Что бы ни говорили сегодняшние пропагандисты свободной любви, существуют браки, благословлённые свыше. Сколько мы знаем семейных пар, прославляемых историей и верой? Не так уж и много. С 2016 года по решению Священного Синода 1 июня отмечается День общей памяти святых благоверных князей Димитрия Донского и Евфросинии (Евдокии) Московской.
В русской истории не так уж много найдется таких супружеских союзов, каким был брак Димитрия Донского и Евфросинии Московской, живших в XIV веке. Ну, кто первый в памяти всплывает? Пётр и Феврония. А были ещё Киприан и Устинья, Михаил Черниговский и Анна Новгородская, Кирилл и Мария Радонежские, о которых я уже писала...
Вот что интересно, зная, что за каждым великим мужчиной обязательно стоит женщина, я никогда не задавалась вопросом - а кто стоит за спиной у князя Дмитрия Ивановича? Ну как не спрашивала? Следуя родословным знала, что был он женат на суздальской княжне. Брак был политическим. И всё. А что ещё надо? Только глядя на картину Ю.Ракши понимала, что княгиня в Москве была неординарным человеком.
Вот она - Евдокия, жена князя Московского и дочь князя Суздальского - спокойная, уверенная, немного уставшая, прикрывающая рукой чуть выдающийся животик... Опять муж возложил на неё тяжёлое бремя управления городом и княжеством, уйдя на войну, которая может его и не вернуть.
По современным меркам их поженили совсем подростками. Ему только исполнилось 16, ей было 13. Сейчас бы сказали: совсем дети. Но эпоха была другая. И время там тоже шло по-другому. Дети взрослели сразу, как только погибали их родители, или их буквально выпихивали во взрослую жизнь. Жития обоих супругов пишут, что они заметили друг друга, но о любви, конечно же не было и речи. Только вот сердце девушки слегка чуть быстрее билось, встречая взгляд своего будущего мужа, а юноша замирал после венчания, глядя на молодую жену, когда она этого не видела.
Дмитрий привёз Евдокию в разорённую после очередного набега Москву. Они даже не смогли здесь жить - просто не было ни одного целого строения в кремле. Её глаза испуганно глядели на лежащий в руинах город, он же спокойным голосом говорил, что город восстановят, только времени немного надо... Менее чем через год - в том же 1366 году - началось строительство белокаменного Кремля.
Через несколько лет родился первенец, а потом ещё один сын... В браке всего родилось 12 детей, а прожили супруги 22 года. Много это или мало в условиях постоянных военных конфликтов, ордынских набегов, заговоров против князя? Не мало. Потому что пока князь Дмитрий Иванович решал глобальные задачи выживания Руси ( и Московского княжества в том числе) Евдокия Дмитриевна не только рожала детей и занималась хозяйством. Она управляла княжеством. И муж, возвращаясь в Москву, знал, что проблем в доме нет. Он очень ценил супругу. Об этом говорит оставленное им завещание. А она никогда не позволила себе сказать что-либо против воли мужа.
Когда на Москве стоял женский плач по уходящим на битву с Мамаем мужчинам, её глаза были сухи. Некогда было давать себе слабину: надо было не только приготовиться к встрече раненых, которых будет немало, но и надо было озаботиться запасами на зиму, ведь осенью не так много дней без нудных дождей, и урожай мог просто погибнуть. Слава Богу мужики успели сжать рожь и овёс.
"Продержимся! - читал в глазах жены Дмитрий Иванович, - Вы только возвращайтесь!"
