В период ограничений на валютном и фондовом рынках «Тинькофф» решил развиваться в новом направлении. Банк в тестовом режиме запустил сервис по онлайн-продаже авто. «Тинькофф» не первый банковский игрок на этом рынке, аналогичный сервис есть, например, у Сбербанка. Как он будет работать и будет ли востребован — в материале «Компании».
О запуске «Тинькофф авто» стало известно в понедельник, 31 октября. При этом представитель банка рассказал «Ведомостям», что в тестовом режиме сервис заработал еще на прошлой неделе. В кредитной организации его называют «первой в России онлайн-платформой, на которой можно купить автомобиль по цене производителя с доставкой к дому и оформить все документы без визита в офис банка или автомобильного дистрибьютора».
Работает сервис по принципу, схожему с моделью маркетплейса, через дилера Fresh Auto. В банке отметили, что это будет «своего рода автоэкосистема», где можно будет получить автокредит, страховку, сопровождение сделки, техобслуживание и денежный кешбэк.
Пока через сервис можно купить только китайские автомобили Haval. Продажи ведутся в четырех городах — Краснодаре, Ростове-на-Дону, Воронеже и Минеральных Водах.
В вопросах расширения предложения и географии сервиса «Тинькофф» ориентируется на первую половину 2023 года, заявил «Компании» представитель банка. «Сроки запуска следующих этапов будут во многом зависеть от готовности партнеров. Мы готовы сотрудничать со всеми брендами, которые остались на российском рынке», — добавил он.
Как это работает?
Согласно сайту «Тинькофф авто», на сервисе сейчас есть возможность купить пять моделей Haval — Jolion, F7, F7x, H9 и Dargo. Каждая их них представлена в двух-четырех комплектациях. На сайте можно изучить внешний вид, интерьер, характеристики каждого авто и записаться на тест-драйв.
Машины продаются по цене производителя со скидкой в 3%. После подтверждения сделки от клиента дилер будет бронировать машину у себя или на складе Haval. Затем «Тинькофф» доставит авто покупателю, стороны подпишут договор купли-продажи и рассчитаются по сделке.
«Клиент видит окончательную стоимость на автомобиль сразу на сайте, эта же цена будет зафиксирована в договоре к моменту выдачи. Второй важный момент — онлайн-оформление сделки от момента выбора комплектации до доставки к двери. Клиенту не нужно никуда ездить, все документы будут подготовлены онлайн, а само авто — доставлено до двери», — объясняют в банке.
Техобслуживание и гарантийный ремонт машины будут проводиться в официальных дилерских центрах марки. Планируемые инвестиции в проект «Тинькофф» не раскрывает. «Мы запустили “Тинькофф авто”, используя только внутренние ресурсы (человеко-часы команды запуска). Однако мы планируем серьезно вкладываться в дальнейшую разработку платформы, организацию новых бизнес-процессов, в частности в сервис доставки автомобилей, и прочее», — отметил представитель банка.
Отвечая на вопрос о выгоде от продаж для самого «Тинькофф», он отметил, что розничная цена подразумевает определенную маржу, поэтому чем больше авто будет продано, тем банку выгоднее. Также сервис должен привлечь в банк новых пользователей. «Мы заинтересованы в экосистемной работе с клиентом: мы не навязываем дополнительных услуг, но клиент может воспользоваться и другими предложениями экосистемы “Тинькофф”, а те, кто еще не сталкивался с нашим сервисом, — познакомиться с ним», — уверяют в «Тинькофф».
Тинькофф Банк не первая кредитная организация в РФ, решившая выйти на авторынок. В августе 2020 года Сбербанк запустил маркетплейс «СберАвто». Поначалу на нем продавались только новые машины, а с конца прошлого года — также подержанные. На маркетплейсе можно купить, продать автомобиль, оформить автокредит и застраховать машину. В прошлом году «Сбер» также запустил подписку на автомобили.
Помимо этого, свой автомобильный маркетплейс есть у Росбанка. На нем продаются авто более чем 20 марок. В начале февраля о запуске «платформы для решения всех вопросов, связанных с приобретением и обслуживанием автомобиля» для своих клиентов, объявлял ВТБ.
Известно, что «СберАвто» пока еще не вышел в плюс. По крайней мере, в ноябре прошлого года в «Сбере» сообщали, что «СберАвто» «планово убыточен». Выйти на положительную EBITDA сервис на тот момент ожидал в 2024 году.
При этом в целом на авторынке на фоне ухода крупных игроков сейчас наблюдается провал. За девять месяцев в России выпустили на 66% меньше легковушек, чем в прошлом году. При этом продажи легковых и легких коммерческих авто за полгода упали почти на 75%, отмечали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Будет ли спрос?
Преимущества нового продукта от «Тинькофф» пока неочевидны, заявил в разговоре с «Компанией» автомобильный эксперт Максим Пастушенко. Он отметил, что аналогичный сервис Сбербанка очень сильно ориентирован на продукты кредитной организации. Похожая история, вероятно, будет и с «Тинькофф».
«Сейчас есть несколько площадок с объявлениями, на которых как юридические, так и физические лица продают автомобили, и пока придумать более интересный продукт довольно сложно. Тем более что и на этих площадках давно интегрированы всевозможные продукты от разных банков и страховых компаний», — напоминает он.
С точки зрения маркетинга эта история тоже не совсем понятна, говорит Пастушенко. «Аудитории “Тинькофф” и Haval в массе своей не пересекаются. Первые — это просветленная молодежь, которая ездит на кредитных Creta или бэушных BMW, а покупатели автомобилей Haval — это люди в возрасте 35+», — полагает он.
Китайские бренды Chery и Geely, по мнению Пастушенко, больше попадают в аудиторию «Тинькофф». Оба эти бренда не заявляли об уходе с российского рынка. При этом руководитель Fresh Auto Денис Мигаль не исключает, что их машины, а также авто китайской Exeed в скором времени тоже начнут продаваться на «Тинькофф авто».
Схему онлайн-продаж авто, в которой не участвует дилерская сеть, нельзя назвать новой, добавляет руководитель отдела «Авто» портала BFM.ru Алексей Аксенов. Он напомнил, что «до всех ситуаций» ее использовали сами производители (например, Hyundai). Это избавляло потребителей от навязанных дополнительных покупок стоимостью в сотни тысяч рублей.
«Если у Haval, Chery и прочих китайских брендов нет такой схемы онлайн-продаж, то сервис “Тинькофф” может быть востребован. Пока не у большой части населения, но в перспективе люди будут привыкать к такому формату, как привыкли к покупке продуктов онлайн», — говорит он.
Аксенов напомнил, что на сегодняшний день, кроме китайских и российских машин, в стране купить практически ничего невозможно. Поэтому, если сервис и будет развиваться, то расширять портфель он станет за счет китайских авто.
За сервисами подобными «Тинькофф авто» будущее, считает Аксенов. При этом он не стал отрицать, что в среднесрочной перспективе сейчас не лучший момент для выхода банка на авторынок.
«Смысла в партнерстве с одним только Haval я не вижу, но в будущем, когда ситуация в мире изменится и европейские компании к нам вернутся, это будет иметь смысл. Так что время для новых инструментов сейчас подходящее, но с точки зрения бизнеса запуск этого сервиса — работа явно на “долгосрок”», — заключил он.
Подписывайтесь на нас, чтобы ничего не пропустить: Журнал «Компания»