Каково быть «девочковой» мамой, как наладить «полусестринские» отношения между детьми, где черпать ресурс и что дает приемное родительство – в рассказе Елены Столяровой из Новосибирска
У Елены помимо взрослого кровного сына Александра пятеро приемных дочерей: Ирина, 15 лет (5 лет в семье), Евгения, 11 лет (в семье 10 лет), Александра, 9 лет (в семье 8 лет), Дарья, 9 лет (1 год в семье) и ее сестра Ира, 8 лет (1 год в семье). Каждая девочка – со своей очень непростой судьбой.
Материнство как призвание
Я считаю материнство своим призванием. Мечтала о большой семье. Сын вырос, стал жить отдельно, а потребность общения с детьми осталась.
В тот момент у меня началась гиперопека над сыном. На решение стать приемной мамой повлиял именно мой кровный сын Александр. Он понимал, насколько важны дети в моей жизни.
Расскажу о каждой дочери.
Женя
Женя пришла в семью первой. Я с первого взгляда поняла, это мой ребенок.
Кровная мама оставила Женю в детдоме, сказав, что не справится. Девочка родилась недоношенной, с диагнозами.
Через год после рождения я забрала в семью. Первые полтора года сын со снохой помогали мне.
Евгения пришла с диагнозами: пиелонефрит, лор-заболевания, порок сердца и другие, не буду их все называть. На сегодня все диагнозы сняты. Остались СДВГ, гиперактивность.
Первые несколько лет Женя была неугомонным ребенком. Способностей в обучении больших не было, но зато как маленькая хозяюшка с удовольствием помогала мне.
В 9 лет Женя полюбила книги, сейчас читает много и с интересом. Особенно ей нравится книги про животных, природу. Сама сочиняет рассказы. Любит школу. Учится с интересом на 4 и 5.
Смотрит фильмы и передачи, в которых спасают людей и животных. Хочет стать или спасателем или полицейским. Может быть, даже пойдет служить в армию, как ее брат.
По характеру застенчивая и очень сопереживающая девочка. Но, бывает, задирает сестренок. Очень любит Сашу, с которой росла вместе 8 лет.
Саша
Пройдя адаптацию, поняв, кто такие «приемные» дети, я созрела для второго ребенка. Искала девочку сестренку-подружку для Жени. Дочку двух-трех лет. Евгеше исполнилось три года, между принятиями прошло 2 года.
Мне опека предложила взять в семью девочку Сашу, ей было 9 месяцев.
Саша родилась в СИЗО. Ее кровной маме в тот момент было 36 лет, ей дали большой срок, не посмотрев на наличие грудного младенца. Мама сказала, что из тюрьмы не выйдет, и ровно через год погибла в заключении.
Только в доме ребенка мне рассказали о том, что у Саши сложности со слухом (на 98% девочка не слышала).
Поначалу я испугалась, взяла тайм-аут на три месяца. Набралась решимости, вернулась и взяла дочку в семью. Малышка меня дождалась.
Когда мне предложили познакомиться с Сашей, у нее стоял еще один сложный диагноз, но именно «тугоухость 4 степени» отпугнула меня. Я очень боялась, что не смогу общаться с глухой девочкой, не сумею выучить язык жестов. Но не зря говорят, что ваш ребенок вас обязательно дождется.
Сейчас уровень глухоты у Саши заметно снизился, дочка неплохо разговаривает. Пока она учится в специализированной школе, но думаю, что в скором времени пойдет в обычную. Потерю слуха удалось убрать почти наполовину.
На момент принятия Саши нас было трое. Мама и две дочки. Я очень много разговаривала с Сашей, да и с Женей. Мы все вместе любили танцевать под детские песенки, распевая их. Читали книжки, рисовали, вместе смотрели мультики.
Очень много времени мы проводили вместе. Любили друг друга сильно-сильно, так умеют любить только чистые детские души. Ну, и конечно, посещали занятия со специалистами.
Шунечка, так мы называем Сашу, у нас девочка с характером. Это ребенок, который знает себе цену. Очень многое она познает сама, с удовольствием читает энциклопедии.
Саша научилась рано читать, в пять она читала, но не вслух. Увлекается космосом, хочет построить ракету. Она у нас строитель, конструктор. Бумага, ветки, коробки все пойдет в дело. Костюмы, домики для кукол, даже музыкальный автомат. Может с головой залезть в посудомоечную машину, чтобы понять, что там и как.
Ира
Ира, третья девочка, ко мне попала случайно, в наследство. Она приемная дочь моей родной сестры. Сестра скончалась в 2017 году. Сердечная недостаточность, сестра часто болела.. И я забрала Иру к себе.
Мы с сестрой жили далеко друг от друга, поэтому Иру я знала достаточно мало. В основном, по фотографиям следила за ее жизнью.
