Найти тему
Дачная авантюристка

Храм Успения Богородицы

Справочный материал для понимания сути православного храма.
Посмотрите внимательно на схему. С чем бы Вы сравнили здание храма? Не знаете? Давайте посмотрим.
  • Стоит храм на чем? На фундаменте ( подошве)
  • Дальше идут стены, перевязанные чем? Поясом.
  • Стена разделена на три части - лопатки.
  • Верхняя полукруглая часть называется закомары - плечи.
  • Смотрим выше - барабан, на который установлен купол, - шея.
  • Еще выше - купол - глава.
  • Еще выше яблоко и крест.

Вы поняли на что, точнее, на кого похода структура храма?

На человека! Расскажите детям - внукам! Им будет интересно!

Внутри барабан опирается на столпы, образующие крест, поэтому такой тип храма называется крестово-купольный.

Всем привет!

Сегодня опять далеко от садовой темы. Но раз уж я в городе, в понедельник настроение завело меня не только на набережную Невы (смотрите публикацию в понедельник и вторник), но и в один из самых красивых храмов Васильевского острова и Петербурга, Храм Успения Богородицы.

До его строительства, а сдан он был в 1900 году, это место с времен Петра I принаждлежало церкви. Там были подворья разных монастырей, склады, сдавалось жилье в аренду. Много всего было не самого достойного, пока в 1894 году не объявили конкурс, который выиграл В.А. Косяков. Ранее он построил Морской собор в Кронштадте.

1919г.
1919г.

Найдите общее! Для этого воспользуйтесь справкой в начале статьи. Это интересно.

-3

Архитектор старался объединить в своих работах элементы различных стилей и русского (псевдорусского), модного в конце 19 века. К русскому стилю относятся в первую очередь "кокошники" над окнами и на крыше, использование изразцов-вставок на стенах и фронтоне.

Кокошник на картине Маковского К.Е. "Боярыня" (это парадный кокошник, крестьянки носили попроще, опять 19 век)

-4

Храм Успения Богородицы, г. Ростов Великий. 16 -18 век. Элементы повторяют Храм Успения в Кремле. Обратите внимание на крылечко... Элементы русского стиля.

интернет (не смогла скопировать адрес)
интернет (не смогла скопировать адрес)

РОстов - город детства. В нескольких километрах родина моего отца, сюда часто ездили мы с отцом в детстве. Кстати, когда-то здесь настоятелем значился отец Алеши Поповича. (Все помнят трех богатырей?)

-6

Как видите, псевдорусский стиль использует элементы гипертрофированно, в большом количестве. Это же мы можем увидеть и на храме Спаса на крови.

Вернемся в храм...

-7
-8
-9
Ярославль, Церковь Николы Мокрого. (интернет)
Ярославль, Церковь Николы Мокрого. (интернет)

В Ярославле, Ростове Великом, Москве изразцы использовались очень активно. Сейчас идет восстановление многих памятников, пострадавших за долгие годы. В Петербурге тоже есть храм-музей изразцов. Это Спас на крови.

Интернет, свободные источники.
Интернет, свободные источники.

Этот храм построен после смерти императора Александра II на этом самом месте в 1881 году. Время посторойки конец 19 века. Как видите, кокошники, изразцы.

-12

Храм Успения был не одинок в строительстве, это был целый комплекс, в который кроме дома митрополита, флигелей для братии, конюшен, складских помещений и многого другого входили даже сады и кладбище.
Интересен и вход в храм. Перед архитектором стояла задача оградить его от городской суеты, поэтому он был создан "многокамерным" (слово я придумала, не тармин). С улицы вы заходите в первую огромную дверь даже не с запада, как положено, с набережной да еще и под углом.

-13
-14

Стены покрыты росписями в русском стиле, чем то напоминают росписи Исторического музея на Красной площади в Москве, Ярославских и Ростовских храмов. Далее вы проходите во вторую дверь и попадаете еще в одну камеру.

