Справочный материал для понимания сути православного храма.
Посмотрите внимательно на схему. С чем бы Вы сравнили здание храма? Не знаете? Давайте посмотрим.
- Стоит храм на чем? На фундаменте ( подошве)
- Дальше идут стены, перевязанные чем? Поясом.
- Стена разделена на три части - лопатки.
- Верхняя полукруглая часть называется закомары - плечи.
- Смотрим выше - барабан, на который установлен купол, - шея.
- Еще выше - купол - глава.
- Еще выше яблоко и крест.
Вы поняли на что, точнее, на кого похода структура храма?
На человека! Расскажите детям - внукам! Им будет интересно!
Внутри барабан опирается на столпы, образующие крест, поэтому такой тип храма называется крестово-купольный.
Всем привет!
Сегодня опять далеко от садовой темы. Но раз уж я в городе, в понедельник настроение завело меня не только на набережную Невы (смотрите публикацию в понедельник и вторник), но и в один из самых красивых храмов Васильевского острова и Петербурга, Храм Успения Богородицы.
До его строительства, а сдан он был в 1900 году, это место с времен Петра I принаждлежало церкви. Там были подворья разных монастырей, склады, сдавалось жилье в аренду. Много всего было не самого достойного, пока в 1894 году не объявили конкурс, который выиграл В.А. Косяков. Ранее он построил Морской собор в Кронштадте.
Найдите общее! Для этого воспользуйтесь справкой в начале статьи. Это интересно.
Архитектор старался объединить в своих работах элементы различных стилей и русского (псевдорусского), модного в конце 19 века. К русскому стилю относятся в первую очередь "кокошники" над окнами и на крыше, использование изразцов-вставок на стенах и фронтоне.
Кокошник на картине Маковского К.Е. "Боярыня" (это парадный кокошник, крестьянки носили попроще, опять 19 век)
Храм Успения Богородицы, г. Ростов Великий. 16 -18 век. Элементы повторяют Храм Успения в Кремле. Обратите внимание на крылечко... Элементы русского стиля.
РОстов - город детства. В нескольких километрах родина моего отца, сюда часто ездили мы с отцом в детстве. Кстати, когда-то здесь настоятелем значился отец Алеши Поповича. (Все помнят трех богатырей?)
Как видите, псевдорусский стиль использует элементы гипертрофированно, в большом количестве. Это же мы можем увидеть и на храме Спаса на крови.
Вернемся в храм...
В Ярославле, Ростове Великом, Москве изразцы использовались очень активно. Сейчас идет восстановление многих памятников, пострадавших за долгие годы. В Петербурге тоже есть храм-музей изразцов. Это Спас на крови.
Этот храм построен после смерти императора Александра II на этом самом месте в 1881 году. Время посторойки конец 19 века. Как видите, кокошники, изразцы.
Храм Успения был не одинок в строительстве, это был целый комплекс, в который кроме дома митрополита, флигелей для братии, конюшен, складских помещений и многого другого входили даже сады и кладбище.
Интересен и вход в храм. Перед архитектором стояла задача оградить его от городской суеты, поэтому он был создан "многокамерным" (слово я придумала, не тармин). С улицы вы заходите в первую огромную дверь даже не с запада, как положено, с набережной да еще и под углом.
Стены покрыты росписями в русском стиле, чем то напоминают росписи Исторического музея на Красной площади в Москве, Ярославских и Ростовских храмов. Далее вы проходите во вторую дверь и попадаете еще в одну камеру.
Здесь еще одна лестница. Росписи покрывают стены и потолки. Окна украшены колоннами. Между ними светильники. А сами проемы также похожи на кокошники.
И вот так, камера за камерой, лесенка за лесенкой, поворачивая, вы заходите в храм, как и положено, с западной стороны.
Это последняя площадка перед входом в храм. Обратите внимание, напротив есть еще один внутренний вход, ведущий во внутренние дворовые помещения. За колоннами вход в свечную лавку и далее в небольшое кафе. С улицы тоже можно зайти туда.
И вот он, главный храмовый зал. Этот храм особенный, у него нет столбов (см. верхнюю схему). В конце 19 века использовали современные технологии, были положены железо бетонные балки. Это увеличило объем зала (до 2 000 человек), улучшило акустику.
Прежде, чем вы будете смотреть дальше, хочу рассказать об истории храма в советские времена. После гонений начала тридцатых годов на братию, закрылась Киево-Печерская Лавра, к которому относился комплекс. Подворье стало существовать самостоятельно. Но в 1936 году и его закрыли. Сначала здесь был спортзал, в годы войны склад, во дворе стояли зенитки, на крыше был наблюдательный пункт. После войны чего здесь только не было. Каток (здесь тренировались Белоусова и Протопопов), бассейн, бани, какие-то учреждения, выращивали цветы. Отмокали и осыпались фрески, стены из кирпича и бетона повреждались грибком. Погибла метлахская плитка на полу. Была разворована утварь, что-то вывезли в музей и хранилища. И только в 1991 году храм передали Оптиной пустыни. Потребовались огромные силы, деньги, работа многих коллективов, чтобы привести в порядок это великолепное здание.
Чтобы восстановить росписи, пришлось счистить несколько слоев краски, побелки, изучить довоенные фотографии. Привлекались выпускники художественных вузов, специализирующихся на реставрации росписей, дерева, металла, камня.
Расписаны все пространства церкви. Использованы элементы древнерусских росписей.
За иконостасом, тема которого Пресвятая Дева, скрыт алтарь, где находится престол из каррарского мрамора и позолоченный фарфоровый иконостас (мастерская Солодкова).
Фотография не самая удачная, но я не получала разрешения у батюшки, поэтому стеснялась, торопилась. Однако у входа написано, что нельзя фотографировать только во время службы. И все же... Мешать не хотелось тем, кто пришел общаться с богом. Я человек скорее не верующий, только свечки поставила, вспомнила тех, кто ушел, попросила милости к тем, кто еще с нами.
Под куполом изображение Христа с херувимами и серафимами. Ниже под барабаном - деяния Спасителя.
Хоры. Здесь поет церковный хор. В древнерусских храмах это было княжье место с отдельным входом, не пересекающимся с обычной братией.
В 19 веке окна в храмах делали уже большие.
При восстановлении росписей выпускники репинского училища изучали и росписи других соборов, сохранившиеся до конца 20 века, потому что утрат было очень много.
В Успенской церкви находятся
"иконы с мощами Оптинский старцев, целителей и святых, рака с останками преподобного Амвросия, Оптинского чудотворца, частица Животворящего Креста, икона Богородицы «Скоропослушница», написанная на Афоне в 2009 г., иконы Божией Матери «Всецарица» и Божией Матери «Неупиваемая чаша» (https://peterburg.guide/sobory-i-hramy/uspenija-presvjatoj-bogorodicy/)
Богослужения восстановились в 1996 году. Освящена великим чином в 2013 году, после полного восстановления.
Сейчас при храме находится целый комплекс от воскресной школы, гимназии, академии и иконописной мастерской до кафе и других церковных организаций.
На сегодня все, с любовью, ваша Светлана.