История девочки трагичная. Кровная мама ее оставила с бабушками и уехала на заработки, но домой не вернулась. Погибла. Бабушки были в очень преклонном возрасте и отдали Иру в детский дом. Там ее и увидела моя сестра, работавшая в то время в опеке. Сестра решила взять девочку в семью. Ира прожила у нее с 2 до 10 лет.
Ира ребенок ранимый и ведомый. Природа подарила ей хорошую память, одарила ее трудолюбием, кропотливостью. Она целыми днями может сидеть за уроками. Она круглая отличница.
А еще Ирина моя главная помощница. И в магазин сбегать, и пол помыть, и за девчонками присмотреть. По характеру она спокойная, отзывчивая, необидчивая девочка.
Можно сказать, что Ира — подарок мне от моей сестры.
Ира и Даша
После я стала еще раз приемной мамой. Сразу две дочки у меня появились — Ира и Даша. Увидела их фото в региональной базе данных, но решилась посмотреть только после того, как им сменили фотографию. Прошу прощения, но первоначальные снимки были ужасными.
Девочки тоже жили в Алтайском крае. Приехала, увидела сестер. Сразу легли на сердце, на душу. И сами девочки сразу согласились в семью. Они побыли у нас на гостевом, им понравилось. В доме у нас одни девочки, весело.
Сестренок изъяли из неблагополучной семьи. В доме случился пожар, в котором погиб их отец, после чего органы опеки изъяли девчонок. Мама жива, но ведет асоциальный образ жизни, про детей не вспоминает.
Сестренки очень сложные девочки, с тяжелой искалеченной психикой равнодушными взрослыми. Старшая Даша девочка с легкой степенью УО, ребенок, у которого отсутствует первоначальная база знаний, мотивация к учебе, отсутствует понимание, зачем это, почему это…
Даша хитрая, вороватая, но, в то же время добрая, трудолюбивая, приветливая. Как может быть ребенок другим, если все свои небольшие годы она жила в таком окружении?
Сейчас очень сложно ей дается обучение в школе, нам пришлось сменить учителя и школу, может быть здесь возникнет понимание, зачем надо учиться. Сейчас Даша интересуется только игрой. Это такой 4-5 летний ребенок, хотя ей уже 9 лет.. Но, мамина ласка, доброе отношение сестер и учителей я думаю, помогут справиться, и Дашуля у нас обязательно будет звездой.
Иришка-серенькая мышка. Тоже ребенок, пострадавший от окружения… Видя ее ужимки и угодничество, даже страшно думать о том, что делал этот ребенок за кусок хлеба и ласку.
Иришка запущена не только педагогически, но и со здоровьем у нее проблемы. Ненужный, неудобный ребенок. Пассивное отношение родителей к ее здоровью привело к тому, что девочка оглохла (слава Богу, не совсем).
За год нахождения сестер в детском доме Ире сделали операцию, подлечили, и уже дома мы сами купили ей слуховые аппараты. Вот так и научился ребенок в 7 лет слышать и говорить.
К потере слуха прибавляется еще и УО, но у Иришки есть огромное желание учиться, она слушает, впитывает в себя как губка детские малышковые программы и мультфильмы. С увлечением рассматривает картинки. Очень любит раскрашивать, понравилось делать алмазную мозаику.
Пока мы еще притираемся друг к другу, но я уверена, что года через два мои девчонки мало чем будут отличаться от других детей.
Дети не должны жить в детских домах
Детские дома (по крайней мере те, что видела) могу охарактеризовать как аккуратные, чистые. Персонал отзывчивый, нянечки заботились о детях.
Но разве самый комфортный детский дом сможет заменить семью? Место ребенка рядом с мамой.
Ищу в людях хорошие черты
Первые три девочки – круглые сироты. У Даши и Иры отец погиб (причем на глазах девочек), мать ведет асоциальный образ жизни.
Все мои дети знают свои биографии. Я взяла за правило ни в коем случае не винить кровных родителей в произошедшем. Дочкам говорю: «Так получилось, что мамы и папы не смогли справиться с воспитанием, но зато вы пришли ко мне».
А Даше и Ире говорю, что «мама не сумела, не смогла, вот вырастите и покажете маме, как жить правильно».
Эти слова особенно важно было проговорить с Ирой и Дашей, которые поначалу испытывали глубочайшую ненависть к кровной матери.
Я всегда ищу в людях хорошие черты и стараюсь детям это привить. Все-таки в людях больше хорошего, чем плохого.
Стараюсь узнать что-то о жизни моих девочек, о их родителях, родственниках. Ведь найдя лучшую черту в характере био-родителя, можно продолжить развивать ее.
У Жени оказалось, что мама очень хорошо училась в школе и даже поступила в университет, но потеряла точку опору – семью. Женина мама скатилась вниз по наклонной и умерла, оставив после себя Евгешу.
Я взялась развивать способности дочки, и хорошие оценки и ее интересные рассказы говорят сами за себя.