Евдокия ещё с юности занималась целительством. Князь Дмитрий не мешал, помогал, чем мог. Еще до замужества в отцовской библиотеке юная княжна читала Гомера, Вергилия, Платона, Аристотеля. Ее особый интерес также вызывали труды врачей — Галена и Гиппократа, которые специально для княгини были привезены в Москву. Не зная исхода сражения, она организовала в Москве госпиталь, куда потом повезут раненых воинов. Вместе с другими женщинами она часами молилась за мужа, ничем не отличаясь от других жён, матерей, сестёр и невест. Узнав о возвращении мужа, Евдокия в сопровождении двух малолетних сыновей — Василия и Юрия — встречает его в Москве у Фроловских (ныне — Спасских) ворот. Будущему великому князю Василию I эта встреча запомнилась надолго. Казалось, что наконец наступает на Руси благословенная тишина. Но уже через 2 года на Москву, чтобы наказать князя, посмелевшего сопротивляться орде, идёт хан Тохтамыш. Выбор у Дмитрия не простой: защищать Москву с горсткой оставшихся воинов, либо - возможно- потеряв всё, в том числе и жену и детей, сохранить единство Руси, собрать войско и противостоять ордынцам.
Князь, положившись на жену, выбирает второе. Она же, спешно собирает детей, казну и уезжает на запад - к Волоку Ламскому, под защиту новгородцев. Евдокию и детей потом вывозят в Кострому, в безопасное место. Именно там она родит ещё одного ребёнка.
А Москву, готовую сопротивляться захватчикам, сдадут предатели, по странному и страшному стечению обстоятельств бывшие родными братьями княгини Евдокии.
Город был разграблен: Кремль, дворец, церкви, дома знати, всё было превращено в руины и пепел. Обрадованный успехом хан распустил войско, позволив ему обирать окрестные города. Вернувшись домой, Дмитрий Иванович не узнал своей столицы, когда-то превосходившей многие города красотой и богатством. Надо было восстанавливать город, строить дома, и опять верная Евдокия оказывала помощь мужу. В город приезжают строители, каменщики, плотники, кузнецы, портные, гончары. И всех привечает княгиня, всем находит работу. Столица практически восстанавливается за последующие 7 лет.
Но как бы не хвалили её способности к лечению, как бы много благодарных её рукам не было, мужа она вылечить после страшного ранения на Куликовом поле так и не смогла. Князь Владимир Андреевич Серпуховской говорил её, утешая, что Князь Дмитрий выжил в той битве только по её молитвам. Муж и правда рассказывал, что после боя словно видел её, жену, которая звала его туда, к дубу, под которым его нашли почти неживого.
Ему не было и сорока лет, когда он почувствовал, что скоро уйдёт в иной мир. Весной 1389 года, почувствовав приближение смерти, Димитрий Иванович послал за преподобным Сергием, который стал главным свидетелем при составлении великим князем духовного завещания.
«Вы, дети мои, живите заодно, а матери своей слушайтесь во всем… Который сын не станет слушаться мати своей, на том не будет моего благословения… Вот я отхожу к Богу, и вас поручаю Богу и матери вашей: под страхом ея будьте всегда… Бойтесь Бога; бояр своих любите, будьте приветливы ко всем своим слугам. А вы, бояре… послужите княгине моей и чадом моим…»,
– так говорил умирающий великий князь Димитрий Донской. ( https://media.elitsy.ru/otvety/blagoslovennaja-semja-svjatyh-dimitrija-donskogo-i-evfrosinii-moskovskoj/)
В своей духовной грамоте он навсегда заповедал своим детям и потомству, чтобы после отца наследовал великокняжеский престол старший сын его, и таким образом установил новый порядок престолонаследия, не допускавший никаких споров и претензий со стороны братьев усопшего князя. ( Однако это не помешало уже его внукам начать настоящую войну за московский престол.) Доказательством безграничного доверия и уважения к супруге служит завещание Дмитрия Ивановича, в котором он одарил жену земельными наделами и властью. После его смерти, Евдокия участвовала в управлении княжеством. Она стал второй правительницей-княгиней на Руси после княгини Ольги.