-15

Здесь еще одна лестница. Росписи покрывают стены и потолки. Окна украшены колоннами. Между ними светильники. А сами проемы также похожи на кокошники.

И вот так, камера за камерой, лесенка за лесенкой, поворачивая, вы заходите в храм, как и положено, с западной стороны.

-16

Это последняя площадка перед входом в храм. Обратите внимание, напротив есть еще один внутренний вход, ведущий во внутренние дворовые помещения. За колоннами вход в свечную лавку и далее в небольшое кафе. С улицы тоже можно зайти туда.

-17

И вот он, главный храмовый зал. Этот храм особенный, у него нет столбов (см. верхнюю схему). В конце 19 века использовали современные технологии, были положены железо бетонные балки. Это увеличило объем зала (до 2 000 человек), улучшило акустику.

-18

Прежде, чем вы будете смотреть дальше, хочу рассказать об истории храма в советские времена. После гонений начала тридцатых годов на братию, закрылась Киево-Печерская Лавра, к которому относился комплекс. Подворье стало существовать самостоятельно. Но в 1936 году и его закрыли. Сначала здесь был спортзал, в годы войны склад, во дворе стояли зенитки, на крыше был наблюдательный пункт. После войны чего здесь только не было. Каток (здесь тренировались Белоусова и Протопопов), бассейн, бани, какие-то учреждения, выращивали цветы. Отмокали и осыпались фрески, стены из кирпича и бетона повреждались грибком. Погибла метлахская плитка на полу. Была разворована утварь, что-то вывезли в музей и хранилища. И только в 1991 году храм передали Оптиной пустыни. Потребовались огромные силы, деньги, работа многих коллективов, чтобы привести в порядок это великолепное здание.

-19

Чтобы восстановить росписи, пришлось счистить несколько слоев краски, побелки, изучить довоенные фотографии. Привлекались выпускники художественных вузов, специализирующихся на реставрации росписей, дерева, металла, камня.

-20

Расписаны все пространства церкви. Использованы элементы древнерусских росписей.

-21
-22
-23

За иконостасом, тема которого Пресвятая Дева, скрыт алтарь, где находится престол из каррарского мрамора и позолоченный фарфоровый иконостас (мастерская Солодкова).
Фотография не самая удачная, но я не получала разрешения у батюшки, поэтому стеснялась, торопилась. Однако у входа написано, что нельзя фотографировать только во время службы. И все же... Мешать не хотелось тем, кто пришел общаться с богом. Я человек скорее не верующий, только свечки поставила, вспомнила тех, кто ушел, попросила милости к тем, кто еще с нами.

-24

Под куполом изображение Христа с херувимами и серафимами. Ниже под барабаном - деяния Спасителя.

-25

Хоры. Здесь поет церковный хор. В древнерусских храмах это было княжье место с отдельным входом, не пересекающимся с обычной братией.

-26

В 19 веке окна в храмах делали уже большие.

-27

При восстановлении росписей выпускники репинского училища изучали и росписи других соборов, сохранившиеся до конца 20 века, потому что утрат было очень много.

-28

В Успенской церкви находятся

"иконы с мощами Оптинский старцев, целителей и святых, рака с останками преподобного Амвросия, Оптинского чудотворца, частица Животворящего Креста, икона Богородицы «Скоропослушница», написанная на Афоне в 2009 г., иконы Божией Матери «Всецарица» и Божией Матери «Неупиваемая чаша» (https://peterburg.guide/sobory-i-hramy/uspenija-presvjatoj-bogorodicy/)

Богослужения восстановились в 1996 году. Освящена великим чином в 2013 году, после полного восстановления.

Сейчас при храме находится целый комплекс от воскресной школы, гимназии, академии и иконописной мастерской до кафе и других церковных организаций.

На сегодня все, с любовью, ваша Светлана.