Нашла старшую сестру Саши и стараюсь сама звонить ей, поощряю Сашины звонки родной сестренке в день рождения, праздники.
Съездила в гости к дедушке сестренок, поговорила о них, о их жизни, поняла, что и как надо сделать, чтобы им комфортнее стало жить у меня.
Одна старшая дочка для меня еще загадка, здесь все сведения о семье скрыты тайной усыновления.
Мамины дочки
Почему мне встретились девочки — не знаю. Судьба, наверное.
Был ли тогда у меня страх, что не справлюсь? Страха не было. Мне потребовалась всего одна минута, чтобы принять решение.
Я не боюсь брать приемных детей и переживать адаптацию, проблемы. Я не педагог, а просто мама.
Вы спросите, почему я не беру детей с диагнозами? Потому что я рассчитываю собственные силы. К примеру, у меня нет автомобиля, чтобы ездить с ребенком по врачам.
Нужно совершенно четко понимать, какие диагнозы и ситуации ты сможешь осилить, а какие нет. Сложной адаптации не было, поскольку детей я взяла, когда они были в маленьком возрасте.
Были ситуации, когда в семье появлялся малыш, и старшие дети ревновали, но не более того.
Полусестринская связь
Отношения между девочками можно назвать дружескими, нежели сестринскими. Первые две девочки Саша и Женя вместе росли и между ними появилась какая-то родственная связь что ли. Не сестринская, а «полусестринская».
Средняя девочка, Ира, одна. Собственно, она и в прежней семье моей сестры росла одна. Даша, Ира – родные сестры.
Отношения в семье хорошие: старшие следят за младшими, помогают по дому. Бывают ситуации «я не хочу что-то делать по дому», но я подхожу лояльно. Но и не балую, конечно.
Благодарности не жду
Если от кровного ребенка я могла ждать отдачи, то от приемных не жду абсолютно ничего.
Некоторые родители жалуются: «Я не могу полюбить приемного ребенка». Ты не должен его любить, ты должен уважать, заботиться. Принять ребенка как личность, со всей его жизнью до тебя.
Любовь не приходит по какой-то директиве. Я дочкам отдаю все, при этом не жду ответной любви.
Этих детей воспитываешь жалеючи. Опять же в глазах кровного ребенка ты не боишься совершить оплошность, а здесь боишься. Как бы не ранить, не задеть.
Сколько детей должно быть в одной семье
Каждый родитель сам определяет, сколько детей он сможет «потянуть». Те, кто чувствует в себе силы, берут еще детей, чтобы (помочь еще нескольким ребятишкам уйти из системы), спасти еще одного и еще одного ребенка.
Семья – точка опоры. Дом – место, где тебя ждут, где рады тебе. У моих дочерей есть это место.
К примеру, моя старшая Ира планирует поступить в колледж и жить отдельно, но при этом она знает, что есть семья, которая ее ждет. Это важно.
Где взять ресурс
Источником силы являются дети. Мы любим, гулять, фотографироваться, обниматься.
Я никого не отталкиваю, если ребенок хочет побыть со мной наедине.
Иногда родитель должен переключаться, потратить время на себя. Для меня, к примеру, одним из способов переключиться остаются прогулки.
Ресурс дается из любви к себе, к жизни, к детям, к родителям. Для меня важное в жизни это семья, но не та семья, которая живет одним домом, а та семья, которая собирается за одним огромным праздничным столом.
Когда тебя принимают и понимают, когда твои помыслы и желание принимаются как должное, тогда в тебе поднимается жизнь, приходит понимание, что я все делаю правильно, мои крылья вырастают и рождаются новые мысли.
Когда я совсем падаю духом то я еду в единственное место на Земле, где меня ждут и любят. На час или два. Восемь часов в одну сторону, восемь в другую, три-четыре часа с мамой и папой, и мой ресурс восстановлен!
Рукоделие, чтение книг, мои любимые куклы, вечерние прогулки — и все это только вместе, только вшестером.
Живу детьми
Родительство мне дало жизнь. Я живу детьми, не вижу иной роли, кроме как роль мамы.
Мне это интересно, я развиваюсь: закончила педколледж, курсы логопедов, дефектологов. Много посещаю вебинаров, курсов, тренингов. Сейчас хочу поступить на курсы психолога.
Дети помогли по-другому посмотреть на мир.
Хочу поделиться стихотворением:
Иду я с дочкою своей,
Держу ее ладошку.
Иду я с дочкою своей,
И вижу рядом кошку,
Увижу лужи и кусты,
Увижу разные цветы,
Жуков, шмелей, ромашки
И разные бумажки.
Все необычно для нее.
И мир пока не ясен.
А рядом с ней
Мой мир ожил —
Огромен и прекрасен!
А у меня пять замечательных дочек. И каждая видит свою кошку и хочет про нее рассказать.
Можно сказать, что я помолодела с дочерьми.