Существует красивый литературный памятник "Плач княгини Евдокии по мужу". Однако зная её спокойствие, выдержку и рассудительность, вполне можно сказать, что современникам просто очень хотелось, чтобы она ТАК красиво показала наконец свои чувства к мужу. Вряд ли женщина с грудным ребёнком на руках и княжеством в них же могла позволить себе расслабиться на людях. Она правила железной рукой до совершеннолетия сына Василия, а позже во всём помогала ему советами.
После смерти мужа она проживёт ещё 18 лет. Вырастит и поднимет на крыло всех своих детей. Соберёт войско, чтоб отразить набег хана Тамерлана в 1395 году. И будет строить, строить, строить... Маленькие часовни и церкви, большие белокаменные храмы, монастыри. Она основала женский Вознесенский монастырь у Фроловских ворот в Кремле, заложив и начав строительство там первого храма. Эта обитель стала третьим женским монастырем Москвы. Уже в XV столетии устанавливается традиция, по которой собор монастыря служил усыпальницей Великих Княгинь (впоследствии – Цариц) и женщин из правящего дома.
И никогда, ни разу за эти 18 лет, не позволит себе выйти к людям с видом страдания или уныния на лице. Из-за этого её даже обвиняли в том, что дескать не бережёт она честь усопшего мужа. Смущённые обвинениями, уже взрослые, сыновья пришли к ней за объяснениями. Она же разоблачившись, показала им усохшее от постоянных бдений и молитв тело, показала тяжёлые вериги... Да разве могла она изменить покойному мужу, которого любила больше света???
Рядом с этой потрясающей женщиной всегда были потрясающие мужчины. И я не о её муже! Она считалась единственной ученицей Сергия Радонежского, который крестил двух её сыновей, с ней об основании новых монастырей в говорили в разное время Кирилл Белозерский и Савва Сторожевский. По её просьбе в Москве работали приглашённые княгиней известные иконописцы Феофан Грек, Семён Чёрный, Андрей Рублёв, Даниил Иконник, Прохор из Городца расписывавшие кремлёвские храмы и создавшие шедевры иконописного искусства, прославившие Москву. Это превратило город в общерусскую культурную столицу.
Она приняла постриг 17 мая 1407 г. в деревянной церкви Вознесения Христова. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросиния — что значит «Радость». Умерла же бывшая княгиня Евдокия в июле этого же года на 54 году жизни.
Погребали инокиню Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма, где и почивала она до 1929г., даруя благодатную помощь всем, с верою приходящим к ее мощам. Она была удостоена прославления практически сразу после кончины, за 5 веков до мужа. Не раз отмечено было, как у гроба ее сами собой зажигались свечи, не раз дарила она исцеление немощным и болящим. Её мощи обрели покой только в 2007 году, после проведения сложнейших современных экспертиз, одобренных церковью. Сегодня преподобные супруги нашли покой рядом - в 2008 году в приделе св Уара Архангельского собора московского кремля. 13 июля 2015 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви была установлена совместная память благоверных князя Дмитрия Донского и княгини Евдокии Московской , подобно другим святым, явившим образ супружеской семьи. В их день прославления - 1 июня 2016 года - впервые отпраздновали День детей и родительского счастья.
В Москве же был установлен памятник. Правда он не единственный в нашей стране. Недавно нижегородцы также поставили у себя в городе памятник этой благословенной семейной паре.
Кроткая и смиренная, жертвенная и самоотверженная жена великого князя Димитрия Донского Евдокия Дмитриевна так бы и осталась в тени своего мужа-воина, если бы не Промысел Божий, как и все в нашей жизни. Она смогла показать, что можно быть одновременно властной и богобоязнен ной, кроткой и доброй, любящей женой и матерью, при этом влиять на политическую картину страны, по праву разделив с мужем и его судьбу и воинские подвиги. А князь Дмитрий Иванович без своей тихой жены так и был бы для нас просто великим воином, боровшимся за независимость Родины...
Но история всё расставляет по своим местам. Не правда ли?