет столпившимся. Звали отважного пилота Матиас Руст.

Мир на пороге войны

Ни для кого не секрет, что в восьмидесятые годы двадцатого столетия Советский Союз переживал тяжелые времена. Разрядка отношений между СССР и США, которая наступила в семидесятых, резко поменяла курс в противоположную сторону в начале восьмидесятых, что ознаменовало новый виток холодной войны. Ввод войск в Афганистан, антиалкогольный закон, дефицит товаров, дележка власти - все эти телодвижения внутри страны резко подорвали авторитет среди иностранных коллег. Советский союз в глазах иностранцев отождествлялся с некой “империей зла”, а апофеозом ненависти и презрения к нему стал случай, когда советские войска сбили пролетавший над Сахалином самолет южнокорейской авиакомпании 1 сентября 1983 года. В тот роковой день погибло 269 человек. Это событие настолько обострило непростые отношения между СССР и США, что войны, казалось, не избежать.

Однако в 1986 году молодой (по меркам правителей СССР) Михаил Горбачев встретился с президентом США Рональдом Рейганом в Рейкьявике (столица Исландии), дабы заключить соглашение по сокращению ядерных вооружений. Официальных документов подписано не было, но лидеры мировых держав остались встречей довольны. Многие решили, что этот день - важная веха на пути прекращения холодной войны, но молодой Матиас так не считал. Он решил, что настал его черед менять историю.

Неординарный полет

Матиас Руст родился 1 июня 1968 года в Германии. Отец Матиаса - инженер-электрик, работал на компанию АЕG, которая занимается производством различной электроники, в том числе и для самолетов. В детстве Матиас влюбился в небо и пообещал себе стать пилотом. Так и вышло: в 1986 году он получил лицензию на полеты.

-2

Будучи совершенно безопытным, наш герой решает, что ему пора отправиться в небо. Неизвестно, когда к нему пришла идея совершить, по сути, самоубийственную миссию во имя мира во всем мире. 13 мая 1987 мая он вылетел на арендованном самолете “Сессна - 172 Скайхок” из немецкого города Ютерзен. 15 мая Руст совершил посадку в Исландии, где посетил особняк, в котором проходила та самая встреча Горбачева и Рейгана в 1986 году.

…Я почувствовал, что вошел в контакт с духом этого места. Меня заполнили эмоции и разочарование от провала саммита, от того, что я не смог здесь оказаться прошлой осенью. Это мотивировало меня продолжить.
Матиас Руст, пилот

Руст начинает действовать. Конечно, молодой человек был полон сомнений, но он продолжал идти к своей цели. 22 мая он достигает Бергена (Норвегия) и уже оттуда 25 мая отправляется в Хельсинки. 28 мая он заправляет самолет, садится за штурвал и сообщает диспетчеру, что отправляется в Стокгольм. Через 20 минут он выходит из зоны управления аэропорта, выключает часть радионавигационного оборудования, меняет курс и направляет свой самолет прямиком на Москву. Предварительно он слил часть своего топлива, чтобы поисково-спасательные службы приняли его исчезновение с радаров за катастрофу в море.

Пока диспетчеры разбирались с пропажей воздушного судна, Руст уже пересек границу Советского Союза. Молодой пилот ориентировался исключительно по магнитному компасу и намеченным на карте объектам. Погода была облачной, поэтому самолет держался низко.

В 14.10 его впервые заметили силы ПВО в районе эстонского города Тапа. Оперативный дежурный не сразу стал присваивать цели статус нарушителя госграницы, а заместитель дежурного медлил с докладом к вышестоящему руководству. Было известно, что над Эстонией в данный момент находится десять летательных аппаратов гражданской авиации, но в данном регионе их не было. Только после этого неопознанному летательному аппарату был присвоен статус нарушителя, и дивизия ПВО была развернута в боевую готовность.

Тем временем самолет Руста приближался к Чудскому озеру. Из-за плохой видимости Матиас снизил свой самолет, подвергаясь еще большей опасности. Для уточнения контакта в 14.46 в воздух было поднято два истребителя - один для блокировки границы, другой для опознания воздушного судна.

В 15.23 летчик МиГ на высоте двух тысяч метров визуально опознал объект (при этом Руст находился на 600 метрах над землей), как “легкий белый самолет типа ЯК-12”. В 15.31 был поднят еще один истребитель, но он цели не обнаружил. Командование предполагало, что это один из самолетов местного аэроклуба, потом был сделан вывод, что нарушитель границы является ничем иным, как плотной стаей птиц, поэтому преследование на этом и закончилось, однако руководство Московскими силами ПВО было предупреждено о странном объекте, который приближался к столице.

В 15.00, находясь в районе Пскова, молодой и неопытный диспетчер присвоил всем летательным аппаратам статус “свой”, потому что в этом районе проводились летные учения. На маленький иностранный самолет никто не обратил внимания.

Примерно через час Матиас Руст находился рядом с Селигором, где происходили поисково-спасательные работы в связи с катастрофой самолета ВВС. На “Сессну” вновь не обратили внимания.

К 18.00 самолет вошел в пространство, контролируемое Московским округом ПВО. Погода над столицей была ясной и практически безоблачной. Летательный аппарат сразу же был замечен на радарах, и о его передвижениях было доложено Центральному штабу ПВО. Но военные предположили, что это обычный легкий самолет, который не доложил о своем полете, поэтому Центральный штаб оставил решение вопроса об объекте на плечах Московского округа.

К 18.30 Матиас уже подлетал к Москве. В его планах было приземление на Красной площади, но данный маневр был слишком рискованным, поэтому сделав несколько кругов, он решил сесть на Большом Москворецком мосту и по накату долетел до Храма Василия Блаженного.

В течение часа он позировал для фотографов, раздавал автографы, махал рукой и улыбался. Примерно через час его арестовали правоохранительные органы.

Суд и последствия

-3

4 сентября 1987 года начались слушания по поводу преступления Руста. Его обвиняли в нарушении госграницы и в тяжком хулиганстве, которое могло повлечь за собой гибель людей. Когда незадачливого пилота спросили о мотивах, он ответил, что это было сделано во имя мира. Добродетель Матиаса Руста не оценили, и он был приговорен к 4 годам лишения свободы, однако примерно через полтора года его амнистировали. Матиас вернулся в ФРГ. Кстати, за инсценировку ложной катастрофы ему был выписан штраф в размере 100 тысяч долларов.